Мастер – класс как форма повышения педагогического мастерства


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №12 г. Нижнеудинск» Мастер – класс как форма повышения педагогического мастерстваМаценко Л.М.,Руководитель МОпедагогов дошкольного образованияг. Нижнеудинск, 2016г. Мастер – класс:«Мастер» – профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов. «Класс» – показатель высокого качественного уровня.Это урок мастерства для компетентных коллег. Это возможность показать научность и профессионализм.Это передача матером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего – путем прямого или комментированного показа приемов работы.Это форма взаимообмена опытом между педагогами, обмен мастерством, оригинальной технологией, методом, приемом. Это занятие, даваемое мастером, на котором опыт и мастерство передается ученикам путем прямого и комментируемого показа приемов работы. Это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.Это эффективная форма передачи знаний и умений, обменом опытом обучения и воспитания, центральным звеном которого является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания активной роли всех участников занятия. Особенности мастер - классаСобственная система работы, предполагающая комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; технологию обучения и воспитания.Педагогические действия взаимосвязаны и оригинальны; они обеспечивают эффективное решение образовательных задач.Новый подход в философии обучения, ломающий все устоявшие стереотипы.Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями, раскрыть творческий потенциал мастера и участников. Состоит из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы. Длительность от 20 – 30 минут до 2 – 3 дней. Количество участников от 7 до 30 человек.Форма взаимодействия через сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.Вариативность форм (лекция, практическое занятие, интегрированное: лекционно – практическое занятие). Цель мастер - класса Отработка практических умений по различным методикам и технологиям обучения и воспитания; помощь коллегам в овладении авторским методом. Отличительные признаки мастер – классаИндивидуальный стиль творческой педагогической деятельности, проявляющийся при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности; в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.Принцип: «Я знаю, как это сделать и научу Вас!»В процессе проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы со стороны участников и мастера. Критерии качества мастер – класса Целостность;Оптимальность в определении места и времени применения методического приема; Оригинальность, эксклюзивность, прогрессивность методики;Гибкость;Импровизация;Творчество в организации;Технологичность;Интерактивность;Мотивированность участников;Профессионально – личностные качества педагога – мастера;Артистичность, общая культура. Технология (алгоритм) проведения мастер – класса1 шаг: презентация педагогического опыта, технологии, методакраткое обоснование основных идей, актуальность;доказательство эффективности использования педагогической технологии;цель, задачи, принципы педагогической технологии;список литературы.2 шаг: - определение основных приемов работы, которые мастер будет демонстрировать присутствующим коллегам;актуализация знаний участников, предоставление возможности высказаться каждому участнику;3 шаг: имитационная игра (объединение в группы для решения проблемы)мастер занимается с участниками, демонстрируя приемы эффективной работы. 4 шаг: моделированиесамостоятельная работа участников по разработке модели, технологии мастера (мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу и управляет ею).обсуждение результатов работы. получение методического продукта (рекомендации, пособие, материал, плакат и др.).5 шаг: рефлексиясамоанализ;дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и участников (достоинства и недостатки используемой методики);соответствие конечного результата заявленным целям;заключительное слово мастера по всем замечаниям и предложениям. Результаты мастер – класса (общие выводы)Позволяет мастеру раскрыть авторскую технологию.Отражает умение мастера проектировать успешную деятельность участников.Создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного опыта.Получение продуктивной деятельности всех участников.(методические рекомендации, методическая разработка, пособие, тематическая подборка материала, инструктивно – методический плакат с рисунками, тестом, схемой).Результатом совместной деятельности является модель занятия, которую разрабатывает «педагог – ребенок» под руководством «педагога – мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности. «Правильный путь таков - усвой то, что сделали твои предшественники, - и иди дальше» (Л.Н. Толстой)