Творческий отчет «Пути реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебно-воспитательном процессе начальной школы».


Творческий отчет«Пути реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебно-воспитательном процессе начальной школы».
Проблему оздоровления населения в настоящее время, пытаются решить на разных уровнях государственной власти, общественных организаций и образовательных учреждений. Прошедший год, как известно, в стране проходил под девизом «Здоровье нации».
В современном образовании в последние годы стали четко проявляться негативные тенденции, среди которых наиболее тревожными являются состояние физического, психического и нравственного здоровья детей в школах.
Школьные программы, стремятся дать максимум для развития интеллекта ребёнка, а уже попутно реализуют цель сохранения здоровья ребёнка. Перед педагогами встала проблема по поиску наиболее эффективных методов и форм «оздоровления» учебно-воспитательного процесса в школе.
Учителями нашей школы для оздоровления учащихся используются эффективные, не сложные в осуществлении, направления, обеспечивающие максимально полный охват и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе.
Существенную помощь в решении вопроса оздоровления учебно-воспитательного процесса оказывает программа «Разговор о правильном питании», которая позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания, формировать представления о правилах этикета, пробуждать интерес к народным традициям. Опыт работы показал, что программа эффективна, актуальна, её создание вызвано временем, благодаря ей, не только дети, но и взрослые осваивают основы здорового образа жизни.
Больший эффект для закрепления полученных знаний даёт интеграция тем программы с темами других предметов на уроках и во внеклассной работе. Содержание программы «Разговор о правильном питании» становится ярче, другие предметы его расширяют и дополняют.
Вот несколько вариантов межпредметной интеграции:
«Разговор о правильном питании»
«Две недели в лагере здоровья» Окружающий мир
«Время есть булочки» «Золотые руки народные»
«Как правильно накрыть на стол?» «Умеешь ли ты есть?»
«Где и как готовят пищу?» «Из истории нашей Родины»
«Разговор о правильном питании»
«Две недели в лагере здоровья» Литературное чтение
Русский язык
«Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?» Русская народная сказка «Каша из топора»
«Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» В.Сутеев«Дядя Миша», «Мешок яблок»,
«Сказка в гости к нам пришла».
Сочинение сказок о приключении витаминов
«Что нужно есть в разное время года?» Пословицы и поговорки
«Разговор о правильном питании»
«Две недели в лагере здоровья» Трудовое обучение
Изобразительное искусство
«Где и как готовят пищу?» Лепка из глины домашней утвари, обжиг, роспись
«Какую пищу можно найти в лесу» Лепка из глины ко дню пастушьего праздника, обжиг, роспись
Интегрированный подход в процессе работы по программе «Разговор о правильном питании» позволяет:
учесть возрастные особенности младших школьников, которым свойственно целостное (нерасчленённое) восприятие объектов окружающего мира;
использовать возможности каждого учебного предмета для развития и воспитания учащихся;
ярче представить характеристики учебных предметов, для которых интеграция является главной сущностной особенностью;
уменьшить количество учебных предметов, тем самым и общую нагрузку школьника, а значит, устранить перегрузки и избежать чрезмерного утомления.
Интегрированные уроки могут быть различными. Нами апробирована и предлагается система внеклассной работы:
Аукцион «Правильное питание»;
Шуточное представление «Шутка о Ване Сидорове и правилах питания»;
Вкусные старты;
Классные часы: «Хлеб на стол, так и стол – престол!», «Умеем ли мы правильно питаться.», «Здоровая пища для всей семьи.»;
Внеклассное занятие «Разговор о правильном питании»;
КТД «Турнир знатоков»
Успешное сотрудничество классных руководителей с родителями - залог плодотворной работы с детьми.
Основные направления работы с родителями:
Психолого-педагогическое просвещение родителей (вопросы правильного и рационального питания детей);
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (Дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, дни открытых дверей, дни здоровья, походы, экскурсии);
Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (Родители входят в состав бракеражной комиссии по проверке питания в школьной столовой, принимают активное участие в работе попечительского совета. Родительские комитеты классов организуют мероприятия для учащихся).Формы и методы реализации программы носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей.
Мы принимали участие в конкурсе методик реализации программы «Разговор о правильном питании» с проектом КТД «Турнир знатоков». В реализации этой работы нет скучных назиданий типа «Мойте руки перед едой». Вместо этого наши дети преодолевают различные трудные ситуации, стоят перед проблемой осознанного выбора. Они составляли кроссворды, готовили необходимый материал (дидактический, материалы для оформления помещения), получали новые знания, в игровой форме изучали правила этикета, поведения за столом.
В школе оформлены стенды: «Здоровое питание – основа процветания», «Чистота всего полезней – сохранит всех от болезней!», «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение!», «Каждому занятию своё время». Кроме того, дети пишут заметки о правилах питания в школьную газету, рисуют плакаты и стенгазеты.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле- здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.