Программа самореализации личности учащегося по теме М.А.Булгаков

Программа самореализации личности по теме «М.А.Булгаков»




Дорогие ребята!


Достоинства произведения определяется временем, его живучестью и нетленностью. Когда мы в очередной раз через призму десятилетий, веков пытаемся осмыслить и переосмыслить великие произведения, проверенные временем, нам, читателям XXI в.; остается загадочным и актуальным вопрос: «Что же такое Человек?».
«Он гений»-такое определение Булгакову, как писателю, дает Анна Ахматова. И, несомненно, автору романа «Мастер и Маргарита» впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического, философского, сатирического и мистического начал. По глубине философского содержания и уровню художественного мастерства роман по праву стоит в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, «Дон Кихотом» Сервантеса, «Фаустом» Гёте. Давайте вместе порассуждаем над вопросами, поставленными автором, и докажем, что роман «Мастер и Маргарита» является одними из вечных спутников человечества в его исканиях истин и свободы.














Прочитав каждое задание, определите степень своего интереса к нему:
«!» - задание мне интересно;
«?» - задание интересное, но сложное для выполнения;
«0» - задание меня не интересует.
Выполнив работу, оцените её сами.
Сравните свою оценку с оценкой учителя.




п/п


Виды заданий

Сте
пень интереса

Дата выполне
ния

Самооценка

Оцен
ка учителя

1
Составляем хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.





2
Выявляем основную проблематику романа «Мастер и Маргарита», авторскую позицию.





3
Определяем особенности сюжета, композиции и изобразительно-выразительных средств в их единстве.





4
Работаем над системой образов.





5
Обращаемся к смежным искусствам для более глубокого понимания прочитанного.





6
Сопоставляем различные точки зрения, доказываем свою позицию.





7
Устанавливаем межпредметные связи.





8
Углубляем знания по теме.





9
Учимся творить.





10
Подводим итоги.









Задание №1 Составляем хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

Познакомьтесь с материалом учебника, опорным конспектом, дополнительной литературой.
Выделите главное в изучаемом материале, сопоставив различные источники информации.
Заполните хронологическую таблицу.

Задание №2 Выявляем основную проблематику романа «Мастер и Маргарита», авторскую позицию.
Объединившись в группу с однокласниками, подготовьте проблемне вопросы и задания по роману.
Подумайте, почему Воланд покровительствует мастеру и Маргарите.
Найдите общее в судьбах самого М.Булгакова и мастера. Правомочно ли такое сопоставление?
А.Ахматова в стихотворении «Памяти Булгакова» говорила о «великолепном прозреньи» списателя. Как вы думаете, что имела в виду поэтесса?
Задание №3 Определяем особенности сюжета, композиции и изобразительно-выразительных средств в их единстве.

1.Составить диалог «Особенности композиции и жанра романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Схема «Композиционные особенности романа»



Основа всего произведения - роман в романе «Новый Завет»
судьба главного героя «Ершалаимские главы» 4 Евангелия
история Мастера и Маргариты. Мастер создает 5-е


- Доработайте данню схему, с учетом информации, изложенной в диалоге.

Задание №4 Работаем над системой образов.

Дайте характеристику основным образам романа, используя жанр дневниковых записей? Какой герой вам більше по душе и почему?
Составьте философские словари Берлиоза, Воланда, Иешуа, мастера
Какой герой вам більше по душе и почему?




Задание №5 Обращаемся к смежным искусствам для более глубокого понимания прочитанного.

Напишите аннотацию к :
роману;
кинофильму;
театральной постановке.
Найдите иллюстрации к роману и подберите возможные, на ваш вигляд, музыкальные сопровождения.
Найдите информацию об экранизациях романа.

Задание №6 Сопоставляем различные точки зрения, доказываем свою позицию.
Сравните позицію Булгакова и христианской теологи и теософии в вопросе трактовки библейских мотивов.
Обьединившись в группу, сравните ваши позиции по вопросу истинности канонов, предложенных Воландом. Данные зафиксируйте в сравнительной таблице.

Задание №7 Устанавливаем межпредметные связи.

Напишите исторический очерк о Москве 30-х годов XX в.
Подготовьте сценарий документального фильма «Булгаков и Украина».
Проследить взаимосвязь мировоззрения Маргариты с современными философскими течениями.

Задание №8 Углубляем знания по теме.

1. Подобрать информационный, аудио- и видеоматериалы для сценария мини- спектакля «Только человек ответствен за добро и зло». (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Задание №9 Учимся творить.

Создать киноафишу к фильму «Мастер и Маргарита»(реж. Владимир Бортко).
В созданной вами группе проведите диспут на тему «Трусость, несомненно, один из самих страшних пороков».

Задание №10 Подводим итоги.

Что лично вам дало изучение данного произведения? О чем оно заставило вас задуматься, что, может быть, переосмыслить в своей жизни, с чем, возможно, вы не согласны с автором?


Спасибо!



15