Презентация Инновационная педагогическая деятельность как фактор обеспечения качества образования


«Инновационная педагогическая деятельность как фактор обеспечения качества образования»31 марта 2016Белевич С.Н., заместитель директора МАОУ СОШ № 8г. Красновишерска "Сегодня идти в ногу со временем - значит отставать. Его надо опережать. Увидьте себя в будущем.А если увидели, то постройте его." В.Н. Просвиркин Понятийный аппаратТермин “инновация“ в переводе с лат. яз. означает “обновление, новшество или изменение“. Новшество: идея, метод, средство, технология или система.Нововведение – процесс внедрения и освоения новшества.нововведение = инновация Инновация– комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшеств, приводящих к определенным качественным изменениям системы. (М.М. Поташник) Педагогическая инновация– нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Инновационный процесс – - процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. инновационная деятельность – - это деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом (К.Е. Сумнительный) Актуальность инновационной деятельностиИнновации – воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Инновации должны улучшить качество образования.Инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис. Инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения Противоречия современного образованияМежду стандартизированным обучением школьников и их индивидуальными способностями и интересами;Между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учеников;Между тенденцией к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;Между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями Этапы инновационного процессаОпределение потребности в изменениях;Сбор информации и анализ ситуации;Предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;Принятие решения о внедрении (освоении);Собственно внедрение, включая пробное использование новшества;Длительное использование новшества (институализация), в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Источники инновационных процессовинтуиция творческого руководителя, педагога; опыт, рожденный в данной школе; педагогический опыт, рожденный в других школах; директивы и нормативные документы; . мнение потребителя образовательных услуг; потребности педагогического коллектива работать по-новому; потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др. Виды инноваций Ретро -инновацияС современную практику переносится модифицированный вариант уже существующего в прошлом явленияАналоговаяВ известный подход вносится частная модификацияКомбинаторная Из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продуктСущностная Возникает действительно новый подход СлучайныеИнновации надуманные и привнесенные извне, не вытекающие из логики развития образовательной системыПолезныеИнновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но с определенными целями и критериямиСистемныеИнновации, выведенные из проблемного поля с четко обозначенными целями и задачами. Строятся на основе учета интересов школьников и педагогов и носят характер преемственности с традициями(В.М. Лизинский)(К. Сумнительный) Классификация инновацийПо определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность: цель и содержание образования; технологии, методы, средства организации педагогического процесса; формы организации обучения и воспитания; система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся); образовательная экология. По способу возникновения и протекания инноваций: систематические, планомерные; стихийные. По глубине и ширине осуществления инноваций: массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования; частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением. По характеру происхождения: внешние; внутренние. По признакам масштабности: частные (локальные и единичные, не связанные между собой); модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой); системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения). Типы инноваций По отношению к структурным элементам образовательных систем;По отношению к личностному становлению субъектов образования;По области педагогического применения;По типам взаимодействия участников педагогического процесса;По функциональным возможностям;По способам осуществления;По масштабности распространения;По социально-педагогической значимости;По объему новаторских мероприятий;По степени предполагаемых преобразований Направления инновационной деятельности:Инновации в обученииНовые методики преподавания, новые способы организации занятий; новшества в организации содержания образования; методы оценивания образовательного результатаИнновации в воспитанииСистемы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, которые способствуют социализации школьников и позволяют нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской средеИнновации в управленииНовшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельностиИнновации в переподготовке кадровНовые методики преподавания, новые программы переподготовки кадров УСЛОВИЯ реализации инновационной деятельности :нормативно-регламентирующие;перспективно-целевые; потребностно -стимулирующие ;коммуникативно-информационные Критерии инноваций: актуальность ; новизна; образовательная значимость; общественная значимость; полезность; реализуемость . Сравнительная характеристика новации и инновации КритерииНовацияИнновацияМасштаб целей и задачЧастныйСистемныйМетодологическое обеспечениеВ рамках существующих теорийВыходит за рамки существующих теорийНаучный контекстОтносительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объясненияМожет вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» наукиХарактер действий (качество)Экспериментальный (апробирование частных нововведений)Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результатХарактер действий (количество)Ограниченный по масштабу и времениЦелостный, продолжительный КритерииНовацияИнновацияТип действийИнформирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшестваПроектирование новой системы деятельности в данной практикеРеализацияАпробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельностиРезультат, продуктИзменение отдельных элементов в существующей системеПолное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системыНовизнаИнициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методикиОткрытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельностиПоследствия Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связейВозможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок Понятия «реформа» и «инновация»РеформаИнновацияИзменение сроков начала обученияИзменения во внутренней организационной деятельности школыУвеличение финансированияИзменения в содержании образованияИзменения в оборудовании учебных заведенийИзменения в методах обученияИзменения в продолжительности обученияИзменения в отношениях«Учитель - Ученик»Повышение статуса образованияНовые санитарно-гигиенические требованияИзменения в структуре системы образованияРеформа – это нововведение, котороеорганизуется и проводитсягосударственной властью.Инновация – этонововведение, которое организуется и проводитсяработниками системы образования.