«Формирование познавательных УУД в системе заданий на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Словообразование».


«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, литературы и иностранного языка»
по теме:
«Формирование познавательных УУД в системе заданий на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Словообразование».
»
Автор: Конюхова Ольга Николаевна,
учитель русского языка ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани
Оглавление
Введение.
Цель и задачи проекта, планируемый результат, описание методических приемов стр 3-5
Основная часть.
2.1.Описание деятельности учащихся: идея, логика, методические принципы заданий. стр. 5
2.2.Дидактический материал. стр. 6-8 Заключение.
Выводы по ИР стр.9
4. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные) стр.10
Введение
Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин, в том числе русского языка.
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: « В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качества образования в целом».(Фунд.Ядро, с.67).
Задача учителя современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать УУД, в том числе познавательные действия и операции, научиться думать, рассуждать, догадываться, анализировать, создавать способы рационального решения той или иной учебной проблемы.
Достижение новых образовательных результатов, основанных на сотрудничестве школьников их самостоятельной деятельности, -одно из главных требований, необходимых для реализации ФГОС.В современной школе назрела необходимость пересмотреть приемы, методики организации учебной деятельности учителя и учащихся, направленные на формирование УУД, в частности познавательных.
Таким образом, целью моего проекта является создание системы заданий на уроках русского языка в 6 классе по формированию познавательного интереса,логики, способности самостоятельного творческого поиска учащимися.
Задачи моего проекта определены целью:
изучить труды Л.С.Выготского, Е. Г Бажовича, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др., методические рекомендации, требования ФГОС, «Фундаментальное ядро содержания общего образования» по формированию познавательных УУД на уроках русского языка и провести их анализ;
обобщить и систематизировать полученные знания, полученные в результате изучения теоретического материала по формированию УУД;
разработать систему заданий по теме « Словообразование», направленных на формирование познавательных учебных действий;
использовать систему заданий по теме « Словообразование», направленных на формирование познавательных учебных действий, на отдельных уроках русского языка учителями – словесниками.
Планируемый результат: примеры и тексты заданий, упражнения разного уровня для уроков русского языка в 6 классе по теме « Словообразование. Орфография. Культура речи».
По программе общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5-9 классы. Авторы: М.М.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.Москва, «Просвещение», 2010 г.на изучение данного раздела отводится 31 час.
Методические приемы и методы:
работа по образцу;
классификация;
моделирование;
преобразование модели,
исследование,
работа с деформированным текстом;
создание проблемной ситуации;
метод словесной и наглядной передачи информации;
поиск информации;
наблюдение;
При разработке системы заданий использованы методики Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. Г Бажовича, Д.Б.Эльконина, методика синектики –объединение логических и ассоциативных приемов.
В ходе выполнения заданий на уроках при изучении темы « Словообразование» учащиеся научатся:
различать морфемы;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
разграничивать родственные слова и формы слова;
получат возможность научиться:
противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
обнаруживать регулярные исторические чередования , видимые на письме;
применять правила орфографии на практике.
Описание деятельности учащихся
Действия учащихся: самостоятельно работают с информационным материалом, анализируют, систематизируют, обобщают изученный материал, классифицируют, выдвигают гипотезы, формулируют правила, создают алгоритм, комментарии, решают проблемные ситуации и задачи, сравнивают объекты, строят логическую цепочку рассуждений, анализируют истинность утверждений, доказывают; взаимоконтроль, взаимооценка и самооценка результатов деятельности. Дидактический материал (примеры и тексты)
Задания к циклу уроков по теме «Состав слова. Однокоренные слова»
I.Работа по образцу
1.От данных слов по образцу образовать слова с суффиксом - тель1.слушать- слушатель
читать-…
мыслить-…
учить
носить-…
писать
2.Запишите по образцу, как образованы слова.
1 уровень
Беловатенький- беловатый- белый
Синеватенький-...Крановатенький-…
Слабователький -…
2 уровень
Бесчувственный-
Пренеприятный –
Домовитый-
Преподнести-
Распрекрасный -
II.Задания по классификации
1 уровень
В каждой группе слов найдите однокоренные слова и запишите их рядами, выделите корень.
1.Вода, водить, провода, подводник, поводок, половодье, водолаз, выпроводить, завод, заводной, заводь, проводы.2.Дорога, дорожный, дорогой, подорожник, подорожник, дороговизна, дорожить , дорогуша
2 уровень
Подобрать слова с разным лексическим значением с корнями –гор-, -кос-, -вод-, -дорог( дорож),расположив их «гнездам».
Сгруппировать слова по наличию суффикса и его отсутствию
1 уровень
Сгруппировать слова с суффиксом –чик- и –ик , выделив их.
Зайчик, огурчик, перчик, разносчик, разносчик, стульчик, мячик, переплетчик, извозчик, ларчик
2 уровень
Списать слова ,выделив суффиксы. Аргументировать свои ответы.
Перчик, разносчик, разносчик, стульчик, мячик, переплетчик, извозчик, ларчик, зайчик, огурчик.
III. Задания на сравнение и анализ
Прочитать слова. Проанализировать и сгруппировать слова по наличию или отсутствию приставки.
1. Передовой, передоверить.2) Подвинуть, подвинтить.3)Оперение, операция.4) Простенок, простенький.5) Законченный законный.6) Прозрачный, прозаический.7) Признание, Призовой. 8) Отрядить, отрястиПрочитать слова Проанализировать и записать их по отличию с точки зрения их строения.
1. Передовой, передоверить.2) Подвинуть, подвинтить.3)Оперение, операция.4) Простенок, простенький.5) Законченный законный.6) Прозрачный, прозаический.7) Признание, Призовой. 8) Отрядить, отрясти.Аргументировать свой ответ
IV. Решение проблемной ситуации
1 уровень
Прочитать текст. Ответить на вопрос: почему в некоторых словах окончания выделены , в других- нет?( в словах предложений текста окончания выделены)
Комната была залита ровным желтым светом. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.
2 уровень
Прочитать и выделить окончания в словах. Все ли слова имеют окончания?
Комната была залита ровным желтым светом. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.
Аргументировать свой ответ. Привести по 3 примера слов с нулевым окончанием, слов, не имеющих окончания.
V.Исследование
1 уровень
Списать, исключая из данных рядов лишнее, неоднокоренное слово.
1) жаровня, жаркое, раскаленный2)Ветер, вихрь, безветренный
3) Сосна, дерево, деревянный.
4) Пара, парный, паровой
5) носильщик, носатый , поднос 1 уровень
Списать, исключая из данных рядов лишнее слово. Аргументируйте свой ответ.
1) жаровня, жаркое, раскаленный2)Ветер, вихрь, безветренный
3) Сосна, дерево, деревянный.
4) Пара, парный, паровой
5) носильщик, носатый , поднос
Задания к циклу уроков по теме «Чередование гласных в корне слов »
I.
1.Работа в паре. Объяснение теоретического материала по теме сильным учеником слабому.
2.Создание учебной ситуации. После прочтения теоретического материала по теме сформулировать алгоритм применения правила на письме.
3.При изучении правил орфографии по данной теме: составить схемы – опоры
4.При изучении корней с чередующимися гласными кос- кас сравнить слова и сделать выводы по их написанию, сгруппировать по общему признаку: косой , косовица, коснулся, касательная, косогор и т.п.( может быть ни один признак).
5.При изучении темы по орфографии учащиеся учатся самостоятельно выделять и формулировать проблему, выдвигать гипотезу и их обосновывать.
Даны слова: безыдейный, сыграть, безынициативный, сверхинтересный, межинститутский, сверхинициативный, поиграть, заиграть и т.п.Выдвинуть гипотезу, почему в одном случае после приставки пишется и, в другом- ы.
Затем подтвердить свои мысли словами из теоретического материала.
6.Правила, определения представить в виде графических схем, таблиц, алгоритмов, разного рода визуальных подсказок и ключей.
7.Задание «Составление слов из элементов по схемам»
Заключение
Таким образом, мы разработал систему заданий по формированию познавательных универсальных действий, рассмотрели типологию учебных ситуаций. Наряду с ними для развития УУД в школе используются различные типы задач: на выстраивание стратегии поиска решения задач, на сериацию, сравнение , оценивание, на проведение эмпирического и теоретического исследований, на смысловое чтение и т.д.
В ходе своей работы были выполнены поставленные задачи по изучению, систематизации, изучению научных трудов, методических рекомендаций по данному вопросу, разработана система заданий по формированию познавательных УУД.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
Баева И.А. И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.
Нормативные документы

Закон РФ об образовании
Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011) Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
ФГОС полного общего образования.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).