Развитие познавательной активности по формированию элементарных математических представлений


Развитие познавательной активности по формированию элементарных математических представлений служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей.
От эффективности умственного развития детей в дошкольном возрасте
зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Государственный Стандарт образования Республики Казахстан, дошкольного образования определяет ряд требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие.
В период дошкольного детства ребёнок наиболее подвержен педагогическому воздействию взрослого, который с помощью комплекса методов и приемов в процессе взаимодействия формирует познавательную активность; развивает психические процессы: мышление, восприятие, память, внимание, речь, самостоятельность и инициативность детей; воспитывает у них стремление к активной познавательной деятельности и творчеству.
Главное в работе по ФЭМП на сегодняшний день является не только и не столько накопление определённого запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребёнка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных способностей.
Следовательно, целью работы по развитию познавательной активности является подбор таких форм организации математического развития детей, которые адекватны психическим особенностям детей и способствуют их интеллектуально-творческому раз витию.
В процессе развития познавательной активности, формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются разнообразные методы и приемы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.
Образовательно — воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей выстраивалась с учётом следующих принципов:
Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.
Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность — обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников используются следующие инновационные методы и приемы:
элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
сравнение;
метод моделирования и конструирования
решение логических задач;
экспериментирование и опыты
воссоздание и преобразование
информационно коммуникативные технологии
здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
С целью стимулирования интеллектуального развития детей и для успешной работы прежде всего необходимо создать условия : оформление педагогичекого процесса, изготовление развивающих игр, занимательной математики, состоящего из развивающих и занимательных игр, центра познавательного развития : где расположены дидактические игры , занимательный материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, простейшие вариант игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет» .Имеется наглядный материал по логическому мышлению: загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
В работе по развитие познавательной активности по формированию
элементарных математических представлений на занятиях и в свободной деятельности помогает мониторинг оценки компетентностого развития детей , который выявляет уровень развития познавательной активности
По результатам мониторинга на начало года из 25детей с 3 уровнем развития было 4 ребенка, со 2 уровнем 12 детей и с 1 уровнем развития 9 детей опредили задачи на учебный год. Работа с родителями является связующим звеном для развития познавательной активности детей по формированию элементарных математических представлений . Для успешной работы необходим план работы с родителями по развитию познавательной активности детей Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль.
При развитие познавательной активности и формированию элементарных математических представлений основное усилие педагогов и родителей направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность к процессу познания математики, помочь ребенку преодолевать трудности, стимулируя его желание достигнуть поставленной цели, верить в свои силы.
В работе используются разнообразные формы работы с родителями:
общие и групповые родительские собрания
консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»
изготовление дидактических игр совместно с родителями
рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
дни открытых дверей
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
совместное создание предметно-развивающей среды
анкетирование «Математика для развития вашего ребенка»
Прилагаются все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду — родители и дети закрепляли дома.
В течении всего учебного года формировали у детей умственные способности на основе математических знаний и представлений на занятиях и в свободной деятельности . развивали познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение,формировать приёмы умственных действий: сравнение, обобщение, анализ, установление причинно-следственных связей.
Способствовали развитию познавательной активности детей.
Поставленные задачи были выполнены, цель достигнута. Развитие познавательной активности по формированию элементарных математических представленийу детей сформированы ,согласно требованиям Государтвенного стандарта образования .
По результатам мониторинга оценки компетентностого развития детей на конец учебного года из 24детей :с первым уровнем развития-0детей; со 2 уровнем развития- 12детей-50%, с 3 уровнем развития-12 детей-50%.
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. И в заключении, хочется сказать, что развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.