Методическая разработка по теме: «Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
МБУ ДО Дворец творчества
Отдел социально-педагогического творчества
Объединение «Беби-класс»
Методическая разработка по теме:
«Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников»
Составитель
педагог дополнительного образования
Баякина Оксана Викторовна
Иваново 2015
« Предмет математики настолько
серьезен, что надо не упускать
случая сделать его занимательным»
Б. Паскаль.
Математика-один из наиболее трудных учебных предметов, требующих концентрации внимания, развитого логического мышления, хорошей памяти. Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным? Как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее, легче. Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, дети становятся быстрыми и находчивыми.
Мы не должны забывать, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и наша цель через игру познакомить детей с определенными понятиями, дать нужную информацию. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, головоломке. Занимательный математический материал-это задачи-шутки, ребусы, математические фокусы, дидактические игры и упражнения. С их помощью уточняются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Регулярное использование такого материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений развивает познавательные возможности детей, расширяет математический кругозор, повышает качество математической подготовленности к школьному обучению, дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышенное, так как эмоционально вовлечены в занятие.
К данному методическому материалу прилагаю комплекс задач-шуток, игровых заданий и математических ребусов, используемых мной на занятиях по программе «Математика для малышей».
Задачи- шутки
Шесть орешков мама –свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке.
Решила старушка ватрушки испечь
Поставила тесто, да печь затопила
А сколько их надо совсем позабыла:
Две штучки- для внучки
Две штучки-для деда
Две штучки для Тани, дочурки соседа.
Считала, считала да сбилась,
А печь то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
Три цыплёнка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде у наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей,
Сколько будет цыплят у наседки моей?
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска.
Ещё один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
У нашей кошки пять котят
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки-три!
Такие милые-смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три да пять?
Семь гусей пустились в путь
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками
Сосчитайте, дети, сами!
Яблоки в саду поспели
Мы отведать их сумели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
На забор взлетел петух
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
«Приходите все на чай»
Сколько чаек, отвечай!
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок- сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок
Сколько съедено морковок?
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет
Съел одну конфету внук. Сколько же осталось штук?