Обобщение опыта Формирование познавательной активности через практическую направленность и игровые моменты





Нетесова Любовь Анатольевна, место работы Надеждинская основная школа, стаж работы 19,8.Учитель начальных классов, 1 категория.

Тема опыта: «Формирование познавательной активности через практическую направленность и игровые моменты».

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать своё развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определённую цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развивать свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П. Я., Данилова В. Л., Запорожец А. В., Эльконин Д, Б..
Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.
Высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в игре могут возникнуть такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идёт речь о свободном, не связанном решением какой-либо определённой задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.

1





Сущность темы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приёмов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной темы.
Актуальность поднятой темы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребёнка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Определение темы и актуальности позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств, для развития творческого начала детей младшего школьного возраста.
Исходя, из этого можно сформулировать рабочую гипотезу:
Развитие творческого начала младших школьников средствами игры эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приёмов в
общеобразовательном процессе;
- учёта возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного
возраста;
- создание комфортных психолого-педагогических условий для становления
гармонично-развитой подрастающей личности.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
изучение специальной литературы по данной теме;
характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;
разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся начальных классов;
обобщение результатов работы.
Практическая значимость темы заключается в том, что изучено значение игры как основы развития творческого начала детей младшего школьного возраста, разработаны и используются игры на уроках в начальной школе.
В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка Для него игра-это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.


2





Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»[10]. Сухомлинский В. А. так же отмечал, что «духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [10].
Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А. М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьёзная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть» [ ].
Сущность игры заключается и в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
Хотя ситуации проигрываемые ребёнком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. « В игре нет людей серьёзнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». [ ].
Можно сказать, что игра-это метод познания действительности. Он направляет внутренними силами и позволяет ребёнку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребёнка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Писатель В. Белов в своей книге «Лад» высказал мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, то есть жить творчески».
А. Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учёбе.
Ш. А. Амонашвили пишет: «Самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребёнка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребёнка, его отношение к действительности, к людям» [1 ].
Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое.


3







Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты.
В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определённую сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.
Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось, что мышление ребёнка-это
Как бы «недоразвитое» мышление взрослого, что ребёнок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребёнка отличается от мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Мышление ребёнка проявляется очень рано.

















4





Использование дидактической игры в учебно-воспитательном процессе как средство активизации обучения.
Значение игры для младших школьников.

Основные аспекты развития личности ребёнка:
В игре развиваются мотивационно-потребностная сфера:
Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:
ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознанию и самооценки.
Развивается произвольность поведения:
разыгрывая роль, ребёнок стремится приблизить её к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребёнок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребёнку постичь т учитывать нормы и правила поведения.
Развивать умственные действия:
формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребёнка.
Игровая деятельность-это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил [15, с.72]
Различают два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа являются большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они – в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине лётчика.
Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О. С. Газмана [14, с. 6-12].
Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей.
Основными особенностями этих игр является соревновательный, творческий, коллективный характер. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг за друга.


5




Сюжетно-ролевые игры носят преимущественно коллективный характер. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссёрские.
Компьютерные игры наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора.
Дидактические игры.
Подробнее остановимся на рассмотрении дидактических, или обучающих игр.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчётливее выступают одни, в других – иные.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но чёткая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
игры по сенсорному воспитанию,
словесные игры,
игры по ознакомлению с природой,
по формированию математических представлений,
и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками,
настольно-печатные,
словесные игры,
псевдо - сюжетные игры.
Такая группировка игр подчёркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей.
Условия можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

игры-путешествия,
игры-поручения,
игры-предположения,
игры-загадки,
игры-беседы.

6





Игры-путешествия имеют сходства со сказкой, её развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычно раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное – через преодолимое, интересное – через интересное. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успехов.
Игры – путешествия всегда несколько романтичны. Именно
это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что–то узнать, чему–то научиться.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.
В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от её решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входят песни, загадки, подарки и многое другое.
Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями.
Существенное различие их заключается в том, что экскурсия-форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче.
В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
Игры-предположения «Что было бы?», «Что бы я сделал?», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми
Ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы?» или «Что бы я сделал?». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

7

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в прошлое. Загадки создавались народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они для проверки знаний, находчивости. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.
Игры-беседы. В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идёт не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приёмов прямого обучения.
Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета-темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектом объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добавить-сделать открытие и в результате что-то узнать. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточить внимание на содержание разговора, дополнять сказанное.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая -отражают взаимосвязь обучения и игры.
Проводить игру, можно на разных этапах учебного процесса:
при объяснении нового учебного материала (например, учитель может подготовить подсказки, которые косвенно дают представление о новом знании, а дети попытаются в групповом обсуждении найти принцип, по которому учитель подобрал эти подсказки, и найти ключ к правильному решению).

при усвоении и закреплении учебного материала (классической игрой ) в этом направлении является игра «Кто сделал лучший доклад на заданную тему?»

при повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является одним из наиболее актуальных и нуждающихся в методах и средствах игровой педагогики). Здесь ученик должен применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в условиях, отличных от стандартных, показать абстрагированность полученных навыков от конкретных ситуаций, рассмотренных ранее на других этапах учебного процесса. Для этого необходимо учебный процесс перестраивать в организационно-деятельностный, где полученные знания смогут учениками преобразоваться в их личные. Здесь необходимо учитывать одно условие: педагог должен знать чем интересуются
8

дети, что они любят делать, о чём рассказывают друг другу. Используя знания о возрастной динамике и трансформации потребностей и обогащая их собственными наблюдениями, основанными на реальном ежедневном опыте взаимодействиями с детьми, педагог способен спроектировать и провести игру, целью которой было бы повторение пройденного материала.
Зачастую педагоги относятся к этому этапу педагогического процесса как второстепенному, путая либо смешивая его с этапом проверки знаний. Результатом такого «повторения» становятся скучные, сухие диктанты, избитые, набившие искомину изложения. Ребёнку же необходимо проверить, что те знания, которые он должен применить, сейчас ему действительно необходимы в силу каких-либо причин.
В противовес этому методу повторения появляются игровые курсы русского языка и литературы по «Незнайке», «Волшебнику изумрудного города» и другим книгам. Дети непременно хотят переписываться с Незнайкой, рассказать ему о своих придумках, фантазировать вместе с Незнайкой и другими своими одноклассниками. Они придумывают себе дома в Солнечном городе и мечтают о том, как бы они всем классом могли здорово жить и заниматься любимыми делами, с удовольствием пишут сочинения на эту тему. [16,с.141].
Помимо чисто образовательной функции такая форма обучения позволяет сплотить детский коллектив, заинтересовав действительно актуальной для них темой.
Не стоит, конечно, сбрасывать со счетов такое мощное средство как диктант. Даже только на основе актуального материала, не прибегая к дополнительным игровым средствам, можно подстегнуть заинтересованность ребёнка в выполнении задания. Так, в указанной выше работе [16, с. 159] приводится такой пример диктанта:

«Где поставить запятую?»
Очень-очень Странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно, воробей
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
-Вот что значит занятая!»
9

Такой текст не просто требует верной расстановки запятых, выделенных интонациями педагога. Он требует непосредственного анализа текста, заставляет ребёнка решать, как должны быть расставлены запятые согласно логичности контекста.
Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методике проводимой на уроках и внеклассной работе должны лежать следующие принципы:
актуальность дидактического материала (интересные тексты диктантов, актуальных формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает учащимся воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Наиболее ярко этот принцип заметен при применении игрового материала в таких формах повторения пройденного материала как диктант, изложение, контрольная работа, контрольное чтение и др.
коллективность позволяет сплотить в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую - более сложные.
соревновательность создаёт у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задаёт вопросы – другая отвечает на них), «Брейн – Ринг» (вопросы задаёт учитель), «Умники и Умницы» и другие.
На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на уроках дидактическим играм, приведенные в [14, с. 59-60].

Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать
какие игры детям нравятся больше, какие меньше.
Каждая игра должна содержать элемент новизны.
Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
Игра – не урок. Это не значит, что не надо играть на уроке. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
10

Игра - средство диагностики. Ребёнок раскрывает в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.
Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а ещё лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.

Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития мышления младших школьников.

Виды игр детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретённых в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.
В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче.
Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько учитель сможет удерживать внимание детской аудитории, зависит процесс обучения. Мною используются игры, направленные на развитие различных аспектов внимания (см. приложение А).
Для поддержки познавательной активности младших школьников, обеспечивающей достижение целей обучения, в практической деятельности школ используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся.
Большую пользу приносят игры и упражнения на составление фигур из частей, составление форм и предметов с геометрическими образцами. Эти игры способствуют развитию учебно-важного качества, зрительного анализа. Таким образом, игры, используемые на уроках математики, способствуют развитию творческого начала личности ребёнка младшего школьного возраста.
Разнообразные дидактические игры, используемые на уроках математики в начальной школе, позволяют учащимся овладевать различными способами выполнения заданий. Дидактические игры, направленные на развитие внимания, способствуют формированию у ребёнка умения сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях в действительности.
Основные свойства внимания, которые формируются в дошкольном возрасте и совершенствуются в младшем школьном возрасте – это его устойчивость, переключение и распределение. С помощью дидактических игр
11
происходит совершенствование свойств внимания и постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.
В дидактической игре происходит развитие памяти, мышления, а также развитие творческих способностей. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представление о мире различными способами.

Творческие игры в работе над слогом.
Дидактические игры занимают все больше место на уроке. Учителю важно верно определить место игры в учебном процессе и её цель. Чаще всего она используется для переключения внимания детей с одного задания на другое, с целью обработки определённого способа действия, во время физкультминуток, придавая учебной работе дополнительные положительные эмоции.
Всё более прочные позиции в методике, педагогике и психологии занимает обучение, направленное на развитие понятийного мышления, при котором должно происходить усвоение полноценной теоретической информации. «Если мы хотим, - писал Д. Б. Эдьконин, - чтобы обучение в начальной школе было развивающим, то мя должны позаботиться, прежде всего, о научности содержания».
Обучение грамоте должно начинаться с создания у детей общих представлений о строении языка, с организации наблюдений за происходящими процессами, со знакомства с особенностями русской письменности, то есть со строительства системы лингвистических понятий.
Одно из первых фонетических понятий, с которыми знакомятся
первоклассники, - слог. Оно используется в трёх направлениях:
- для обучения чтению – мы учим читать не сразу целиком слова, а сначала по слогам;
- для обучения фонематическому анализу – звучащее слово делится на слоги, а затем выделяются звуки внутри каждого слога:
- для обучения письму – мы учим детей для самоконтроля, диктовать себе по слогам.
Познакомить с понятием – значит познакомить с его опознавательными признаками, позволяющими отличить данное понятие от других. Для слога это:
- звук или группа звуков, произносимых на одном выдохе;
- слог не обладает лексическим значением;
- при нарушении последовательности слогов слово искажается или превращается в другое.
Для понимания первоклассников того, что слог-это группа звуков, произносимых на одном «толчке воздуха» (первого из выделенных признаков), методикой в разные годы предлагалось много приёмов. Например, использование горящей свечи описывал известный русский методист А. М. Пешковский. В качестве примера я предлагаю обучающую игру, рекомендованную П.С.Жедек. «На стадионе».
12

- Знаете ли вы, - говорит учитель, что на футбольных и хоккейных матчах всё время изучают русский язык? Не верите? Какое слово они кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу). Правильно. Давайте и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. ( Ученики скандируют Шай-бу! Шай-бу!)
Болельщики кричат слово по слогам.
Здесь вводится термин, который детям надо запомнить и потом не спутать
с известным и очень похожим – термином «слово».
- слоги, - продолжает учитель, - это те кусочки, на которые делятся слова. А что кричат болельщики, когда команда забила гол? (Молодцы!) правильно, они кричат: ма-ла-цы! Учитель даёт образец произношения.
Необходимо обратить внимание на то, что при произнесении слова по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение. Это требование часто нарушается сначала учителем, а вслед за ними и учениками.
Для знакомства со вторым признаком слога может быть проведена такая обучающая игра или её интерпретация - на усмотрение учителя.
Учитель произносит: [ка]. – Понятно, что я хотела сказать? (Нет). Дальше учитель произносит: [ро]. – А теперь, понятно? (Опять нет). Аналогично: [вы]. (Непонятно). –Что я произнесла: слово или отдельные слоги? (Слоги). А теперь я соединю их и произнесу: «коровы». Теперь понятно? (Да). Вывод, который делают вместе: когда произносились отдельные слоги, было непонятно. Как только соединились, получилось слово.
На этом этапе работы целесообразно поменяться ролями учителю с несколькими учениками или с приёмами «доскажи словечко» прочитать стихотворение, а затем продолжить такую игру.
Что за ли? Что за мон?
Никакого смысла.
А как скажут лимон-
Сразу станет кисло!
Что за ки? Что за но? –
Людям не известно.
А как скажут кино –
Сразу интересно.
Что за хал? Что за ва?
Вот ещё одна загадка.
А как скажут халва-
Сразу станет сладко.
Во время игры можно использовать «ловушку» и досказать такой слог, при котором слова не образуются. Следует обратить внимание детей на то, что нелюбые слоги могут соединиться и образовать слово.
Можно чередовать индивидуальную работу и групповую, использовать, например, работу в парах или по рядам при выполнении такого упражнения – игры. Можно произнести слово, а ученики другое, поменяв слово местами. Здесь также уместно использование слов – «ловушек», при перестановке слогов
13
в которых нового слова не образуется. Например, рады - , шина - , нора - , пора - .
Одновременно с введением понятия «слог» первоклассникам сообщается и его условный знак, которым они будут пользоваться. Традиционными способами выделения слогов и определение их количества считаются произнесение слова с хлопками и приём упора тыльной стороны ладони в подбородок. Первый способ требует ответа дл решения задачи: хлопнуть столько раз, сколько в слове слогов, - поэтому он может быть использован позднее как дополнительный.
Второй приём тоже не может считаться универсальным, так как не все слоги, например, синий или птица – могут быть правильно разделены на слоги с его помощью. И здесь опять незаменимым окажется приём скандирования, а игра «На стадионе» поможет освоить слог как произносительную единицу и одновременно отработать способ слогоотделения.
Важность понятия «слог» состоит ещё в том, что он является основной единицей чтения, поэтому одна из задач обучения грамоте - формирование у детей правильного способа чтения - плавного по слогам. Чтобы прочитать слово, ребёнку необходимо:
- опознать буквы каждого слова;
- определить, как они читаются в каждой позиции;
- осуществить плавное слоговое чтение;
- осознать прочитанное.
Для того, чтобы такие рассуждения ребёнок проводил осознанно, чтобы они в конечном итоге способствовали формированию прочного навыка чтения,
рекомендуется игра «Буква в окошке», использование пособия «абак», где первой должна появиться буква гласного в правом окошке. Именно она и определит количество слогов в слове.


















15