Методический семинар Интерактивная доска как средство повышения эффективности урока


Методический семинарТема: Интерактивная доска
Цели:
познакомить с основными возможностями использования интерактивной доски на уроках
с преимуществами, которые дает использование интерактивной доски на уроках
I . Вступительное слово учителя
«Смена исторических эпох определяется
сменой коммуникационных технологий…»
Герберт Маршалл Маклюэн
Наверное, каждый учитель желал бы соответствовать статусу современного учителя-новатора, если он не хочет оказаться за бортом этой быстро меняющейся жизни. Значит ему необходимо овладеть новыми информационными технологиями. И учитель, вступая в новое тысячелетие, в своей образовательной деятельности использует различные интерактивные средства обучения, в том числе интерактивные доски. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения.
Что такое интерактивная доска? Давайте попытаемся разобраться.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, который подключен к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. И без компьютера, проектора она не будет работать, будет как обычная меловая доска, на которой можно писать маркерами. Находясь у ИД, Вы или Ваши ученики смогут управлять компьютером и разными приложениями (в том числе и специальными, предназначенными именно для ИД) на расстоянии, пользуясь специальным электронным маркером (или даже просто пальцем), как компьютерной мышью. Вы сможете при помощи этих же маркеров (или того же пальца) писать и рисовать на поверхности ИД «поверх любого изображения», причем все, что Вы написали и нарисовали, может быть сохранено на компьютере в виде файлов различного вида.
Вы, наверное знаете и сталкивались, что интерактивные доски бывают разные. У нас, например доска Smart Board, а здесь Интервайс.
У интерактивной доски, как у всякой техники, есть свои преимущества, но есть и слабые стороны.
Слайд.
II. Положительные и отрицательные стороны применения интерактивной доски
Работать будем в группах.
-На столах у вас лежат тексты. Выберите положительные и отрицательные стороны интерактивной доски.
Задание1. Из перечисленных аргументов выбрать положительные и отрицательные стороны интерактивной доски.
(На выполнения задания дается время, после истечения времени участники называют сначала положительные аргументы, затем отрицательные).
Текст.
Мотивация, наглядность, иллюстрирование, интерактивность, доступность сложного материала, оперативность, моделирование эксперимента, индивидуальная работа, классификация, окупаемость времени затраченного на подготовку к уроку, пополнение методической копилки учителя, систематизация ЗУН при малом количестве времени, учет времени на каждом этапе, строгое соблюдение САНПИНА. Большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока. Перегруженность визуального канала восприятия информации. Уменьшается время "живого" общения на уроке.
-Мы видим, что преимущества использования интерактивной доски больше.
Положительные аргументы:
Мотивация, наглядность, иллюстрирование, интерактивность, доступность сложного материала, оперативность, моделирование эксперимента, индивидуальная работа, классификация, окупаемость времени затраченного на подготовку к уроку, пополнение методической копилки учителя, систематизация ЗУН при малом количестве времени, учет времени на каждом этапе, строгое соблюдение САНПИНА.
Отрицательные аргументы:
Большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока; Здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем предметником. Перегруженность визуального канала восприятия информации. Уменьшается время "живого" общения на уроке.
Слайд.
III. Возможности интерактивной доски
Задание 2. Работа с текстом. Метод INSERT.
Каждой группе дается небольшой текст, в котором объясняется несколько возможностей использования интерактивной доски на уроках.
Каждый участник группы читает статью, делая пометки на полях:
+ - знакомо
! - новое
? - не понятно
Обсудить в группе: что понятно, что – нет. 3-4 мин.
Текст

Слайд.
Зеленым цветом указаны функции интерактивной доски, которые знакомы всем, красным – новые, незнакомые функции, о которых пойдет речь. Рассмотрим только некоторые.
Геометрические фигуры
Предлагаю рассмотреть работу интерактивного инструмента «Бегущая строка»
( сразу показать). Бегущую строку учитель может применить по своему усмотрению.
Технический прием вопрос – ответ можно реализовать с помощью двух интерактивных средств двухсторонняя карточка и узенькая информационная полосочка.
На двухсторонней карточке на одной стороне можно записать пример, а на другой ответ.
На узенькую информационной полосочке – вопрос и ответ.
Физкультминутка.
Слайд
А теперь все встали, проведем физкультминутку.
III. Интерактивная доска: примеры включения в урок.
А теперь я вам расскажу как можно использовать интерактивную доску на уроках различных предметов.
Можно используя функцию перетаскивания.
Слайд
При выполнении химической викторины ученикам предлагается отгадать, о чем или о ком идет речь. Есть возможность использовать пять подсказок. Первая подсказка открыта, остальные 4 спрятаны за прямоугольником, совпадающим по цвету с цветом экрана. Они по очереди извлекаются учителем за цифры. Здесь можно было, и воспользоваться и затемнением экрана, но это бы выглядело не так красиво (показать затемнение экрана).
Слайд
Задание по русскому языку. Предлагается в текст вставить пропущенные буквы и объяснить написание. В объектах – буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. На усмотрение учителя здесь же можно попросить ученика выделить с помощью пера грамматическую основу предложения, разобрать слово по составу и т.д.
Слайд
Задание по природоведению в начальной школе. Использован прием «Открой и узнаешь»Убери картинку и узнаешь ответ.
Слайд
Задание. Соотнеси изображение и текст.
Этот тип задания прекрасно подходит для проверки усвоения материала.
Ученикам необходимо соотнести изображение ученого с именем и с моделью атома, которую он изобрел.
Или собрать правильно мозг человека, используя не только перемещение объектов, но и их вращение.
Или навести порядок в датах, которые специально перемешаны на странице.
Или соотнести названия химических веществ с их формулами.
Слайд. Функция электронное перо
На следующих слайде приводятся примеры заданий, где необходимо дописать буквы, заполнить таблицы, подписать части речи, используя функцию доски – «электронное перо».
Слайд
Следующая функция доски – возможность работы с картой.
На странице расположена карта вторжения племен в Римскую империю. С помощью этой карты можно как изучать новый материал, так и контролировать усвоение материала. На следующей странице та же карта с неподписанными стрелками. Учеников можно попросить подписать ВСЕ стрелки, или указать маршрут нашествия какого-то конкретного племени. На выбор учителя.
Слайд
IV. Подведение итогов
Наш семинар подходит к концу. Как и на любом уроке – педагог должен подвести к итогу. А итог мы будем подводить с помощью упражнения «Шесть шляп мышления». Для этого необходимо разбиться на 6 групп (можно по порядку как сидят). Каждая группа выбирает себе шляпу и инструкцию к ней. Вам необходимо, используя характеристику выбранной шляпы, подвести итог методического семинара:
«белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции;
«желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом семинаре;
«черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на семинаре не понравилось или что принять нельзя;
«красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе семинара;
«зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества - где и как еще можно использовать полученный опыт;
«синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.
На обсуждение каждой группе дается 3 минуты. Задание понятно? Тогда – начинаем
работу.А теперь каждая «шляпа» представляет свой итог в той последовательности, которую мы озвучили.
Буду рада, если разработанный мною семинар кому- то окажется полезным.
Слайд
Желаю всем удачи
Приложение (дополнительно)
Рассмотрим процесс создания иерархии папок
- выбираем Мое содержимое
- меню или черный треугольник
- новая папка
-название (например природа)
-ентер
2. Пополнение пустой папки коллекции
Например папка Природа
- находим Мое содержимое
-найдем папку Природа
- черный треугольник
-новая папка
-название, например Осень
-Мои рисунки
-находим папку Осень
-копирируем
-вставить в Notebook
- в коллекцию.