Рабочая программа объединения Конструирование и моделирование театральных кукол и реквизита

Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Аннинская станция юных техников.


«УТВЕРЖДАЮ»
«Рассмотрено»: Директор СЮТ
на методическом совете СЮТ
Протокол № 1 от 05.09.14 г. _______________ Шубин. С.А.

Пр. № 26 от 15.09.14 г.






ПРОГРАММА
объединения
«Конструирование и моделирование
театральных кукол и реквизита»



для обучающихся 9-12 лет
срок реализации программы - 3 года.




Программу разработала:
педагог дополнительного образования
Попова Светлана Константиновна












п.г.т. Анна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Конструирование и моделирование театральных кукол и реквизита» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической, технической; по функциональному предназначению - досуговой, познавательной, прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации- двухгодичной.
Программа «Конструирование и моделирование театральных кукол и реквизита» предназначена для школьников 9-12 лет, проявляющих интерес к профессии мастера по изготовлению театральных кукол и к профессии актера.
Она направлена на формирование культуры, эстетического воспитания творческой личности, т.е. определяет развитие способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве, самостоятельно участвовать в преобразовании окружающего мира.
Содержание программы нацелено на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Содержание программы расширяет представления учащихся о видах театральных кукол, театрального реквизита, о разнообразных способах их изготовления; знакомит с историей кукольного театра.

Актуальность
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. На занятиях дети получают разносторонние практические навыки в таких сферах, как: лепка, шитье, рисунок, живопись, папье-маше, конструирование, моделирование, актерское мастерство и др. Программа развивает память, мышление, фантазию, речь, дикцию, познавательные процессы и др.
Характерной приметой нашего времени стал небывалый рост интереса к творчеству. Сегодня, как никогда прежде, сохранение народного искусства и возрождение традиций необходимо новому поколению для формирования национального самосознания.
Педагогическая целесообразность
В условиях нашей сложной жизни это очень доступный кружок. Наверно у каждого дома найдутся клочки ненужной ткани, старые нитки, оставшиеся от вязания, и другой подручный материал. Стоит к этому прибавить бумагу, краски и немного фантазии у вас могут получиться куклы, декорации и спектакль.
На занятиях ученики не только учатся делать куклы, а также сами создают ее образ. Нужно еще сыграть определенную роль с этой куклой, придумать ей характер, манеру поведения, голос- тихий или громкий, доброжелательный или нет. Поэтому происходит развитие фантазии, образного мышления. Ребенок увлекается ролью, раскрываются его способности, например такие, как пение или выразительное чтение. Кроме этого раскрываются и развиваются творческие способности, художественные навыки, т.к. детям самим приходится придумывать и рисовать декорации. Поэтому в кружке происходит разностороннее развитие ребенка.
В школьном возрасте формируется характер детей, свой взгляд на окружающий мир, на поведение в обществе. Важно, чтобы и дома, и в школе, и на кружке царила обстановка, способствующая формированию настоящего человека.


Отличительная особенность программы и новизна
Отличительной особенностью программы «Конструирование и моделирование театральных кукол и реквизита» является то, что обучающиеся овладевают умениями конструировать и создавать куклы, а также развивают свои артистические способности, то есть являются создателями кукол и актерами.
Еще одной отличительной особенностью является использование современных технических средств и инновационных технологий. Например, создание, запись, редактирование и воспроизведение звуков с помощью компьютера посредством специальных программ.

Программа «Конструирование и моделирование театральных кукол и реквизита» основана на результатах работы одноименной детской студии, успешно действующей на базе Аннинской районной станции юных техников с 2002 года.
На протяжении ряда лет выяснилось, что программа востребована, и что велика потребность обучающих семинаров и «Мастер-классов».
Как одна из форм культурно - эстетического обмена, программа позволит улучшить качество досуга учащихся школ и воспитанников детских садов Анны, удовлетворить потребность у молодого населения в творческой деятельности.
В данной программе излагается примерное содержание тем занятий, дается краткое описание творческой деятельности учащихся, рассматриваются основные задачи воспитания гармонично развитого человека.

























Цель программы:
- развитие нравственной, творческой, самостоятельной личности, способной к успешной социализации в обществе.

Задачи программы:
Обучающие:
расширить область знаний обучающихся;
развивать стремление к углублению знаний;
обучить учащихся разносторонним практическим навыкам и умениям по изготовлению кукол и реквизита;
формировать интерес к практической деятельности.
Воспитательные:
воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, гордости за свой народ;
воспитывать эстетическую культуру;
воспитывать уважение к труду;
воспитывать и развивать художественный вкус;
воспитывать культуру общения и поведения;
воспитывать усидчивость и целеустремленность.
Развивающие:
развивать память, мышление, фантазию;
развивать речь и дикцию;
развивать навыки публичного выступления;
развивать настойчивость и самостоятельность;
содействовать развитию творчески развитой личности;
развивать познавательные процессы детей.
Мотивационные:
создавать комфортную обстановку на занятиях и мероприятиях;
создавать условия для атмосферы доброжелательности, сотрудничества;
развивать активную деятельность.
Эстетические:
развивать аккуратность, опрятность.

Формы и режим занятий
Реализация дополнительной образовательной программы «Конструирование и моделирование театральных кукол и реквизита» рассчитана на три года. Содержание программы учитывает разносторонние интересы детей в возрасте от 10 до 12 лет.
Режим работы объединения: первый год обучения - два раза по два часа, второй и третий год обучения - три раза в неделю по два часа. Общий объем времени, отводимый на освоение данной программы - 576 часов, первый год обучения – 144 ч, второй и третий год - 216 часов.
Режим работы объединения определяется с учетом нагрузки в общеобразовательной школе, возрастных и психологических особенностей учащихся, желанием большинства обучающихся в объединении, соответствия занятий санитарно - гигиеническим нормам и правилам безопасности.

Подведение итогов
Итогом реализации данной программы является пополнение материальной базы объединения (усовершенствование ширмы, конструирование и создание новых кукол, ремонт старых), что значит расширение репертуара театра.
И самое главное это показ представления перед аудиторией, где происходит непосредственный контакт артиста и зрителя.

Ожидаемые результаты
В конце первого года обучения члены объединения должны овладеть искусством изготовления простейших кукол (перчаточных, марионеток) и реквизита на хорошем уровне из подсобных материалов, а также стать начинающими артистами.
В конце второго года обучения учащиеся должны научиться делать более сложные куклы (перчаточные, тростевые, куклы с «живой рукой», большие напольные куклы, марионетки), реквизит и значительно повысить свой уровень актерского мастерства.
В течение третьего года обучения преобладает упор на развитие фантазии, воображения и образного мышления на основе полученных знаний и умений. К концу последнего года учащиеся самостоятельно разрабатывают сценарии спектаклей и представлений, придумывают концертную программу и способы ее реализации. Также придумывают и создают театральные куклы со смешанными, сложными способами управления и разнообразные декорации.
По окончании курса программы учащиеся должны знать:
названия различных кукол;
их отличительные особенности;
устройство;
способы изготовления кукол.
Должны уметь:
создавать, конструировать верховые и напольные куклы;
управлять различными видами кукол;
изготавливать качественные декорации и реквизит;
создавать звуки с помощью голоса и подручных материалов;
придумывать и обыгрывать характер того или иного героя.














УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения

ТЕМА

Количество часов



Всего
Теория
Практика


1. Вводное занятие.


2

2

-


2. История возникновения кукольного театра. Виды кукол.


2

2

-


3. Организация спектаклей с простейшими перчаточными куклами.


2

2

-


4. Изготовление перчаточных кукол, декораций, реквизита. Музыкальное сопровождение.


28

6

22


5. Разучивание текста и репетиции спектакля, показ спектакля зрителю.


22

2

20


6. Организация спектаклей с простейшими марионетками.


6

2

4


7. Изготовление простейших марионеток, декораций, реквизита. Музыкальное сопровождение.


36

6

30


8. Разучивание текста и репетиции спектакля, показ спектакля зрителю.


32

2

30


9. Игры, конкурсы, экскурсии.


12

-

12


10. Заключительное занятие.


2

2

-

Итого:

144

26

118


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
Первый год обучения

1. Вводное занятие. 2 ч
Организационные вопросы.
Правила поведения на занятиях.
Техника безопасности труда.
Цели и задачи кружка.
Материалы и принадлежности.

2. История возникновения кукольного театра. Виды кукол. 2 ч
Кукольный театр- результат народного творчества.
Беседа и демонстрация готовых кукол.
Верховые куклы: перчаточные, тростевые, плоскостные, куклы с “живой рукой”.
Напольные куклы: марионетки, большие напольные куклы. Устройство кукол. Способы управления куклами.
Необходимые материалы и принадлежности.
Практическая работа: упражнения с куклами на ширме: имитация ходьбы, бега, приседаний, поворотов, наклонов и др.

3. Организация спектаклей с простейшими перчаточными куклами. 2 ч
Выбор и составление сценария спектакля с учетом видов кукол, распределение ролей.
Примерные тексты для перчаточных кукол: русские народные сказки “Репка”, ”Емеля-дурачок”, ” Колобок”, ”Теремок”, ”Снегурочка”и т.д.; басни Крылова, сказки Г.Х. Андерсена; стихи; сценки из школьной жизни.
Практическая работа: составление и редактирование сценария;
-распределение ролей.

4. Изготовление перчаточных кукол, декораций, реквизита. Музыкальное сопровождение. 28 ч
Способы изготовления кукол. Материалы и принадлежности. Создание образа каждой куклы. Куклы- люди. Куклы-животные.
Практическая работа: изготовление головы куклы;
- изготовление рук и ног;
- изготовление перчатки и костюма куклы.
Ширмы: стационарные и выездные. Конструкция ширм, материал для их изготовления, оптимальные цвета.
Декорации: задний фон, передний фон; переносные, отдельные части декораций. Материал для изготовления декораций. Реквизит.
Практическая работа: изготовление заднего плана;
- изготовление переднего плана;
- отдельные части декораций;
- выполнение в цвете;
- изготовление реквизита.
Музыкальное и шумовое оформление. Готовые записи сказок на аудио - дисках. Музыкальные инструменты. Шумовое оформление с использованием подручных материалов.
Практическая работа: создание звуков с помощью различных предметов.

5. Разучивание текста и репетиции спектакля, показ спектакля зрителю. 22 ч
Создание характера каждой куклы, характерные движения и звуки. Постановка речи, интонации. Выразительное чтение текстов. Репетиции по частям. Мизансценирование. Обыгрывание предметов декорации. Репетиции с применением музыкального оформления, декораций, реквизита. Уточнение даты и времени выступления. Анализ выступления.
Практическая работа: разучивание текста по сценариям без кукол;
-репетиции с готовыми куклами на ширме;
- выступления перед зрителями.

6. Организация спектаклей с простейшими марионетками. 6 ч
Выбор и составление сценария спектакля с учетом видов кукол, распределение ролей.
Практическая работа: составление и редактирование сценария;
-распределение ролей.

7. Изготовление простейших марионеток, декораций, реквизита. Музыкальное сопровождение. 36 ч
Способы изготовления и управления марионеток. Горизонтальные и вертикальные ваги. Куклы- люди. Куклы-животные. Создание образа каждой куклы. Материалы и принадлежности.
Практическая работа: изготовление головы, корпуса, рук и ног куклы;
-детали лица, волосы;
- изготовление костюма куклы;
- изготовление ваги;
- закрепление нитей нужного размера.
Особенности конструкции ширм для марионеток, материал для их изготовления, оптимальные цвета.
Декорации: задний фон, передний фон; переносные, отдельные части декораций. Материал для изготовления декораций. Реквизит.
Практическая работа: изготовление заднего плана;
- изготовление переднего плана;
- отдельные части декораций;
- выполнение в цвете;
- изготовление реквизита.
Музыкальное и шумовое оформление. Готовые записи сказок на аудио - кассетах. Музыкальные инструменты. Шумовое оформление с использованием подручных материалов.
Практическая работа: создание звуков с помощью различных предметов.



8. Разучивание текста и репетиции спектакля, показ спектакля зрителю. 32 ч
Создание характера каждой куклы, характерные движения и звуки. Постановка речи, интонации. Выразительное чтение текстов. Репетиции по частям. Мизансценирование. Обыгрывание предметов декорации. Репетиции с применением музыкального оформления, декораций, реквизита. Уточнение даты и времени выступления. Анализ выступления.
Практическая работа: разучивание текста по сценариям без кукол;
-репетиции с готовыми куклами на ширме;
- выступления перед зрителями.

9. Игры, конкурсы, экскурсии. 12 ч
Практическая работа: проведение игр, конкурсов, чаепитий на различные темы;
- проведение экскурсий на природу, в музей.

10. Заключительное занятие. 2 ч
Подведение итогов. Анализ работы кружка. Планирование на будущий год.































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения


ТЕМА

Количество часов



Всего
Теория
Практика


1. Вводное занятие.


2

2

-


2. Обзор видов кукол. Устройство театра кукол.


6

2

4


3. Спектакли с перчаточными куклами.


22

2

20


4. Организация спектаклей с верховыми тростевыми куклами.


6

2


4


5. Изготовление верховых тростевых кукол, декораций, реквизита. Музыкальное сопровождение.



30


6


24



6. Разучивание текста и репетиции спектакля, показ спектакля зрителю.


28

2

26



7. Организация спектаклей с куклами с “живой рукой ”.


6

2

4


8. Изготовление кукол с “живой рукой ”, декораций, реквизита. Музыкальное сопровождение.



30


6


24


9. Разучивание текста и репетиции спектакля, показ спектакля зрителю.


24

2

22


10.Организация спектаклей с напольными куклами.



6

2

4


11. Изготовление напольных кукол, декораций, реквизита. Музыкальное сопровождение.


30

6


24


12. Разучивание текста и репетиции спектакля, показ спектакля зрителю.


24

2

22


13. Заключительное занятие.


2

2

·
-


Итого:


216

38


178


































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
Второй год обучения

1. Вводное занятие. 2 ч
Организационные вопросы.
Правила поведения на занятиях.
Техника безопасности труда.
Цели и задачи кружка.
Материалы и принадлежности.

2. Обзор видов кукол. Устройство театра кукол. 6 ч
Кукольный театр- результат народного творчества.
Беседа и демонстрация готовых кукол. Устройство кукол. Способы управления куклами. Необходимые материалы и принадлежности.
Верховые куклы: перчаточные, тростевые, плоскостные, куклы с “живой рукой”.
Напольные куклы: марионетки, большие напольные куклы.
Практическая работа: упражнения с куклами на ширме: имитация ходьбы, бега, приседаний, поворотов, наклонов и др.

3. Спектакли и сценки с перчаточными куклами. 22 ч
Составление сценария, распределение ролей, разучивание текста.
Репетиции и выступления.
Практическая работа: - ремонт готовых кукол;
- изготовление кукол и декораций;
- разучивание текста по сценариям без кукол;
- репетиции с готовыми куклами на ширме;
- выступления перед зрителями.

4. Организация спектаклей с верховыми тростевыми куклами. 6 ч
Выбор и составление сценария спектакля с учетом видов кукол, распределение ролей.
Практическая работа: составление и редактирование сценария;
-распределение ролей.

5. Изготовление верховых тростевых кукол, декораций, реквизита. Музыкальное сопровождение. 30 ч
Виды, устройство, конструкция, способ управления. Создание образа каждой куклы.
Практическая работа: - изготовление головы, корпуса куклы, костюма;
- закрепление тростей, управление куклой.
Музыкальное и шумовое оформление. Готовые записи сказок на аудио - кассетах. Музыкальные инструменты. Шумовое оформление с использованием подручных материалов.
Практическая работа: создание звуков с помощью различных предметов.
Конструкция ширм, материал для их изготовления, оптимальные цвета.
Декорации: задний фон, передний фон; переносные, отдельные части декораций. Материал для изготовления декораций. Реквизит.
Практическая работа: изготовление заднего плана;
- изготовление переднего плана;
- отдельные части декораций;
- изготовление реквизита.

6. Разучивание текста и репетиции спектакля, показ спектакля зрителю. 28 ч
Создание характера каждой куклы, характерные движения и звуки. Постановка речи, интонации. Выразительное чтение текстов. Репетиции по частям. Мизансценирование. Обыгрывание предметов декорации. Репетиции с применением музыкального оформления, декораций, реквизита. Уточнение даты и времени выступления. Анализ выступления.
Практическая работа: разучивание текста по сценариям без кукол;
-репетиции с готовыми куклами на ширме;
- подготовка зала;
- выступления перед зрителями.

7. Организация спектаклей с куклами с “живой рукой ”. 6 ч
Выбор и составление сценария спектакля с учетом видов кукол, распределение ролей.
Практическая работа: составление и редактирование сценария;
-распределение ролей.

8. Изготовление кукол с “живой рукой ”, декораций, реквизита. Музыкальное сопровождение. 30 ч
Виды, устройство, конструкция, способ управления. Создание образа каждой куклы. Размер кукол.

Практическая работа: - изготовление головы, корпуса куклы, костюма;
- управление куклой.
Музыкальное и шумовое оформление. Готовые записи сказок на аудио - кассетах. Музыкальные инструменты. Шумовое оформление с использованием подручных материалов.
Практическая работа: создание звуков с помощью различных предметов.
Конструкция ширм, материал для их изготовления, оптимальные цвета.
Декорации: задний фон, передний фон; переносные, отдельные части декораций. Материал для изготовления декораций. Реквизит.
Практическая работа: изготовление заднего плана;
- изготовление переднего плана;
- отдельные части декораций;
- изготовление реквизита.

9. Разучивание текста и репетиции спектакля, показ спектакля зрителю. 24 ч
Создание характера каждой куклы, характерные движения и звуки. Постановка речи, интонации. Выразительное чтение текстов. Репетиции по частям. Мизансценирование. Обыгрывание предметов декорации. Репетиции с применением музыкального оформления, декораций, реквизита. Уточнение даты и времени выступления. Анализ выступления.
Практическая работа: разучивание текста по сценариям без кукол;
-репетиции с готовыми куклами на ширме;
- подготовка зала;
- выступления перед зрителями.

10.Организация спектаклей с напольными куклами. 6 ч
Выбор и составление сценария спектакля с учетом видов кукол, распределение ролей.
Практическая работа: составление и редактирование сценария;
-распределение ролей.

11. Изготовление напольных кукол, декораций, реквизита. Музыкальное сопровождение. 30 ч
Виды, устройство, конструкция, способ управления. Создание образа каждой куклы. Размер кукол. Куклы- костюмы.
Практическая работа: - изготовление головы, корпуса куклы, костюма;
- управление куклой.
Музыкальное и шумовое оформление. Готовые записи сказок на аудио - кассетах. Музыкальные инструменты. Шумовое оформление с использованием подручных материалов.
Практическая работа: создание звуков с помощью различных предметов.
Конструкция ширм, материал для их изготовления, оптимальные цвета.
Декорации: задний фон, передний фон; переносные, отдельные части декораций. Материал для изготовления декораций. Реквизит.
Практическая работа: - изготовление заднего плана;
- изготовление переднего плана;
- отдельные части декораций;
- изготовление реквизита.

12. Разучивание текста, репетиции спектакля, показ спектакля зрителю. 24 ч
Создание характера каждой куклы, характерные движения и звуки. Постановка речи, интонации. Выразительное чтение текстов. Репетиции по частям. Мизансценирование. Обыгрывание предметов декорации. Репетиции с применением музыкального оформления, декораций, реквизита. Уточнение даты и времени выступления. Анализ выступления.
Практическая работа: разучивание текста по сценариям без кукол;
-репетиции с готовыми куклами;
- подготовка зала;
- выступления перед зрителями.

13. Заключительное занятие. 2 ч
Подведение итогов. Анализ работы кружка. Планирование на будущий год.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения



ТЕМА

Количество часов



Всего
Теория
Практика


1. Вводное занятие.


2

2

-


2. Повторение видов кукол, устройства театра кукол.


2

2

-


3. Выбор и редактирование сценария для тростевых напольных кукол.


6

2

4


4. Обдумывание эскиза куклы.


4

4


-


5. Изготовление тростевых напольных кукол.


32

4

28


6. Музыкальное сопровождение. Запись фонограммы.


12

2

10


7. Изготовление декораций, реквизита.


12

2

10


8. Разучивание текста и репетиции спектакля.


32

4

28



9. Показ спектакля зрителю.


6

-

6


10. Выбор и редактирование сценария для сложных марионеток.


6

2

4


11. Обдумывание эскиза куклы.


4

4


-


12. Изготовление сложных марионеток.


32

4

28


13. Музыкальное сопровождение. Запись фонограммы.


12

2

10


14. Изготовление декораций, реквизита.


12

2

10


15. Разучивание текста и репетиции спектакля.


32

4

28



16. Показ спектакля зрителю.


8

-

8


17. Заключительное занятие.


2

2

-


Итого:


216

42

176




























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
Третий год обучения

1. Вводное занятие. 2 ч
Организационные вопросы.
Правила поведения на занятиях.
Техника безопасности труда.
Цели и задачи кружка.
Материалы и принадлежности.

2. Повторение видов кукол. Устройство театра кукол. 2 ч
Кукольный театр - результат народного творчества.
Беседа и демонстрация готовых кукол. Устройство кукол. Способы управления куклами. Необходимые материалы и принадлежности.
Верховые куклы: перчаточные, тростевые, плоскостные, куклы с “живой рукой”.
Напольные куклы: марионетки, большие напольные куклы.
Практическая работа: упражнения с куклами на ширме: имитация ходьбы, бега, приседаний, поворотов, наклонов и др.

3. Выбор и редактирование сценария для тростевых напольных кукол. 6ч
Выбор и составление сценария спектакля с учетом видов кукол, распределение ролей.
Практическая работа: - составление сценария, распределение ролей.

4. Обдумывание эскиза куклы. 4 ч
Виды, устройство, конструкция, способ управления. Размер кукол. Создание образа, характера каждой куклы в соответствии со сценарием. Материалы.
Практическая работа: - зарисовка эскиза куклы в цвете,
- составление списка необходимых материалов.

5. Изготовление тростевых напольных кукол. 32 ч
Устройство, конструкция, способ управления. Способы и приемы изготовления. Необходимые материалы и принадлежности.
Практическая работа: - изготовление головы, корпуса куклы, костюма;
- изготовление конечностей и тростей;
- закрепление тростей, управление куклой.

6. Музыкальное сопровождение. Запись фонограммы. 12 ч
Музыкальное и шумовое оформление. Готовые записи сказок. Музыкальные инструменты. Шумовое оформление с использованием подручных материалов. Знакомство с компьютерной программой обработки звуков
Практическая работа: - создание звуков с помощью различных предметов,
- запись фонограммы в аудиоредакторе.

7. Изготовление декораций, реквизита. 12 ч
Конструкция ширм, материал для их изготовления, оптимальные цвета.
Декорации: задний фон, передний фон; переносные, отдельные части декораций. Материал для изготовления декораций. Реквизит.
Практическая работа: изготовление заднего плана;
- изготовление переднего плана;
- отдельные части декораций;
- изготовление реквизита.

8. Разучивание текста и репетиции спектакля. 32 ч
Создание характера каждой куклы, характерные движения и звуки. Постановка речи, интонации. Выразительное чтение текстов. Репетиции по частям. Мизансценирование. Обыгрывание предметов декорации. Репетиции с применением музыкального оформления, декораций, реквизита. Уточнение даты и времени выступления. Анализ выступления.
Практическая работа: разучивание текста по сценариям без кукол;
-репетиции с готовыми куклами на ширме;

9. Показ спектакля зрителю. 6 ч
Уточнение даты и времени выступления. Анализ выступления. Подготовка помещения для показа спектакля.
Практическая работа: - подготовка зала;
- выступления перед зрителями.

10. Выбор и редактирование сценария для сложных марионеток. 6 ч
Выбор и составление сценария спектакля с учетом видов кукол, распределение ролей.
Практическая работа: составление и редактирование сценария;
-распределение ролей.

11. Обдумывание эскиза куклы. 4 ч
Виды, устройство, конструкция, способ управления. Размер кукол. Создание образа, характера каждой куклы в соответствии со сценарием. Материалы.
Практическая работа: - зарисовка эскиза куклы в цвете,
- составление списка необходимых материалов.

12. Изготовление сложных марионеток. 32 ч
Устройство, конструкция, способ управления, особенности. Способы и приемы изготовления. Необходимые материалы и принадлежности.
Практическая работа: - изготовление головы, корпуса куклы, костюма;
- изготовление ваги;
- закрепление нитей, управление куклой.

13. Музыкальное сопровождение. Запись фонограммы. 12 ч
Музыкальное и шумовое оформление. Готовые записи сказок. Музыкальные инструменты. Шумовое оформление с использованием подручных материалов. Знакомство с компьютерной программой обработки звуков
Практическая работа: - создание звуков с помощью различных предметов,
- запись фонограммы в аудиоредакторе.
14. Изготовление декораций, реквизита. 12 ч
Конструкция ширм, материал для их изготовления, оптимальные цвета.
Декорации: задний фон, передний фон; переносные, отдельные части декораций. Материал для изготовления декораций. Реквизит.
Практическая работа: изготовление заднего плана;
- изготовление переднего плана;
- отдельные части декораций;
- изготовление реквизита.

15. Разучивание текста и репетиции спектакля. 32 ч
Создание характера каждой куклы, характерные движения и звуки. Постановка речи, интонации. Выразительное чтение текстов. Репетиции по частям. Мизансценирование. Обыгрывание предметов декорации. Репетиции с применением музыкального оформления, декораций, реквизита. Уточнение даты и времени выступления. Анализ выступления.
Практическая работа: разучивание текста по сценариям без кукол;
-репетиции с готовыми куклами на ширме;

16. Показ спектакля зрителю. 8 ч
Уточнение даты и времени выступления. Анализ выступления. Подготовка помещения для показа спектакля.
Практическая работа: - подготовка зала;
- выступления перед зрителями.

17. Заключительное занятие. 2 ч
Подведение итогов. Анализ работы объединения за все годы.






































Необходимое оборудование и материалы
для создания и работы кукольного театра
Для успешной реализации программы необходимы:
учебный кабинет 1 шт.
зал для проведения представлений 1 шт.
ширма для верховых и напольных кукол 1 шт.
компьютер 1 шт.
магнитофон 1шт.
аудиозаписи различной тематики
принтер 1 шт.
бумага для принтера 0,5 пачки
фотоаппарат 1 шт.
лампа для подсветки ширмы изнутри 1 шт., для освещения кукол 2 шт.
удлинители эл. проводки 3 шт.
простые карандаши 12 шт.
ластики 12 шт.
маркеры 5 шт.
ватман 20 шт.
альбомы 3 шт.
файлы 100 шт.
папки для файлов 10-12 шт.
картон 10 наборов
клей «Титан» 4 шт.
краски: гуашь и акварель по 4 набора
водоэмульсионная краска
кисти разных форм и размеров 20 шт.
ножницы 10 шт.
лак быстросохнущий 2 шт.
обрезки ДВП, фанеры
электрический лобзик 1 шт.
ножовка по дереву и металлу 2 шт.
шило 1 шт.
дрель 1 шт.
молоток 1 шт.
гвозди мелкие 0,2 кг
различная ткань, трикотаж, синтепон
капроновые колготки
старые аудио кассеты
поролон толщиной 5 см 1лист
бумага серая и газетная
нитки прочные для марионеток 1шт.
нитки полушерстяные для изготовления волос 15 шт.
нитки разного цвета для шитья 10 шт.
швейная машинка 1 шт.
деревянные рейки и бруски разного размера
проволока разная

Список литературы
Приложение к журналу «Юный техник» №3 1986 г.
«Дополнительное образование в образовательном учреждении», составитель Н.И.Еременко, 2007 г.
«Программы кружков и секций пионерских и профильных лагерей», редактор В.И. Лейбсон, 1978 г.


Документы и материалы, с учетом которых составлена программа
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Типовое положение об учреждении дополнительного образования.
Перспективный план работы станции юных техников.
Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
Инструкция по технике безопасности.

В основе раздела программы «Методическое обеспечение» - авторский текст, составленный из опыта работы в течение 2002- 2012 годов.














Заголовок 115