Технологическая карта урока обучения грамоте звук и буква Ш

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках обучения грамоте
Мастер-класс в 1 классе по обучению грамоте по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК «Школа 2100»)
Особенный житель в городе букв. Звук [ш], буква «ш». Строчная буква ш
Задача: Познакомить с буквой «ш», со звуком [ш ], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке
Цели: Формировать умение выделять звук [Ш] в речи, умение слышать и слушать
Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой «Ш»
Воспитывать культуру поведения при работе в группах
Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, модель звуковичка, образцы печатных букв «Ш» и «ш»,
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

I. Оргмомент






II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы
































III. Выдвижение версий



IV. Актуализация имеющихся знаний



V.Составление плана решения учебной проблемы



VI. Поиск решения проблемы - открытие нового знания




















































VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

















































VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.
- Умницы!
- Молодцы!

1. постановка проблемы
На доске неоформленная схема-человечек

!

- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?
- Что же мы сегодня будем «открывать»?
- Что необычного заметили у схемы-человечка?
-Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой у вас возникает вопрос?
-Чем новый звук отличается от других звуков?
Вот это нам предстоит сегодня открыть?

2. проведение звуковой разминки
- Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.
-Вспомните, какой звук издаёт змея?
-Как шумит чайник при кипении?
- Как шуршат осенние листья под ногами?
-А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш

3. подведение к формулированию темы и задач урока
- Проживает ли такой звук в нашем «городе букв»?
- Сформулируйте тему нашего урока
- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?
(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)


-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?



-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
- Тогда давайте решать эту проблему

1. побуждающий диалог
- Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать?


-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?
-Какой он, звонкий или глухой?
Надевает чёрную шляпу на схему-человечка
-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?
-Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах?

1. Предлагает 3 ученикам выбрать картинки из конверта с изображением шара, машины, малыша.
1 ученик выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова
2 ученик – в названии, которых этот звук стоит в конце слова
3 ученик – в середине слова



2. руководство работой учащихся у доски
- Составьте звуковые схемы этих слов
Один ученик у доски составляет схему слова «шишка»

- Дети дайте характеристику нового звука.
- Какое слово повторялось в характеристике нового звука?
Закрашивает башмачок человечка синим цветом

3. побуждающий диалог
- Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?

-Назовите слова с новым звуком. Какой он?



3. подведение к формулированию вывода
- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?
Закрашивает второй башмачок синим цветом
- Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков ?

3.знакомство с буквой
- А какой значок нам поможет увидеть звук [ш] ?

- Что напоминает вам эта буква?
Ах, табуретка хороша!
Перевернул – и буква Ш

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл

- На какой улице мы поселим нашего нового жителя в «городе букв»?
- Откройте букварь на стр. 80 и проверьте, рассмотрев схемы человечков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква Ш?
-Решили мы с вами первую задачу?
Убирает один кружок



1. анализ с учащимися написания строчной буквы ш
- Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш?
-Наша задача – научиться писать строчную букву ш. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?
-Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и
- Попробуйте указательным пальцем написать эту букву на ладони под мой счёт
-Возьмите синюю и красную ручку. Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз-и Повторим написание на табло
-Красивые у вас получились островки? Похвалитесь соседу.

2.физминутка для глаз
3. Обведение буквы ш в словах
- Прочитайте и обведите синим цветом в словах только букву ш. Возьмите красную ручку и соедините ш со следующей буквой и обведите их. Что получилось?
-Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте себе этот знак.
Убирает второй кружок, обозначающий задачу
4.Физминутка ( музыкальная)
5. организация работы по чтению и анализу слогов
- Какие слоги со звуком [ш] вы запомнили?
- Ваша задача – научиться читать слоги с новой буквой. Подготовьтесь прочитать слоги, работая синим карандашом
-Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука
-Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого звука
-Прочитайте слоги хором с вопросительной интонацией 1 столбика
- Дополните до слова:
Шу- ?
6.организация чтения и анализа слов с буквой Ш
-Очень много слов на букву Ш в вашем любимом букваре.
-Подготовьтесь к чтению 6-го столбика, работая красным карандашом
- Прочитайте слово, называющее фрукт
-Называющее насекомое
- Вкусный испеченный предмет
-Жилище
-Слова, с двумя гласными
-Слово-перевертыш

-Какая последняя задача стояла перед нами на уроке?
-Вы справились с этой задачей?
Убирает последний кружок, обозначающий задачу урока









- У кого были затруднения? Какие?
- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.
- если вам понравилось на уроке похлопайте в ладоши. Если нет помолчите.
На прощание я дарю всем вам солнышко. Пусть ваше настроение сегодня будет добрым и веселым как это солнышко. Спасибо за урок!
Приветствие учителя, самоорганизация



Садятся девочки.
Садятся мальчики.

1.диалог с учителем





- Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы

- Новый звук и новую букву.
- Восклицательный знак.





2.проговаривание звуков




-Ш-ш-ш

3.формулирование темы и задач
- Нет

- Звук [ш], буква ш
- Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву ш. Научиться читать слоги и слова с буквой ш



- В районе согласных



Выдвигают версии


1.диалог с учителем
- Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой?




- Он глухой

- Послушать, как он звучит в словах.


1. определение места звука в словах, работа в группах
1 ученик выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова
2 ученик – в названии, которых этот звук стоит в конце слова
3 ученик – в середине слова


2. работа в группах, индивидуальная работа
Составляют звуковые схемы выбранных слов
Один ученик у доски составляет схему слова «шишка»
Дети характеризуют новый звук
-Звук [ш] – твёрдый
-Твёрдый


3.Прослушивание стихотворения
Слушают стихотворение, которое читает учитель

Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли
Посмотрели на шалаш:
Был ничей, а будет наш.


- Звук [ш] всегда твёрдый



-Буква Ш

Предположения учащихся






- В районе согласных, на улице глухих



- С буквами, которые обозначают глухие звуки
-Да




1. анализ строчной буквы ш(пропись с.26-27)
-Потому что одна – печатная, другая- письменная
-Из коротких палочек с закруглением вправо внизу

Пишут на ладони

Пишут в тетради



-Обводят буквы

- Слоги

Рисуют себе знак-награду:
Солнышко на красивой буковке, у красивой строчки с буквами





5.чтение и анализ слогов


1. чтение слогов про себя, выделяя согласные твёрдые звуки
2. чтение слогов вслух


3.Чтение слогов хором
4.Участие в игре «Доскажи словечко»

6.чтение и анализ слов

чтение слов, выделяя гласные звуки


чтение слов вслух
- груша
-мошка
-пышка
-шалаш
Читают все слова
-шалаш
-Научиться читать слоги и слова с новой буквой
-Да






Рассказывают о своих затруднениях