«Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа»


МОКУ «ПАНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа»
ПОДГОТОВИЛА:
учитель начальных классов,
учитель 1 квалификационной категории
Бончукова Лариса Юрьевна
с. 1-Панино
2015 г
 Чтение – это окошко, через которое дети видят
 и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
 одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
 начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
 
Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается.  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать». От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  (технология продуктивного чтения),   которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
    Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов продуктивного чтения.
Использование этих приемов предусматривается и в рамках технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанной профессором Н.Н. Светловской.
Этапы организации работы обучающихся с художественным текстом
Этап 1. Работа с текстом до чтения.
Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. (Разве не так мы, взрослые, выбираем книги в магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается постановкой целей урока.
Этап 2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы и т. д.
2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к каждой его смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Этап 3. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся.
4. Творческие задания для учащихся. Задания должны быть направлены на выявление эмоционального отношения детей к литературному произведению, осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и т. д.
В технологии продуктивного чтения существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.
1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.
Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".
В образовательной системе «Школа России» в конце текста предлагаются вопросы, на которые необходимо ответить после прочтения.
В ОС «Школа-2100» для детей в тексте (в конце предложений) расставлены "сигналы":
В – вопрос (найди, задай);
О – ответ (ответь на этот вопрос);
П – проверка (проверь точность своих предположений).

Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.
Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..".
Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.
2.Комментированное чтение
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.
Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.
Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.
Приемы прерывания чтения обучающихся:
рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;
"включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..";
формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".
Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу.
Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.
Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения.
Методические приемы организации продуктивного чтения
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.
Кубик БлумаО замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Аналитик
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
ДрамогерменевтикаВажно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.
Пометки на полях
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Подготовила: Бончукова Лариса Юрьевна, декабрь 2015 года
3-й классУРОК 13Тема: Как слава пришла к А. Гайдару(Рассказ Б. Емельянова «Игра»)
Введение в тему урока.Чтение текста на с. 68 учебника.I. Работа с текстом до чтения.– Кто автор? Знакомо ли вам это имя? Что узнали о Борисе Емельянове из авторского текста?– Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались?– Можно ли предположить, кто будет главным героем? (Писатель А. Гайдар – ведь так называется книга, из которой взят рассказ.)– Мы будем читать рассказ-быль (то есть о том, что было на самом деле). Можно ли по иллюстрации догадаться, о какой игре пойдет речь?II. Работа с текстом во время чтения.1. Первичное чтение (вслух, комбинированное).По ходу чтения 1-й части ведем диалог с автором.Борис ЕмельяновИГРА (из книги «Рассказы о Гайдаре»)1Слава приходит к человеку по-разному. (Что это значит – «приходит слава»? … То есть известным, знаменитым человек может стать по-разному.) Много книг написал Аркадий Гайдар, но и сам он незнал – хорошей или плохой получилась книга о Тимуре. Когда повесть стала печататься в «Пионерской правде», Гайдар уехал из Москвы. (Как вы думаете почему?) Он устал. (Вот ответ на наш вопрос.) Ему хотелось отдыхать: лежать, гулять, ни о чём не думать. В Клину, дома, он обошёл комнаты, взял со стола чернильницу, ручки, перья и вышел во двор. Чернила он вылил под забор, ручки и перья закопал во дворе и повесил на воротах объявление: «Здесь живут охотники и рыбаки, а писатели здесь не живут».Гайдар не искал славы. (То есть он не стремился стать известным, знаменитым.) Он у себя в огороде собирал огурцы к обеду, когда слава сама постучалась к нему в ворота. (Интересно, как это? Какая она – слава?)– Входите! – крикнул Гайдар, и в калитку протиснулась маленькая сморщенная старушка. – Входи, бабушка, – повторил Гайдар. – Тебе кого надо?– Тебя и надо, – сказала старушка и стала спокойно и внимательно разглядывать Гайдара. Она обошла его с левой стороны, оглядела орден и потрогала рукав гимнастёрки. (Почему старушка так себя ведет?)– Ты и есть, – сказала старушка. – Как тебя объяснили добрые люди, такой и есть. (Это ответ на наш вопрос: старушка хотела удостовериться, что перед ней именно писатель Гайдар.) Ну, стало быть, спасибо тебе! – И старушка, поклонившись в пояс, подала Гайдару узелок и корчажку.– Это что же такое? – спросил Гайдар растерянно.– Яички, – сказала старушка. – Свеженькие. А это творог, в корчажке. Ты бери, не бойся, я бабка своя, красноармейская. (Как это понять – своя, красноармейская? Очевидно, кто-то из ее семьи служит в Красной Армии.)– Какая? – спросил Гайдар.– Красноармейская, – повторила старушка. – У меня два внука в Красной Армии служат верой и правдой. Я и пенсию за них получаю.(Вот и ответ: у старушки два внука служат в Красной Армии.)А тебе приношение делаю за добро, за указку. (Что значит – «за указку»? Подберем однокоренные слова: указ, указание, сказать,приказ и т.д. Похоже, старушка благодарит Гайдара за то, что он что-то кому-то сказал (указал). Догадались, за что?)– Ничего не понимаю! – сказал Гайдар. – За какую указку?– Понимать нечего, – заволновалась старушка. – Какой народ пошёл непонятливый! Четвёртый день у меня во дворе идёт баталия. (Что это значит? Баталия(устар.) – сражение, бой. Что же происходит у старушки во дворе четвертый день? Кто догадался?) Дрова наколоты, вода натаскана. Ты не смотри, что я старая, я до всего дозналась. Как ты книжки писал, как мальчишкам читал и какое им от тебя приказание вышло. Я их сегодня с утра стерегла и дозналась! – гордо добавила старушка. (А вот и ответ на наш вопрос.) – А то они ведь тоже меня подстерегали. Я за козой – они во двор...– Стало быть, у тебя, бабка, и коза есть? – спросил Гайдар.– Есть коза, – сказала старушка. – Уж такая шустрая попалась коза! За ней, за козушкой, нагоняешься. Вчера отвязалась – еле поймали.Гайдар охнул и сел на завалинку у дома.– Бабка! – сказал он плачущим голосом. – Ведь это же всё в моей книжке написано. (Вы поняли, что произошло? Гайдар придумал эту историю, рассказал о ней в повести «Тимур и его команда», а оказалось, что все существуют на самом деле: и «красноармейская» старушка, и ее шустрая коза и т.д. …)Бабка, милая, откуда же ты взялась? Ведь я тебя, бабка, выдумал.
Ведь тебя, бабка, на свете никогда не было...– Ты уж ври, ври, да не завирайся! – грозно сказала обиженная старушка. – Это как же так понимать? Я, милый человек, на свете долго жила. У меня дети были, когда ты под стол пешком бегал.Гайдар вскочил с завалинки и обнял старушку за плечи.– Не сердись, бабушка! – сказал он. – Ты-то сама мою книжку читала?– Я, сынок, неграмотная, – грустно сказала старушка. – Мне люди рассказывали.– А мальчишки эти где? Откуда они? – допытывался Гайдар. – Какие они?– Обыкновенные мальчишки, здешние, – сказала старушка. – Найдёновы братья, Тихонов внук, девчонка с ними Наташка. От тебя как выйдешь, найдёновский сад будет наискосок, дворами-то здесь близко.Вопросы после чтения 1-й части:– Как вы думаете, как будут дальше развиваться события?– Вы уже можете ответить на вопрос: как слава пришла к Гайдару?(Можно открыть на доске тему урока.)Читаем дальше.Часть 2-ю читаем вслух по цепочке, учитель делает необходимые комментарии: уточняем, что ребята читают вслух книгу Гайдара «Тимур и его команда» – сцену, когда Женя впервые попадает на чердак и знакомится с тимуровцами. На с. 72 после слов «… и вдруг остановился, пораженный» уместен вопрос:– Как вы думаете, что увидел Гайдар?В конце 2-го абзаца (с. 72) «… и все сразу понял» – Что же понял писатель? («Игра становилась жизнью») Что это значит? Как вы поняли?Часть 3-я – чтение вслух.После чтения 1-го абзаца:– Как вы думаете, что сейчас произойдет?Читаем 2-й абзац, обращаем внимание, что он написан практически теми же словами, как в книге «Тимур и его команда».2. Выявление первичного восприятия.– Что вас удивило в этом рассказе?– Что показалось самым интересным?3. Повторное выборочное чтение, составление цитатного плана рассказа.Задание: найти и прочитать в каждой части рассказа эпизоды, которые совпадают с текстом книги «Тимур и его команда».По ходу чтения составляем цитатный план (тетрадь, задание 1, с. 8).Возможный вариант:1) «А тебе приношение делаю за добро, за указку».2) «Игра начиналась всерьез, игра становилась жизнью».3) «Мы тимуровцы. Мы делаем свое дело».
4. Обобщающая беседа.а) Перечитайте 2-е предложение рассказа. Так плохой или хорошей получилась книга о Тимуре?б) Почему свой рассказ Б. Емельянов назвал «Игра»? Ответ содержится в тексте. («Игра начиналась всерьез, игра становилась жизнью». Писатель придумал для ребят игру «в хороших людей», которая на самом деле была настоящим делом – нужным, полезным…)в) «Слава приходит к человеку по-разному». Как же она пришла к писателю А. Гайдару? (В виде благодарности от людей, которым помогали тимуровцы.)г) Как вы думаете, а сейчас в нашей жизни возможно тимуровское движение?д) Почему рассказ «Игра» включен именно в этот раздел учебника?III. Работа с текстом после чтения.1. – Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник? (С. 69.)А при чем здесь коза?2. – Каким человеком вам представляется автор рассказа?3. О Борисе Емельянове.Есть точная и умная русская пословица: «Скажи мне, кто твой друг, – и я скажу, кто ты!».Автор этой книги Б. Емельянов был одним из лучших друзей Аркадия Гайдара, а Гайдар мог поверять свои творческие замыслы, делиться своими думами и шагать рука об руку только с человеком добрым, благородным, мужественным. Таков и есть Борис Александрович Емельянов. Вот как писал о нем С. Михалков: «... Емельянов подарил и вам, дорогие ребята, и всем нам чудесные рассказы, проникнутые глубочайшим уважением к литературному и гражданскому, к творческому и фронтовому подвигу Гайдара».4. Задание № 3 в тетради (с. 8).Называем и записываем признаки рассказа как жанра (описано 3 эпизода из жизни героев; небольшой объем – 4 страницы; несколько героев: Гайдар, старушка, два брата Найденовы, Тихонов внук и Наташка.)Домашнее задание.Подробный пересказ текста по плану (тетрадь, задание 2, с. 8).