педсовет Пути развития творчески одаренной личности учащегося кружковца

П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й С О В Е Т

«Пути развития творчески одаренной личности
учащегося кружковца»
Сосновских И.Г. методист по кружковой работе
МОУ г. Джанкой Республики Крым лицея «МОК № 2»

“Будь терпелив в ожидании чуда
и будь готов для встречи с ним в ребёнке”
Ш.М. Амонашвили

Цель педсовета: Ознакомить педколлектив с системой работы с творчески одаренными детьми, оказать методическую помощь педагогам в работе по выявлению и развитию способностей художественно одаренных детей.

Задачи педсовета:
Повышение теоретических и практических знаний по раннему выявлению, поддержке и развитию способных, одаренных и талантливых детей.
Определение стратегии, принципов педагогического и психологического взаимодействия в работе по обеспечению максимально благоприятных условий для личностного развития одаренных детей.

Подготовительный этап:
1.За месяц до проведения педсовета создание творческих групп, распределение поручений.
2. Проведение исследований среди учащихся, руководителей кружков, родителей по проблеме.

Ход педсовета:
1. Вступительная часть. Краткое вступление о целях и форме проведения педагогического совета.
2. Информационно-теоретическая часть – доклад методиста по кружковой работе Сосновских И.Г..
3. Выступление представителей творческих групп с наработками.
4. Выступление заведующей художественным отделом Тужиковой Г.П. по результатам анкетирования детей, педагогов и родителей.
5. Рефлексия. Итоговое анкетирование участников педсовета.
6. Принятие решения заседания педагогического совета.

Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального и творческого потенциала людей. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога. Сегодня речь будет идти о художественной одаренности, о том, как развивать творческую личность на занятиях кружка, какие формы и методы работы со способными и одаренными детьми приемлимы для кружковых занятий.
Доклад Сосновских И.Г.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной творческой области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач внешкольного образования выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Дополнительное образование процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности заведений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественно-эстетического развития. В секции и кружки внешкольных заведений часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Во внешкольном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Очень важно не создавать у него «чувства исключительности», так как оно может не получить подтверждения в дальнейшей жизни и, кроме того, кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.
Воспитание и обучение, в результате которого одаренный ребенок вырастает в одаренного взрослого, это и есть единственная педагогическая цель. Только в случае такого педагогического сопровождения может быть соблюдено достоинство ребенка, поскольку только в таком случае одаренный ребенок является не объектом, а субъектом педагогического процесса.
В системе кружковой работы нашей школы-комплекса разработана программа работы с одаренными детьми, с которой я вас сегодня познакомлю.
В обществе XXI века в системе работы учреждения дополнительного образования с одаренными детьми, на наш взгляд, необходимы следующие действия:
1.Смещение акцента с одаренности ребенка на саму личность одаренного ребенка.
2. Смещение акцента с наших проблем по поводу одаренных детей на самих одаренных детей.
3. Смещение акцента с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, а внутри него и его одаренности.
4. Смещение акцента с ребенка, как объекта деятельности взрослых на предоставление ребенку права быть субъектом собственной деятельности.
Произнося словосочетание "одаренные дети", мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что этот подход справедлив и оправдан. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает без меры, не скупясь, а кого-то "обходит стороной".
Одаренность (По Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений. Одаренность ребенка может проявляться в одной или нескольких сферах деятельности:
интеллектуальной;
творческого (креативного) мышления, общения и лидерства;
художественно-исполнительской;
психомоторной;
технического и технологического творчества.
Критерий одаренности как опережение сверстников в развитии не универсален. Одаренность – непостоянный атрибут в развитии конкретного ребенка, это величина переменная.
Повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются безусловными признаками одаренности. Излишнее принуждение гасит спонтанную активность ребенка и может тормозить развитие способностей.
Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достичь больший или меньший успех в выполнении той или другой деятельности. По величине успеха различают три грани или три уровня одаренности: способности, талант, гениальность. Способный блестяще копирует по готовому образцу, талантливый создает новое, оригинальное, а гениальный генерирует принципиально новые идеи, опрокидывающие общепринятые представления. Социальная дезадаптация одаренного усугубляется такими его личностными проявлениями, как гиперстремление к самосовершенствованию, чувство неудовлетворенности, нереалистический уровень притязаний, сверхчувствительность, нетерпимость.
Творчество – универсальная характеристика ребенка, но реализуют свой творческий потенциал, по данным А.Маслоу, только 1% человечества. Причина этого в том, что люди, а особенно дети, не знают своего потенциала, «они боятся своих способностей как неизвестности» Когда речь идет о развитии творческого потенциала одаренного ребенка, то человеком, принимающим и поддерживающим его эмоциональные проявления, выступает взрослый, это может быть и педагог и родитель. Между педагогами, родителями и классным руководителем одаренного ребенка устанавливаются отношения сотрудничества и взаимопонимания.
Элементы педагогических технологий, применяемых нами в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:
1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность).
2. Формирование внутренней мотивации.
3. Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.
4. Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
5. Рефлексия.
6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
7. Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.
8. Соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
9. Интегративный подход.
10. Культурологический подход, который обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
11. Принцип развивающего дискомфорта.
Для того, чтобы работа с одаренными детьми была успешной, необходимо осознавать важность этой работы каждым членом коллектива внешкольного заведения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
В работу с одаренными детьми следует включать, в первую очередь, таких педагогов, которые обладают определенными качествами:
педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием;
педагог объединяет свои усилия по раскрытию одаренности ребенка с родителями и классным руководителем ребенка в общеобразовательной школе.
Основные направления работы с одаренными детьми:
Координационное (отслеживание дальнейшего обучения учащихся по выбранному профилю, контроль, анализ деятельности, распределение учебной нагрузки)
Информационное (привлечение внимания к одаренным детям, газеты, общественных организаций, телевидения, информационная поддержка, напр. КРВУЗ, лига вокалистов Украины)
Диагностическое (формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности, проведение конкурсов, фестивалей, создание банка Одаренных детей и индивидуальных творческих маршрутов)
Кадровое (повышение квалификации педагогов, оказание информационной, методической, финансовой поддержки педагогам, организация взаимопосещаемых занятий, система портфолио педагогов)
Развивающее (создание среды для развития, создание условий для участия в фестивалях, смотрах, конкурсах, развитие мат-техн. базы, создание системы психологического сопровождения).
Критерии эффективности работы по данной программе - это:
– Количественные и качественные показатели участия кружковцев в республиканских, всеукраинских и международных творческих конкурсах, отражены в карточках банка данных одаренных детей.
– Положительная динамика проявления интереса учащегося к художественно-творческой деятельности.
– Положительная динамика проявления интереса педагога к художественно-творческой деятельности.
– Рост профессионального мастерства педагога, отраженный в «портфолио» руководителя кружка.
– Уровень социальной успешности выпускников внешкольного заведения.
В заключении хочется сказать, что Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их творческой нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

Выступление руководителя-методиста образцовой детской шоу-группы «Поющие звезды» Нестеренко Н.М. «Организация работы с одаренными детьми на занятиях вокала»
Более 18 лет я занимаюсь с детьми искусством вокала. Наша шоу-группа «Поющие звезды» за это время стала образцовым художественным коллективом, уже мои ученики после окончания институтов пришли преподавать вокал в нашу школу-комплекс. Кроме развития голосового аппарата,   формирования музыкальных и вокальных данных, я много времени уделяю созданию музыкально-артистического имиджа одаренного ребенка и тех детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, или просто способных детей. Занятия в шоу-группе «Поющие Звёзды» проходят по авторской моей программе кружка вокала. Работа на кружке построена таким образом, чтобы дать возможность каждому ребенку выразить себя. Главный акцент переносится на творческое развитие личности детей, поэтому особое внимание обращается на события в детской биографии и органичное отражение этих событий в творческой деятельности.
Принципами приема и отбора детей в шоу-группу «Поющие звезды» является наличие музыкальных и вокальных данных. Предварительный отбор проводится по рекомендации преподавателей музыки, родителей, на основе самооценок детей, а еще одним из плодотворных направлений поиска одаренных детей является диагностическая работа во время проведения смотров, фестивалей, конкурсов и т.д.
Какие формы работы использую в работе с одаренными детьми:
Творческий подход - в творчестве и деятельности преподавателя и воспитанника вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.
Стилевой подход: нацелен на постепенное формирование у кружковцев осознанного стилевого восприятия вокального произведения.
Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Этапы работы с одаренными детьми в шоу-группе «Поющие звезды».
Организационный. Обеспечение необходимой техникой, музыкальными инструментами.
Диагностический. Определение вокальных способностей ребенка, диапазона, составление индивидуальных творческих маршрутов, соответствующих индивидуальности каждого одаренного ребенка и созданию его музыкально – артистического имиджа. Составление концертных программ.
 Отборочный. Подбор нового материала, прослушивание и отбор фонограмм для учебного процесса, просмотр концертов профессиональных исполнителей и видеоклипов.
 Учебно-репетиционный. Развитие вокальных данных, индивидуальные занятия с солистами.
 Постановочный. Подготовка концертных номеров.
 Анализирующий. Анализ выступления солистов и коллектива после концерта.
 Перспективный. Постановка новых задач для коллектива. Расширение репертуара. Заполнение карточек банка данных одаренных детей.
Проанализировав свою работу за прошедший период, я делаю вывод, что начальный фундамент успешно заложен: учащиеся с удовольствием посещают занятия вокального кружка, родители детей заинтересованы в этом творческом процессе и охотно помогают руководителю, продолжается сотрудничество с КРВУЗ «РЦДЮТ», городским Центром Культуры и Досуга, музыкальной школой, Джанкойским радио и другими общественными организациями. Дети, занимающиеся в шоу-группе «Поющие звезды» - постоянные участники насыщенной школьной и общественной жизни. Обилие и разнообразие концертной деятельности, участие в конкурсах, фестивалях, позволяет им раскрыть свои врожденные задатки и таланты.

Выступление руководителя ансамбля народного танца «Барвинок» Яцуненко Е.Е. «Сотрудничество с родителями одаренных детей как залог общего успеха»

Суть взаимодействия руководителя кружка и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет и педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.
Семья рассматривается, как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.
Руководитель кружка должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются: по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные; по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (дети, родители и родители родителей); неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка; внебрачная семья: когда женщина рождает и воспитывает ребёнка, не зарегистрировав брак. Исследование психологов, социологов, педагогов показывает, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.
У педагогов - практиков деление семей принято на «благополучные» и «не благополучные». Их признаки: в «благополучной» семье оба родителя: работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей; «формально-благополучные» : благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей; «неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания- постоянные окрики, наказания детей. Создаёт надлом в душе ребёнка, это делают его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в жизни; рождается новый тип семьи «новых украинцев»: высоко обеспеченные и сверх обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.
Тесное сотрудничество с родителями одаренных детей, очень важно в нашей работе. Часто одаренность ребенка в семье остается незамеченной, особенно если это первый ребенок или все дети одинаково талантливы. Нередко родители не хотят, чтобы их ребенок чем-то выделялся среди других детей. Таких родителей раздражает самобытность ребенка, и они всячески гасят его талантливость. Но встречается и другая ситуация, когда родители "вымучивают" талант, стараясь развить небольшие или даже отсутствующие способности ребенка, истощая тем самым его физические и духовные силы, убивая детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Задача родителей и руководителя - вовремя заметить проявление талантливости у своих детей и создать условия для ее развития.
Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.
В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения личности. Ребёнок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, своё понимание происходящих событий, проявить творческую активность.
Самодеятельность интенсивно рассматривает опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьёзного художественного творчества. Художественная самодеятельность является так же действенным средством развития эмоциональной сферы ребёнка. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путём специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде.
При ответе родителями на вопрос анкеты «Не мешает ли концертная деятельность учебе вашего ребенка?» 94% родителей ответили отрицательно, что нас очень порадовало. Стало ясно, что родители – наши хорошие союзники в работе по развитию творчески одаренных личностей детей.

Выступление руководителя театрального коллектива Ивановой В.А. «Сотворчество педагога и учащегося – важный стимул развития творческой личности»
Воспитательный процесс в образовательной системе внешкольного образования включает в себя – развитие педагогики свободы и сотрудничества взрослых и детей, психолого-педагогическую поддержку личности ребенка как стратегию современного воспитания. Педагогика свободы опирается на исключительное право ребенка самостоятельно принимать решения, касающиеся его отношений с миром, обществом.
Педагогика свободы и сотрудничества всегда ориентирована на внутреннее “хочу” ребенка, а не только на внешнее “надо”. Поэтому в заведениях внешкольного образования ребенок – субъект и стратег творческой жизни.
Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, а творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются ею, причем наибольший результат приносит привлекательная деятельность.
Игра – важнейший вид детской деятельности. Поэтому велика ее роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания его нравственных качеств, развитии творческих задатков. Игра – отображение жизни. Но в этой условной обстановке, которая создается воображением, много настоящего, действия играющих весьма реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.
В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, черты характера. Наблюдение за ребятами в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому и позволяют реализовывать их творческие возможности.
С древнейших времен человечество использовало театр и театрализованные действия в целях образования, развития личности и творчества. Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театрализованные игры очень близкими для детей, потому что игра и общение для школьников и подростков – ведущая психологическая деятельность. Именно поэтому основой программы театра юного зрителя представлений “Теремок” является игра и общение.
Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – главная цель студии, в которую принимаются все желающие, с различным уровнем развития способностей.
Театрализованные игры способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, обогащают новыми впечатлениями, развивают интерес к слову, литературе, музыке, формируют диалогическую речь, активизируют словарь. Кроме того, театрализованные игры носят психопрофилактический характер, так как помогают эмоционально и физически разрядиться.
Коллектив учеников и педагога осуществляет единую деятельность, которая вызывает у ребят сильные положительные эмоции, так как только такие эмоции порождают в воображении яркий образ. В результате такой деятельности ребенок реализовывает возникший образ (изображает, рисует, описывает, играет).
Истинное творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений с ребенком, а не как отдельный прием на занятии – только в этом случае творчество станет многообразным и полноценным. Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.
Таким образом, главным при сотворчестве является вера педагога в потенциальные возможности своих воспитанников. Педагоги, не верящие в ребят, по нашему мнению, не в состоянии строить оптимистический и гуманный воспитательный процесс.
При организации совместной деятельности нужно помнить о основных предпосылках продуктивного сотворчества:
1. Взаимодействие с воспитанниками должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними.
2. Важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела.
3. Необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и опыта педагога, пока у учащихся не появиться необходимость посоветоваться с педагогом.
4. Важно обеспечивать добровольное включение ребят в решение творческих задач.
5. Деятельность должна быть увлекательной, при ее организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся.
Совместная деятельность участника и педагога является ни с чем не сравнимым стимулом личностного развития и самоутверждения растущего человека. Чувство товарищества, эмоциональный комфорт стимулируют проявление инициативы и творчества.
Главное в работе педагога внешкольного заведения дать ребятам возможность выразить себя, расти в атмосфере творчества, радости и успеха, без чего просто невозможно развитие личности.

Выступление руководителя хора мальчиков Пецух В.В. «Самообразование в деятельности руководителя кружка как залог успешной работы с одаренными детьми»
Самообразование руководителей кружков осуществляется посредством следующих видов деятельности:
Просмотр телепередач, чтение прессы
Знакомство с педагогической и методической литературой
Регулярное использование информации из Интернета
Посещение семинаров, тренингов, участие в методических совещаниях, посещение занятий коллег
Систематическое повышение квалификации
Изучение современных психологических и педагогических методик
Систематизация собственного педагогического опыта
Внимание к собственному физическому и психическому здоровью

Выступление руководителя хореографического коллектива «Конфетти» Мартыненко Е.Л. «Метод развивающего дискомфорта»
Очевидно, что главная задача работа с одаренными детьми должна исходить из особенностей их развития, а еще точнее, из существа их главных проблем. Самую большую проблему для одаренных детей представляют трудности их самореализации.
Метод развивающего дискомфорта предполагает формирование и укрепление у школьников способностей и навыков активно действовать и тем самым преодолевать ситуации повышенной трудности и (или) временной неудачи. Предполагается, что, в конечном итоге, возникнет и особая потребность в преодолении трудностей, когда легкое кажется скучным и не привлекает субъекта.
В основе предлагаемого метода лежит развивающий “микрокризис”, представляющий собой переломный момент (от лат. - перелом, переход), когда ученик от состояния высокой напряженности, тревоги, даже паники переходит к активному преодолению своего состояния, с одной стороны, и предпринимает активные действия для достижения нужного результата, с другой.
В ситуации развивающего дискомфорта напряжение и неудача сопровождаются выраженными отрицательными эмоциями - страхом, тревогой, иногда даже отчаянием. Задача этого метода в том и состоит, чтобы научить одаренного школьника справляться с этими состояниями, преодолевать микрокризис, прежде всего в творческой сфере. Только преодоленный микрокризис является развивающим.
Достаточно важным для развивающего эффекта дискомфортной ситуации является момент успешности выхода из нее /формирование сценария победителя/. Однако есть основания считать, что не менее важным, а в некоторых случаях и самым важным является уровень внутренней отрефлектированности ситуации. Важнее последействие ситуации дискомфорта, чем сама по себе победа или поражение.
В конечном итоге, речь должна идти не только о способности достойно преодолевать дискомфортные ситуации, но даже о потребности в них. Только в таком случае появляются нужные силы для своего рода творческого бесстрашия /а любое подлинное творчество требует бесстрашия/, для творческой позиции по отношению к собственной жизни.
Из вышесказанного можно вывести два критерия, по которым можно судить, как работает в отдельном случае и в отношении конкретного ребенка метод развивающего дискомфорта.
1. выраженная активность самого ребенка в дискомфортной ситуации;
2. чувство радости преодоленья, победы над собой. Иногда это чувство возникает у ребенка достаточно быстро, иногда только какое-то время спустя, но оно необходимый компонент и критерий успешности проводимого метода.
Почему этот метод мы считаем наиболее пригодным для работы именно с одаренными детьми?
Прежде всего потому, что при всей сложности их жизни они в большей мере, чем обычные дети, живут в особом, напоминающую оранжерею мире. При всей противоречивости их самооценки, при всей тревожности, которая часто встречается у одаренных детей, они все же привыкли к успеху - слишком легко дается им то, что у других, более обычных детей требует известного, не всегда приятного напряжения, слишком часто они слышат в свой адрес восторженные слова взрослых, слишком долго оберегают их особые родители /а у одаренных детей практически всегда особые родители/ от трудностей реальной жизни.
Работа по использованию метода развивающего дискомфорта на кружковых занятиях, показала высокую эффективность этого метода. Особо заметны результаты этого метода, когда ребенок принимает участие в конкурсах и фестивалях, т.е. там, где есть здоровая конкуренция его творческим способностям. Очень важно, что в применении к особо одаренным детям этот метод оказался не просто пригоден, он позволил решать многие проблемы, никак не решаемые другим путем.
Проблемы развития креативности, формирования волевых привычек, создания социальной навыков - все эти «родовые» проблемы одаренных детей весьма успешно решаются именно в условиях работы по методу развивающего дискомфорта.

Выступление заведующей художественным отделом Тужиковой Г.П. по результатам анкетирования детей, педагогов и родителей.
Диаграмма «Оценивание творческих способностей детей, занимающихся в кружках руководителями кружков и родителями». Как видно из этой диаграммы, педагоги гораздо выше оценивают творческие способности своих воспитанником, чем родители, проводя большую работу по развитию художественно одаренной личности ребенка.
Диаграмма «Кто, по вашему мнению, в большей степени развивает творческие способности ребенка?» - ответы родителей. «Кто, в большей степени помогает тебе развивать свои способности?» - ответы кружковцев. Отсюда следует, что родители высоко оценивают работу руководителей кружков по творческому развитию их детей.
А вот размышления детей разного возраста на тему «Что такое творчество?»
7 лет - «Творчество – это какое-нибудь увлекательное занятие», «Творчество – это строительство красоты».
9 лет – «Творчество – когда работу хочешь сделать лучше, или когда сам что-то придумаешь»
11 лет – «Творчество – это работа, созданная с душой, занимающая терпение».
12 лет - «Ты творишь, и это идет от сердца», «Творчество – это умение видеть, владеть и демонстрировать свои способности», « Творчество – это то, чем ты занимаешься в свободное время»
13 лет – «Когда получаешь удовольствие от своего увлечения, раскрываешь свой талант»
14 лет – «Творчество – это когда человек развивает свое мастерство в лучшую сторону»,
17 лет – «В моем понимании творчество - это самовыражение. Творческий человек постоянно ищет что-либо новое, создает, творит».
И закончить эти детские экспромты хочется словами еще одной девочки: «Творчество – это создание чего-то нового, что будет интересно окружающим, что будет их волновать и что тебе никогда не забудется»

Рефлексия. Итоговое анкетирование участников педсовета.
Анкета

Уважаемый участник педагогического совета!
Просим вас оценить нашу работу по 5-балльной шкале (обвести в кружок).

1. Практичность1 2 3 4 5
2. Доступность..1 2 3 4 5
3. Научность..1 2 3 4 5
4. Актуальность.1 2 3 4 5
5. Насыщенность и глубина
содержания1 2 3 4 5
6. Активизация внимания.1 2 3 4 5
7. Отметка организаторам
педсовета1 2 3 4 5

Благодарим за участие в педсовете!
















13PAGE 15


13PAGE 14115




15