Внеклассное мероприятие по географии. Праздник: Как у нас на Тихом Дону.


Праздник: Как у нас на Тихом Дону.
Задачи:
1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры донских казаков.
2  Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
3. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
4. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
6. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
7. Формирование любви и интереса к прошлому и настоящему родного края
Оформление:
1.У казаков- молодцов помнят дедов и отцов.
2.Матушка – Россия, крепнет твоя сила,
 Сыновья – потомки продолжают жить.
 Казачьему роду нет переводу.
Ты на нас, Россия, положись.
3.Край донской – земли огромной долька.
Ход мероприятия.
1.Вводное слово учителя:
«Ой, ты батюшка наш, славный Тихий ДонТы кормилец наш, Дон Иванович!Про тебя-то лежит слава добрая!Слава добрая, речь хорошая!Как бывало ты всё быстёр бежишьТы быстёр бежишь, всё чистёхонек.»
А по берегам реки Дон раскинулись бескрайние степи, где жили славные казаки, воины, хранители южных рубежей великой России.
Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому мы поведем речь сегодня о донском казачестве, о его быте, обычаях, традициях. Праздник наш называется: Как у нас на Тихом Дону (Слайд №1).
Ведущий 1: Наша малая родина- край Донской(Слайд 2). Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов ( Слайд3) : «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».
1-й чтец. Любимый край, земля моя донская,
Тобой горжусь, живу тобою я –
Мне степь твоя, огромная такая,
Дороже, чем заморские края!
В ковыльный омут окунусь, как в пену
И захмелею в запахах травы…
Родная степь, ты необыкновенна –
С рассвета до закатной синевы!
2-й чтец. Над родимой степью солнышко сияет,
И шумят колосья золотой волной
Мы весёлой песней край любимый славим,
Приглашаем в гости к нам на Дон родной!
Встретим мы вас песней, хлебом солью встретим (Слайд №4).
Чаю с чабрецом мы  до краёв нальём
По станичным улицам, мы пройдём все вместе,
(Слайд №5 ).Под гармонь певучую, спляшем и споём!
Завещали деды нам хранить Россию,
Добрыми делами славить Дон родной
В дружбе наша сила, братство вот богатство,
Пусть звучит победно колокольный звон!
Ведущий 2. С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. (Слайд №6).
1й чтец: Средь донских степных полейИ кубанских ковылей,Где Кубань и Дон текутКазаки давно живут.Гордый и лихой народЗаслужил себе почет:Храбрость, мужество, отвагуНа своих плечах несет.Честью с детства дорожат,Любят холить жеребят,Из лозы корзины вьют,Песни звонкие поют.Память предков охраняют,Веру в Бога почитают,И обычаи свои Сохраняют на Руси.
2й чтец:Всех обычаев не счесть:Казаку превыше честь,Сабля – гордость казака,Не прожить им без коня,Без ухи и без добычи,Уж такой у них обычай.И готов любой казакЗа Россию постаять.Нет на свете плясок краше,Если вдруг казак запляшет,Если хором запоет – Удивит любой народ.
Независимый, свободныйРод казачий очень гордый.И не даром на РусиВсем знакомы казаки
Ведущий 1. Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного села, хутора. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь. Слайд №7
Исполнение песни: Солдатушки .Песня: СОЛДАТУШКИ, БРАВО РЕБЯТУШКИ.
- Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши деды?
- Наши деды — славные победы
Вот кто наши деды!
- Наши деды — славные победы
Вот кто наши деды!
- Солдатушки, бравы ребятушки
Кто же ваши жены?
- Наши жены — ружья заряжены,
Вот кто наши жены!
- Наши жены — ружья заряжены,
Вот кто наши жены!
- Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши сестры?
- Наши сестры — пики, сабли остры,
Вот кто наши сестры!
- Наши сестры — пики, сабли остры,
Вот кто наши сестры!
- Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши детки?
- Наши детки — пули наши метки,
Вот кто наши детки!
- Наши детки — пули наши метки,
Вот кто наши детки!
( Слайд №8) 3-й чтец. В ковылях, средь серебряной рани, В цветущей душистой степи Казаки себе стан выбирали (Слайд №9 ). У извилистой тихой реки.
(Слайд № 10,11,12). Откуда Дон берет начало?
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою берёзкой
Начало Дон своё берёт:
Из-под травы земли московской,
С Ивана-озера течет.
Века идут… Но не мелеет
Донское русло на пути;
И всё мужает и смелеет
Казачье воинство в степи.
 Ученик 1: (Слайд № 13).На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Слайд №14 .Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. На первых порах в казачьих городках
поселялись только мужчины. Женщины появились несколько позже.
Слайд (15). Казачьи городки стали называться станицами.
На месте строительства дома бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы всё водилось.
Ученик 2: Слайд № 16. Жилище казака называлось «курень». Слово «курень» происходит от монгольского хурээн, что значит лагерь, стан, пастбище в форме круга. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом, поэтому он так и выглядел.
У зажиточных богатых казаков появились 2-хэтажные Слайд №17, каменные курени с балконам-. Балясниками.Слайд № 18 В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж) Слайд №19.
В XX веке самое широкое распространение получил трехкомнатный курень или круглый дом с четырехскатной крышей, все комнаты которого сообщались между собой. Слайд№20.
Ученик 3. В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца. Во второй комнате Слайд № 21, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью. Отличительной   особенностью кухни   и   всего   казачьего   жилья была  стерильная  чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами  всегда  стояло  под  печкой.  
Слайд № 22 Следующая комната – спальня. В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.
Ученик1 Слайд № 23. Главная комната, казачьего куреня - зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда Слайд№24. Эта комната, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, в ней принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды Слайд №25. В горнице, в красном углу, находились иконы: Святой угол. Слайд №26, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня» Слайд 27. На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов Слайд № 28
Вашему вниманию предлагается сценка «Встреча дорогих гостей».
 ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.
Казак: Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Казачка: Жива традиция.
Жива- от поколенья старшего.
Важны обряды и слова,
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь,
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.
 Ученик 2. Особенности жизни донских казаков отразились и на их одежде, в которой органически слились черты, характерные для многих народов. Своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками Слайд №29
Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.
Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма. Слайд № 30.
Ученик 1. Темно-синий, длинный, несколько приталенный мундир с разрезом для посадки на седле слайд №31. На обшлагах его рукавов, стоячем воротнике была красная окантовка. Темно-синие шаровары с красным кантом заправлялись в сапоги. Летом с такими шароварами носили гимнастерку из ткани защитного цвета со стоячим воротником и застежкой на пуговицах. Ещё шинель Слайд №32. Головные уборы – фуражка и папаха Слайд №33.
Ученик 3.Слайд № 34 Казачки носили юбку с кофтой (баской). Длинные и очень широкие юбки шили из холста, ситца, батиста и других тканей. Чтобы юбка была пышнее, под нее надевали несколько нижних юбок. Кофта шилась из того же материала, что и юбка. Покрой её был довольно сложный. Кираса или кирас – кофточка с длинными рукавами и стоечкой, застегивались спереди густопосаженными мелкими пуговичками Слайд 3 5. С будничным и праздничным костюмом носили фартук, называвшийся завеской. Женскому головному убору и в этот период придавалось большое значение. Замужняя казачка носила шлычку, а девушки – ленты. Обувь – поршни.
Ученик 2. Слайд № 36. Большой считалась казачья семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей. Слайд №37.
Слайд №38.Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.
Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно Слайд № 39.Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли». И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».
Ученик 3.Слайд № 40.Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. История помнит и боевые подвиги казачек. Слайд №41. Казачка умела достойно встать с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. При этом, она не теряла черт, присущих слабому полу: женственности и сердечности, кокетства и любви к нарядам. Слайд №42.
Заветы старины в семье казачьей Хранились свято испокон веков. Обычай хлебосольства куреней богатых Прославил Край родных отцов.
Заботливо хозяйка домом управляла, Растила по старинке своих детей. Работы все в полях справляла, Кормила, холила коней...
Казачек все любили, уважали, Как спутниц храбрых в жизни и в бою.Им почести повсюду воздавалиТак было на Кубани, Тереке, Дону!
До наших дней дошли сказаньяО славных прародительницах наших,Отважно дом свой от набеговВрагов коварных защищавших.
Ведущий 2: Слайд 44.Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.
С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Первое русское шампанское изготовлено на Дону! Слайд № 45, 46. Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, овчинники (выделывали овечьи шкуры), портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные).
Ведущий 1: Во все времена, у всех народов хорошая песня отражала самые сокровенные мечты, думы. Донской край испокон считался песенным краем. Далеко слышна раздольная, удалая, казачья песня. То тягучая, печальная, долгая, как степь донская, то искрометная, озорная, лихая, как ветер степной! А на Тихом Дону песни не просто поют, их играют. И приговаривают, и пританцовывают. С особой казачьей удалью. Пели песни и в поле, и на проводах в армию, в военных походах. О песнях казаки говорили так в своих пословицах: Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев» Слайд
Песня :Видео : Исполнение казачьей песни.
Ученик 2: -Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду.
Казаки водили породистых коней, за жеребятами ухаживали, как за детьми. Поэтому такой конь, вырастая, платил хозяину преданностью и любовью: не давался в руки другим, ходил за хозяином. В сабельном бою такой приученный конь лягал и кусал коня врага. Укрытый в лесу или балке, по свисту хозяина бежал к нему, ложился, знал другие команды, не отходил от убитого или раненого на поле боя. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
Оружие казаков: топорик, шашки, сабли, кинжал, булава.
Ученик 1: Много обрядов было у донских казаков. Слайд № 51. Это касалось и полевых работ, и службы, семейной жизни, рождения ребенка.
Слайд № 52.Казаки прежде всего были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружье.
Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь, ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоану-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком. Слайд № 53. Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Слайд № 54. После достижения призывного возраста, призывник, в течение целого года, проходил военное обучение при станице. Военная подготовка проходила под руководством казачьего управления станицы, после чего он приводился к присяге.
Процедура присяги начиналась в церкви на богослужении. После этого, призывники выстраивались на площади, напротив алтаря, со знаменем. Разрешение на прохождение присяги давал священник, после исполнения молитвы.
Ученик 2. Шло время, казачок в семье рос, и наступала пора отправляться на службу. В определенное время в курене новобранца собирались родственники и друзья служивого. А у тех ворот, откуда должны были выходить казаки, собирался народ. Казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть земли. Обычно старались брать такую землю у церкви или у могилы отца, матери, или в саду своего дома. Зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено казаку умереть на чужбине, первой на его гроб падала родная земля, и считалось, хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.
Ученик 3: Девочек с детства воспитывали как хранительниц домашнего очага. Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
- До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.
- А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.
 Казачка 1. На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались-
Без общенья жизни нет.
Исполнение Частушек.
Выходят девочки под музыку частушек.
1. Песен много в Донском крае
Слушать, не наслушаться
А о чём поют девчата
Голова закружится.
2. Гармонист до самой зорьки
Нам играть ручается
Дайте новую гармонь
Эта вся кончается.
3. Мой милёночек лукав
Меня дёрнул за рукав
Я лукавее его
Не взглянула на него.
4. Мы с подружкою моею
Дружим, не разлей вода.
Мы лихие, озорные
Не разлучат нас года.
5. У меня в кармане роза,
Розочка пахучая,
А характер у меня
Как крапива жгучая.
6. Подбирали мы частушки
Долго-долго топали.
Порвали свои галошкиХоть бы вы похлопали.
ВЕДУЩИЙ 2 С частушками вы дружите, а значение казачьих слов вы знаете? (со зрителями)
- Дуже весело – очень весело.
- Он повесил на плечо ружо – ружьё.
- Курень – дом.
- Сигать – прыгать.
- Скрозь была гольная степь – везде была голая степь.
- Сроду не видел – никогда не видел.
- Талдычит одно и то же – повторяет.
- Тикали быстро – убегали.
- Казак туташний – здешний.
- Халабуда – шалаш.
- Цыбарка – ведро.
- Казачки причипурились – принарядились.
- Чувяки – тапочки.
Ведущий 2: - Молодцы, много слов знаете.
Ведущий 1: Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади- майдане, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в, знак уважения к месту и случаю. На кругу решались самые важные вопросы казачьей жизни: кому объявить войну и с кем заключить мир, когда выступать в поход. На кругу выбирали атамана.
Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, — говорили казаки.
Звучит фрагмент песни «Любо, братцы любо»
Ведущий 2. Казаки свято чтили казачьи заповеди , хранили верность присяге и главным девизом было такое изречение: Жизнь –России, сердце – народу,
Душу – Господу Богу, честь – никому!
Ведущий 2: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас: Уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству
. Я буду читать первую половину пословицы, а вы заканчиваете ее. Если пословица хорошо вам известна, можно отвечать хором. Итак...
Кто пули боится… тот в казаки не годится.
Казак из пригоршни напьётся… на ладони пообедает.
Либо грудь в крестах… либо голова в кустах.
Казак скорей умрет… чем с родной земли сойдет.
Казак на чужбине воюет…а жена дома горюет.
Казак без коня… что воин без ружья.
Казак сам не съест… а коня накормит.
Пташка не без воли, казак не без доли.
Где тревога… туда казаку и дорога.
Кому Дон тих … а кому – лих.
Бог не без милости… казак не без счастья
Казак в бою… как орёл в небе.
ВЕДУЩИЙ 1.СЛАЙД № 57.Любимые праздники на Дону: Рождество, Масленица, Пасха, Иван-Купала.
(Слайд № 58).Тебе, тебе, мой край любимый,
Я песню сердца вновь отдам!
И вновь приду к твоим рябинам,
К твоим берёзам и снегам.
Родной простор, омытый синью,
Глаза полей, глаза друзей.
Всегда со мной моя Россия –
В моей судьбе, в душе моей!
Исполнение песни: Моют вербы ( СЛАЙД № 59,60).
4-й чтец.Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще мёда.
Не знаю как другой, но я
Весь- слух, весь- жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Осенний лес затих, замолк,
Над степью прошумели ливни,
Но соловьиный свист и щёлк
Звучат в душе напевом дивным.
Чуть- чуть взгрустнули небеса,
В природе ярких красок мало,
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
"Благословенной будь земля,
Где довелось и мне родиться".
Ведущий 2. (Слайд № 61). Мы  являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала.
Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться  своими казачьими корнями.
Ведущий 1:И хочется закончить наш праздник теми же словами М.А. Шолохова, которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»