Презентация на тему: Изменение роли учителя при введении ФГОС в школе основной ступени


Изменение роли учителя при введении ФГОС в школе основной ступениПаутова Е. С., учитель математикиМБОУ СОШ № 10 г. Мурома ФГОС второго поколенияобучаемыйобучающийсяГлавная задача школы: оснащение молодого человека не только и не столько знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения определенных функцийГлавная задача школы: оснащение молодого человека умениями и навыками самостоятельного анализа собственных потребностей и программирование своих действий, т.е. самостоятельного определения своего места в обществе и построения собственной жизни Образовательная парадигма{BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}Стандарты предыдущего поколенияНовые ФГОССодержание «Знаю, что..»«Знаю, как..»Форма образованияОбучение Учебная деятельностьПозиция учителяТранслятор Организатор деятельностиНаставник Сотрудник Судья Эксперт Позиция ученикаОбъект обученияСубъект учебнойдеятельностиСтиль управления школойАдминистративно-иерархический Командный Позиция учителяОрганизатор учебной деятельностиСотрудник обучающегося в образовательной деятельностиЭксперт, оценивающий достижения обучающегося Кроме того, если задача школы – воспитать инициативного, творчески мыслящего выпускника, владеющего навыками самостоятельной проектной деятельностью, готового учиться в течение всей жизни, то и его учитель должен обладать всеми этими качествами и навыками. 5Изменение представления учителя о современном урокеУченик - субъект учебной деятельностиРазнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособленияСтруктура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельностьУчитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственнойКритерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимисяВместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся 6Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа Цель урока Критерий: диагностичность целей урока (для определения цели урока учителю нужно дать ответ на главный вопрос: «Что должен научиться делать ученик на этом уроке?»); вовлечение учеников в постановку цели на уроке различать получить освоить применить способ применить понятие, модель, алгоритм..Современный урок в соответствии с ФГОС Содержание образования и содержаниеучебного материала Критерий: различение учителем содержания образования (чему учу: деятельностная дидактическая единица для освоения учащимися на уроке – понятие, способ, алгоритм и т.д.) и содержания учебного материала (с помощью чего учу); вовлечение на уроке учеников в проектирование, выбор способа деятельности. Современный урок в соответствии с ФГОС Типы урокаСовременный урок в соответствии с ФГОСУрок первичного предъявления новых знаний Первичное усвоение новых предметных ЗУНов Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму Целевое назначение Результативность обученияУрок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениямиПрименение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач Современный урок в соответствии с ФГОСУрок применения предметных ЗУНов (практикум, семинар, лабораторная работа)Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной сложностиСамостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом классаСистематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач)Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов (семинар, конференция, круглый стол) Целевое назначение Результативность обучения Современный урок в соответствии с ФГОСУрок повторения предметных ЗУНовКонтрольный урокЗакрепление предметных ЗУНов, формирование УУДБезошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь задач повышенной сложностиПроверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачиРезультаты контрольной или самостоятельной работы Целевое назначение Результативность обучения Современный урок в соответствии с ФГОСКоррекционный урокКомбинированный урокИндивидуальная работа над допущенными ошибкамиСамостоятельное нахождение и исправление ошибокРешение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урокаЗапланированный результат Целевое назначение Результативность обучения Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа, их свойства, отношения, операции и др.)Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)Конструирование и создание (моделей, математи-ческих выражений, схем и т.д.)Ежедневный счет, вычисления, постановка,решение и генерация математических задачПримеры учебной деятельности: Математика Как учить современных школьников?ФГОС : Необходимость качественного изменения процессуальной стороны обучения школьников Учитель:Уровень профессиональной компетентности, отражающей теоретическую и практическую готовность к использованию нововведений


«Научить другого человека чему-либопрактически невозможно, если он нехочет научиться» К. Роджерс КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ?ТРАДИЦИЯ:Пятибалльная системаДеление учеников на «отличников», «двоечников»… Проверка труда учителя по «накопляемости» отметокТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ:Реально баллов у нас четыре (5,4,3,2), допустимых – три, а положительных – два (5 и 4)«Твоя четверка принципиально отличается от его четверки»«Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит», «Старался больше, а все равно вышло «два».

КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ?ТРАДИЦИИ: Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»; Учитель указывает на ошибки и на необходимость их исправления ГОС. СТАНДАРТ, УУД:Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это сделал?»); Определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; Предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление

Функции современного учителяОвладение основами деятельности:инновационной проектировочной коммуникативной рефлексивной управленческой


19 Затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального и среднего образования (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов) Система ДПО: формирование у работников образования идеологии ФГОС обеспечение единства федерального культурного и образовательного пространства; равные возможности получения качественного начального и среднего общего образования; согласование индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании;защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства Подготовка кадров к введению ФГОС Внешняя подготовкаВнутренняя подготовкакурсы повышения квалификации методическая работа на уровне района и образовательных учрежденийСамообразование Благодарю за внимание!