Протокол заседания пед.совета с приложениями (СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ)


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный центр «Костёр»
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА № _____3_____
город Выкса «18» июня 2016 года
Списочный состав: 27 чел.
Присутствовало: 27 чел.
Председатель (по должности) – Кулев С.В., директор МБУ ДО «ДООЦ «Костёр»
ПОВЕСТКА ДНЯ:
О патриотическом воспитании современного ребенка.
Особенности реализации заключительного периода в рамках профильной смены «Имя моей страны – Россия».
О досрочном отчислении из ДООЦ «Костёр» участников смены «Имя моей страны – Россия!».
Председатель собрания С.В. Кулев поставил на голосование вопрос об утверждении повестки собрания.
Голосовали:
"За" - 27, "против" - 0, "воздержались" - 0.
Повестка собрания утверждена.
По повестке дня слушали:
По первому вопросу:
Слушали Тигина Р.А., методиста по воспитательной работе, который рассказал о законодательстве и нормативно-правовых актах в области патриотического воспитания. Затем сделал доклад на основе статьи кандидата педагогических наук, доцента С.А. Константинова «Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников» (материалы доклада – см. Приложение 1). Предложил использовать полученную информацию в работе педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования в рамках смены.
Голосовали:
"За" - 27, "против" - 0, "воздержались" - 0.
Решили: принять к сведению полученную информацию и использовать в работе.
По второму вопросу:
Слушали Кулева С.В., директора ДООЦ «Костёр», который сообщила о том, что в реализации педагогического проекта «Имя моей страны – Россия!» согласно логике развития смена вступила в заключительный период. Цель данного периода – подведение итогов прожитой смены с позиции участников воспитательного процесса. Реадаптация ребенка к возвращению домой. Вожатый в это время - работает по намеченному ранее плану; привлекает к коллективным делам каждого ребёнка; продумывает программу прощального вечера.
Задачи:
- Организация подведения итогов смены;
- Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т. д.);
- Реализация вышеперечисленных знаний и умений;
- Организация личной рефлексии;
- Организация групповой рефлексии.
Предлагаемые формы работы:
- Формы подведения итогов смены: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; забор; награждение;
- Выставки творческих работ;
- Фестивали, гала-концерты (награждение по различным творческим номинациям).
Уровень вожатый:
- психологическая подготовка ребенка к завершению смены
- завершение образа отряда (создание образа «это лучшее лето в моей жизни»)
- вывод отряда на состояние отъезда (комплекс мероприятий «расстаемся друзья, чтобы встретится вновь») подготовка, остающихся на следующую смену, к вхождению в новый отряд отъезд
Основной вид деятельности вожатого:
Пожинание «плодов» организованной работы.
Пик трудности:
За 2–3 дня до отъезда. «Пик усталости». Постарайтесь улучшить настроение детей.
Отрядная работа:
Конкурсы творческих дел, прощальный отрядный огонёк...
Наибольшим успехом пользуются общелагерные дела, в том числе и организационно сложные, наряду с этим возрастает потребность во внутриотрядном общении. Роль вожатого становится второстепенной, многие задания ребята могут выполнять самостоятельно, но все-таки исполнение необходимо контролировать.
Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята начинают нарушать правила, если вожатые ослабляют требовательность, стараются увеличить объем «свободы». Поэтому программу последних дней необходимо сделать максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то, чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом.
Важно провести анализ смены, накопленного опыта и поставить задачи на дальнейшую самореализацию.
Предложений и замечаний не последовало.
Голосовали:
"За" - 27, "против" - 0, "воздержались" - 0.
Решили: принять к сведению полученные рекомендации.
По третьему вопросу:
Слушали Кулева С.В., директора ДООЦ «Костёр», который довел до сведения участников педагогического совета ситуацию, в ходе которой на территории Центра появились психотропные средства. Участниками данной ситуации стали участники смены отряда № 1 – Дроздов Борис, Андрианова Наталья, отряда № 2 – Ваганов Даниил, Баранов Михаил. В ходе проведенного разбирательства была выяснена вся ситуация, родители поставлены в известность.
Были зачитаны все объяснительные записки. Представлены выдержки из правил внутреннего распорядка Центра. Было предложено отчислить из Центра вышеназванных участников смены.
Голосовали:
"За" - 27, "против" - 0, "воздержались" - 0.
Решили: Отчислить Дроздова Бориса, Андрианову Наталью, Ваганова Даниила, Баранова Михаила из Центра до конца смены без права восстановления.
В связи с рассмотрением всех вопросов повестки дня, педагогический совет объявляется закрытым.
Председатель педагогического совета С.В. КулевСекретарь педагогического совета С.В. Матчина

Приложение 1
Нормативно-правовая база
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Статья «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ»
В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Обосновывается педагогическая программа патриотического воспитания современных школьников. Представлены содержание и результаты реализации программы патриотического воспитания.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание школьников.
Развитие российского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества [1].
Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации Д.А. Медведев, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная» [2].
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» были определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставилась задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Русскую педагогическую мысль на всем протяжении ее многовековой истории отличал патриотический настрой. Воспитательные традиции педагогической мысли связывались с формированием у юношества чувства любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству, стремления собственным трудом приумножить его достоинство и благополучие. В паши дни в задачи образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это - фундамент становления личности.
Исследование проблем патриотического воспитания требует изучения и всестороннего анализа происходящих в обществе изменений, процессов и явлений, оказывающих влияние на общественное сознание, мнения, настроения, традиции, взаимоотношения, на процесс воспитания и практику социально-педагогической деятельности в стране. Особое значение приобретает поиск и разработка новых подходов к воспитанию школьников, учитывающих систему их ценностей и интересов, соответствующих тенденциям развития российского общества и системы образования.
Актуальность педагогического исследования проблем патриотического воспитания у современных российских школьников обосновывается следующей аргументацией.
Во-первых, необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры патриотизма, его роли и места в системе воспитания подрастающего поколения в контексте основных изменений, происходящих в обществе и его военной организации.
Во-вторых, противоречием между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовно-нравственным, социальным, деятельностным) в формировании важнейших качеств современных школьников и ослабившейся его реализацией в 1990-е гг. Данное противоречие проявилось в неудовлетворенности как субъектов патриотического воспитания, так и самих школьников уровнем и эффективностью воспитания патриотизма.
В-третьих, необходимостью коренного улучшения деятельности по воспитанию патриотизма у школьников с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, личных и групповых интересов и ценностей, происходящих в обществе изменений на основе создания в начале XXI в. в нашем государстве условий, способствующих патриотическому воспитанию, реализации соответствующих сегодняшним реалиям методов, форм, средств воспитания патриотизма у школьников.
В-четвертых, необходимостью обеспечения большей научности, системности, целеустремленности, активности и результативности патриотического воспитания.
Складывается понимание того, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. С самого раннего возраста нужно закладывать в молодежи патриотизм с помощью родителей и в дальнейшем воспитывать его в учреждениях образования на всех его ступенях и уровнях.
Следовательно, задача воспитания граждан-патриотов, стоящая перед педагогами, работниками сферы образования, весьма сложная и ответственная.
С учетом указанных обстоятельств необходимо определить, комплекс каких форм, методов, приемов патриотического воспитания позволит педагогам, участникам процесса воспитания достигнуть требуемого результата - привить современному школьнику чувства патриотизма, гражданственности и соответствующие личностные качества.
По своей структуре патриотическое воспитание - это процесс социальный, призванный реализовывать положения Конституции, действующего законодательства по вопросам безопасности и обороны.
В целом можно выделить следующие направления патриотического воспитания школьников:
1)воспитание на истории и традициях государства и общества:
-изучение истории Отечества;
-мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (шефство над памятниками и братскими захоронениями; вахты памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов; проведение митингов и других патриотических мероприятий на местах захоронения воинов и в других памятных местах);
-создание музеев, аллей, выставок боевой славы в образовательных учреждениях;
-проведение экскурсий, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной и других войн, участниками боевых действий, участниками контртеррористической операции на Северном Кавказе, операции по принуждению Грузии к миру;
-празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и др.;
2) военно-спортивное воспитание:
-организация туристских слетов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории России, Вооруженных сил, других силовых ведомств;
- организация и участие в военно-спортивных играх, которые в комплексе решают задачи патриотического воспитания: организационное укрепление коллектива школьников, развитие общественной активности молодежи, формирование качеств, необходимых 1ражданину, защитнику Отечества;
- проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет и праздников, Дня защитника Отечества, дней милиции, внутренних войск, спасателя и т. п.;
3) воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных и воинских коллективов:
- участие военнослужащих в организации и ведении военно-прикладных кружков и секций для школьников;
- организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов;
- проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов.
Подчеркивая значение указанных направлений патриотического воспитания и отмечая роль внеклассной, внешкольной, внеучебной воспитательной деятельности, работы с учащимися по патриотическому воспитанию, нужно в целом отметить, что в основе всего воспитательного процесса все же должны быть плановые учебные занятия (уроки в школе). При этом надо учитывать, что каждый учебный предмет объективно располагает большим воспитательным потенциалом, в том числе и патриотическим.
Однако проведенное исследование показало, что сегодня в массовой школе достаточно много учителей, которые не знают, как пробудить и развить патриотические качества, необходимые для гражданина нашей Родины. Анализ показал, что необходимые сведения военно-патриотической направленности рассеяны по отдельным предметам без определенной системы и должной логики и, как правило, носят информационный характер.
В настоящее время государством и обществом прилагаются существенные усилия по возрождению воспитательной функции образовательных учреждений, активизации патриотического воспитания граждан России и прежде всего молодежи.
Несмотря на кризисные явления 1990-х гг., героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки, военного дела, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов для граждан, что создает реальные предпосылки проведения мероприятий патриотического воспитания учащихся.
Организация системы воспитания патриотизма у школьников включает:
- формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательной школе: формирование у учащихся школ готовности к действиям в специфических и экстремальных условиях (в том числе к военной и другим видам государственной службы на занятиях по ОБЖ и физической культуре, на учебно-полевых сборах, в других формах в зависимости от местных условий и типа учебного заведения);
- патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами Вооруженных сил, военкоматами, объединениями воинов запаса, ветеранов, общественными движениями и организациями молодежи (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные клубы и объединения, специальные школы, курсы, кружки, секции; клубы, учебные пункты будущего воина; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т. д.);
- деятельность средств массовой информации, творческих союзов, работников культуры и искусства, научных, молодежных ассоциаций, организаций, направленную на отображение, изучение, поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина Отечества.
Данная программа патриотического воспитания, реализованная в ряде школ г. Санкт-Петербурга, показала свою эффективность, способствовала процессу подготовки обучающихся к защите Родины, придала всей проводимой воспитательной работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечила преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности молодежи.
Результаты реализации программы:
-создание системы патриотического воспитания в школе;
-внедрение в педагогический процесс школы передовых форм и методов патриотического воспитания;
-сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному городу, школе;
-активизация потенциала ветеранов Великой Отечественной войны, участников локальных войн, выпускников школы в воспитании;
-формирование у школьников готовности к защите Родины;
-расширение участия школьников в военноприкладных видах спорта;
-воспитание у школьников уважения к подвигу отцов, дедов, ровесников в годы Великой Отечественной войны и других военных действиях;
-формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;
-привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
-расширение и совершенствование информационной и материальной базы патриотического воспитания в школе;
-повышение эффективности мер по охране здоровья учащихся;
-повышение эффективности воспитания в системе образования;
-активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.
Проведенное исследование показало, что разработанная программа позволяет сформировать патриотические чувства и сознание учащихся, сохранить и развить чувство гордости за страну, юрод, школу, воспитать личность учащихся - граждан, патриотов Родины. Важным показателем эффективности проведенной работы явился рост процента выпускников школ, поступивших в вузы военного профиля.
В целом на основе проведенного исследования главная цель патриотического воспитания современных школьников может быть сформулирована
следующим образом: воспитание патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание и развитие школьника, обладающего важнейшими социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах своей личности, государства и общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его защиты и безопасности.
Из общей цели воспитания вытекают следующие задачи:
-мировоззренческая подготовка молодежи, приобщение молодежи к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры нашего Отечества;
- создание условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения гражданского и воинского долга;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности;
- воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства;
- формирование и развитие потребности к духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в коллективе.
Главной задачей патриотического воспитания, определяемой его целью, является повышение эффективности этой деятельности, особенно за счет более целенаправленного воспитания школьников в духе высокой социальной активности, мобилизация всех сил общества, его социальных и государственных институтов на активное участие в создании и реализации необходимых условий для воспитания патриотизма у школьников как духовно-нравственной и социально значимой составляющей развития России.
Таким образом, проведенный анализ теории и практики, выполненное экспериментальное исследование позволяют сделать вывод о возможности и целесообразности рассмотрения и реализации патриотического воспитания современных школьников как педагогической программы, включающей совокупность средств, форм, методов, приемов, обеспечивающих достижение целей патриотического воспитания. При этом основную нагрузку по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения должны нести образовательные учреждения, среди которых особую роль призваны играть общеобразовательные школы.
Список литературы
Концепция патриотического воспитания граждан РФ II Воспитание школьников. 2005. № 1.
Медведев Д. А. Выступление на заседании Президиума Государственного Совета в г. Рязани 22 апреля 2009 г. II Официальный сайт Президента РФ. URL: http://president.kremlin.ruНикандров И. Д. Вера и нравственность: православные традиции и современность II Сибирская православная газета. URL: http://www. ihtus.ru
О военно-патриотических, молодежных и детских объединениях: постановление Правительства РФ II Российская газета. 2000. № 144.
Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы: государственная программа II Собрание законодательных актов РФ. 2005. № 29.
С.А. Константинов, кандидат педагогических наук, доцент.