Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01: Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования


РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу МДК 01-02 «Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности» по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности»
Рабочая программа МДК 01-02 разработана преподавателем спецдисциплин Усенко Александром Николаевичем и предназначена для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 13.02.11«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности» и является единой для всех форм обучения.
В рабочей программе предусмотрены изучение работ по подготовке и организации электромонтажных работ и работ по обслуживанию и ремонту электрооборудования, защите людей от поражения электрическим током.. Кроме того, в рабочей программе предусмотрены практические занятия. Это позволит студентам приобрести навыки по соответствующим темам.
В целом рецензируемая программа составлена методически грамотно, полностью соответствует поставленным в курсе задачам и может быть рекомендована для использования в учебном процессе ГБОУ Акъярский горный колледж имени И. Тасимова.
Преподаватель специальныхдисциплин высшей категории М. А. ЮвшинГБОУ Акъярский горный колледж
имени И. ТасимоваДата: ____________________
Министерство образования Республики Башкортостан
-86833157480Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Акъярский горный колледж имени И. ТасимоваУтверждаю
Директор ГБПОУ
Акъярский горный колледж
имени И. Тасимова____________ Р. И. Арсланов
«___» __________ 2015 г.
Приказ № _________
от «___» ___________ 2015 г.
Рабочая программа
профессионального модуля ПМ 01: Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования
МДК.01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования
Специальность: 13.02.11– «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности» (заочное отделение)


с. Акъяр2015 г.
ОДОБРЕНО
предметной цикловой комиссией специальных дисциплин
протокол № ____
от "____" _______________ 2015 г.
Председатель ПЦК:
__________________ М. А. ЮвшинРазработал(а):
__________________ А.Н. Усенко преподаватель специальных дисциплин
Рецензенты:
_______________________________
(фамилия, инициалы рецензента)
_______________________________
(учёная степень, звание, категория, должность,_______________________________
место работы)
_______________________________
(фамилия, инициалы рецензента)
_______________________________
(учёная степень, звание, категория, должность,_______________________________
место работы)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР:
_______________ В.И. Минлишев"____" __________________ 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
9
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
10
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
16
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
18
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 01: Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования
МДК.01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
Специальность: 13.02.11– «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности» (заочное отделение)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
4. Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при реализации программ при дополнительной профессиональной подготовке по направлениям: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 3-6разряд; Электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 3-8разряд.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выполнения работ по технической эксплуатации, обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования;
использования основных измерительных приборов;
уметь:
определять электроэнергетические параметры электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем;
подбирать технологическое оборудование для ремонта и эксплуатации электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем, определять оптимальные варианты его использования; организовывать и выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования;
проводить анализ неисправностей электрооборудования;
эффективно использовать материалы и оборудование;
заполнять маршрутно-технологическую документацию на эксплуатацию и обслуживание отраслевого электрического и электромеханического оборудования;
оценивать эффективность работы электрического и электромеханического оборудования;
осуществлять технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования;
осуществлять метрологическую поверку изделий;
производить диагностику оборудования и определение его ресурсов;
прогнозировать отказы и обнаруживать дефекты электрического и электромеханического оборудования;
знать:
технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин;
классификацию основного электрического и электромеханического оборудования отрасли;
элементы систем автоматики, их классификацию, основные характеристики и принципы построения систем автоматического управления электрическим и электромеханическим оборудованием;
классификацию и назначение электроприводов, физические процессы в электроприводах;
выбор электродвигателей и схем управления;
устройство систем электроснабжения, выбор элементов схемы электроснабжения и защиты;
физические принципы работы, конструкцию, технические характеристики, области применения, правила эксплуатации электрического и электромеханического оборудования;
условия эксплуатации электрооборудования;
действующую нормативно-техническую документацию по специальности;
порядок проведения стандартных и сертифицированных испытаний;
правила сдачи оборудования в ремонт и приёма после ремонта;
пути и средства повышения долговечности оборудования;
технологию ремонта внутрицеховых сетей, кабельных линий, электрооборудования трансформаторных подстанций, электрических машин, пускорегулирующей аппаратуры.
1.3. Количество часов на освоение программы МДК 01.02:
всего – 351 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 351 час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося -201час;
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1.  Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2.  Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3.  Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.4.  Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.
ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.  Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.  Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.  Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.  Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.  Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.  Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10.  Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная,
часов Производственная (по профилю специальности)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК-1-4 МДК.01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования
351 50 20 301 Всего: 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Раздел ПМ 01.02. Организация и выполнение технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования 301 МДК.01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования 50 Тема 2.1. Подготовка и организация электромонтажных работ Содержание 2 1. Подготовка и организация электромонтажных работ. 2
Тема 2.2. Монтаж внутренних электрических сетей Содержание 2 1. Классификация помещений в соответствии с ПУЭ. Требования ПУЭ к электропроводкам. 2
2. Подготовка трассы и крепление проводок. 2
Практические занятия 2 1. Монтаж электропроводок осветительных сетей в сухих помещениях. 3
2 Монтаж электропроводок осветительных сетей во взрывоопасной зоне. 3
Тема 2.3. Монтаж кабельных линий напряжением до 10 кВСодержание 2 1. Назначение, конструкция и маркировка кабелей. 2
2. Выбор способов прокладки и подготовка прокладки кабельных линий. 2
3. Прокладка кабельных линий в траншеях, внутри зданий, туннелях, блоках, каналах. 2
Практические занятия 2 1. Изучение методов определения мест повреждения в кабельных линиях. 3
2. Изучение последовательности выполнения разделки силовых кабелей напряжением до 10 кВ.3
Тема 2.4. Монтаж воздушных линий электропередачи Содержание 2 1. Назначение, конструкция и защита от перенапряжений воздушных линий электропередачи. 2
2. Требования ПУЭ к воздушным линиям электропередачи напряжением до 1кВ. 2
3. Монтаж воздушных линий электропередачи. 2
Практические занятия 2 1. Изучение монтажа воздушных линий электропередачи. 3
Тема 2.5. Монтаж электрооборудования трансформаторных подстанций Содержание 2 1. Назначение, конструкция трансформаторных подстанций, монтаж электрооборудования трансформаторных подстанций: заземляющих устройств, изоляторов, шин. 2
2. Монтаж электрооборудования трансформаторных подстанций: разъединителей, выключателей, предохранителей, реакторов, разрядников. 2
Практические занятия 2 1. Изучение комплектного распределительного устройства. 3
2. Выбор характеристик и уставок защиты электрооборудования с использованием микропроцессорных терминалов. 3
3. Разработка проекта производства работ (ППР) по монтажу электрооборудования подстанций. 3
Тема 2.6. Монтаж электрических машин и аппаратов управления Содержание 2 1. Общие требования к электрическим машинам и определения. Подготовительные работы. 2
2. Монтаж электрических машин. 2
3. Монтаж аппаратуры управления и составление монтажных схем. 2
Практические занятия 2 1. Изучение способов сушки изоляции обмоток электродвигателей3
2. Составление монтажных схем панели управления и защиты электропривода 3
Тема 2.7. Монтаж электрооборудования кранов Содержание 2 1. Монтаж электрооборудования кранов. 2
Тема 2.8. Организация эксплуатации электроустановок отрасли Содержание 2 1. Порядок приемки в эксплуатацию смонтированных электроустановок. Состав приемочных комиссий и порядок их работы. Приемо-сдаточные испытания. Составление актов приемки. 2
2. Показатели технического уровня эксплуатации электрического и электромеханического оборудования; нормативная база технической эксплуатации; техническая документация; обеспечение надежной работы электрооборудования. 2
Тема 2.9. Эксплуатация электрических внутрицеховых силовых сетей и освещения
Содержание 2 1. Объем и нормы приемо-сдаточных испытаний внутрицеховых электрических сетей и осветительных установок после монтажа. 2
2. Эксплуатация силовых электрических сетей. Основные элементы электрических сетей, подлежащих контролю в процессе эксплуатации. Периодичность и объем осмотров, ремонтов и испытаний. Контроль заземления и зануления. 2
3. Эксплуатация осветительных сетей и установок. Периодичность осмотров, ремонтов и испытаний осветительных сетей. Контроль температуры проводов. Чистка светильников и арматуры. Смена ламп. Измерение освещенности. 2
Лабораторные работы 2 1. Исследование электрических сетей и осветительных приборов. 3
Тема 2.10. Эксплуатация кабельных линий напряжением до 10 кВСодержание 2 1. Объем и последовательность приемки кабельных линий в эксплуатацию после монтажа. Документация на кабельные линии. Приемосдаточные испытания. 2
2. Наблюдение за кабельной трассой. Периодичность и объем осмотров, контроль за нагрузкой и температурой кабельной линии. 2
3. Допустимые температуры нагрева кабелей различных марок. Допустимые токовые перегрузки кабельных линий. 2
Практические занятия 2 1. Изучение работ по техническому обслуживанию кабельных линий. 3
Лабораторные работы 2 1. Определение мест повреждения в кабельных линиях. 3
Тема 2.11. Эксплуатация электрооборудования трансформаторных подстанций
Содержание 2 1. Объем и последовательность приемки в эксплуатацию после монтажа трансформаторных подстанций и распределительных устройств. 2
2. Объем, нормы и методы приемо-сдаточных профилактических испытаний электрооборудования трансформаторных подстанций. Эксплуатация силовых трансформаторов. Периодичность осмотров. 2
3. Допустимые эксплуатационные нормы для силовых трансформаторов (нагрузка, температура верхних слоев масла, повышение уровня напряжения и уровня масла). Схемы фазировки силовых трансформаторов на напряжение выше 380В. 2
4. Включение трансформаторов под нагрузку при низких температурах. Переключение ответвлений. Эксплуатационные испытания. 2
Практические занятия 2 1. Изучение состава работ по оперативному и техническому обслуживанию трансформаторов. 3
Тема 2.12. Эксплуатация электроприводов и аппаратов управления
Содержание 2
1. Объем и последовательность приемки в эксплуатацию вновь смонтированного электропривода и заземляющего устройства. 2
2. Нормы, объем и методы приемо-сдаточных и профилактических испытаний электроприводов и пускорегулирующей аппаратуры. 2
3. Контроль за нагрузкой и температурой электродвигателей. Максимально допустимая температура нагрева отдельных частей электродвигателей. Допустимые отклонения величины напряжения от номинального значения. 2
4. Основные неисправности электродвигателей переменного и постоянного тока, их обнаружение и устранение. 2
8. Пути и средства повышения долговечности электрооборудования. Диагностика электрооборудования и определение его ресурсов. 2
9. Техника безопасности при эксплуатации электроприводов. 2
Лабораторные работы 2 1. Исследование работы электродвигателей переменного и постоянного тока. 3
2. Исследование работы пускорегулирующей аппаратуры. 3
Тема 2.13. Эксплуатация электрооборудования кранов и лифтов
Содержание 2 1. Объем и последовательность приемки в эксплуатацию вновь смонтированного электрооборудования кранов и лифтов. 2
2. Объем, нормы и методы приемо-сдаточных испытаний. Периодичность осмотров и ремонтов электрооборудования грузоподъемных машин. 2
3. Техническое обслуживание электродвигателей, пусковой аппаратуры, блокировок, конечных выключателей и тормозных устройств. 2
Практические занятия 2 1. Особенности эксплуатации электрооборудования пассажирских лифтов. 3
Тема 2.14. Эксплуатация электрических печей и электросварочных установок Содержание 1. Объем и последовательность приемки в эксплуатацию электротермического и электросварочного оборудования. Объем, нормы и методы приемо-сдаточных и профилактических эксплуатационных испытаний. 2
2. Эксплуатация электрооборудования печей сопротивления и дуговых печей. Особенности-эксплуатации высокочастотных электропечных установок. 2
3. Эксплуатация электросварочных установок. Правила защиты и заземления сварочного электрооборудования. Периодичность осмотров и ремонтов электросварочных установок. 2
4. Особенности эксплуатации сварочных автоматов и полуавтоматов. 2
5. Техника безопасности при эксплуатации электротермических и электросварочных установок. 2
Лабораторные работы 1. Исследование работы электросварочных установок. 3
Тема 2.15. Организация и планирование ремонта и технического обслуживания электрооборудования Содержание 1. Виды и причины износа электрооборудования. Системы планово-предупредительного ремонта 2
2. Виды ремонтов. Планирование ремонтных работ. 2
3. Структура электроремонтного цеха и состав его оборудования. Организация рабочего места по ремонту электрооборудования. 2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 01.02.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Организация и содержание планово - предупредительного ремонта. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
Механический, электрический и моральный износ электрооборудования.
Централизованные, децентрализованные и смешанные системы ППР.
Эксплуатация электробытовой техники.
Структура цеха по ремонту трансформаторов.
Структура центральной электротехнической лаборатории.
Содержание ремонтов.
Предремонтные испытания.
Ремонт электрических внутрицеховых сетей и источников освещения напряжением до 1000В.
Правила техники безопасности при производстве ремонта на кабельных линиях.
Правила техники безопасности при производстве ремонта воздушных линий электропередачи.
Ремонт трансформаторов и электрооборудования подстанции.
Пропитка обмоток статоров и роторов.
Ремонт электрических машин постоянного тока.
Ремонт защитной и пускорегулирующей аппаратуры.
Особенности ремонта электрических аппаратов с элементами силовой электроники и микропроцессорной техники.
Ремонт электрических аппаратов
Ремонт обмоток электрических машин
Ремонт механической части электрических машин
Ремонт силовых трансформаторов и электрооборудования подстанций
. Ремонт кабельных линий напряжением до 10 кВРемонт электрических внутрицеховых сетей и освещения 301 Учебная практика (электроизмерительная)
Виды работ
- Ознакомление студентов с задачами, программой, режимом работы, в период практики. Распределение студентов по подгруппам, бригадам, рабочим местам.
- Ремонт, регулировка и градуировка приборов.
- Измерение напряжений и токов.
- Измерение активной и реактивной мощности.
- Измерение коэффициента мощности.
- Измерение электрической энергии.
- Измерение частоты переменного тока.
- Измерение сопротивлений.
- Испытание изоляции.
- Снятие и построение векторных диаграмм.
- Снятие и построение векторных диаграмм фазных и линейных напряжений и токов 3-х фазных линий с активно-индуктивной нагрузкой на основе применения однофазного фазометра и амперметра, вольтамперфазометра. 4. условия реализации программы
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов: технического регулирования и контроля качества; мастерских: слесарно-механических; электромонтажных; электроизмерительных; лабораторий: электрических машин и электрических аппаратов; электрического и электромеханического оборудования; технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Технического регулирования и контроля качества:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
контрольно- оценочные средства;
комплект учебной методической документации.
Технические средства обучения:
– экран;
– проектор;
– компьютер.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
1. Слесарно- механической:
– рабочие места по количеству обучающихся;
– станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
– набор слесарных инструментов;
– набор измерительных инструментов;
– приспособления;
– заготовки для выполнения слесарных работ,
– станки: токарные, фрезерные, сверлильные, заточные, шлифовальные;
– наборы инструментов;
– приспособления;
– заготовки.
2.Электромонтажной:
– рабочие места по количеству обучающихся;
– стенд – сборки открытые из перфорированной полосы, позволяющие производить монтаж различного электрооборудования по всевозможным схемам;
– верстаки с тисами;
– монтажный инструмент, приспособления и вспомогательные материалы;
– комплекты электрооборудования необходимые для монтажа;
– образцы соединительных муфт и концевых заделок кабелей; изоляторов воздушных линий и т.д.;
– плакаты по технике безопасности;
– плакаты по видам монтажных работ.
3.Электроизмерительной:
– Лабораторный комплекс "Автоматика на основе программируемого контроллера" компьютеризированная версия;
– лабораторный комплекс "Автоматика на основе программируемого реле" компьютеризированная версия;
– лабораторный комплекс "Защитное заземление и зануление" настольное исполнение, ручная версия;
– лабораторный комплекс "Измерение показателей качества электрической энергии в трехфазной сети" компьютеризированная версия, в количестве -2 штуки;
– лабораторный комплекс "Измерение электрической мощности и энергии" ручная версия, в количестве -2 штуки;
– лабораторный комплекс "Релейная защита и автоматика в системах электроснабжения" настольное исполнение, ручная версия, в количестве -3 штуки;
– лабораторный комплекс "Система электроснабжения" настольное исполнение, ручная версия;
– лабораторный комплекс "Электрические измерения в системах электроснабжения" настольное исполнение, ручная версия, в количестве -3 штуки;
– лабораторный комплекс "Электроэнергетика - Модель 1-машинной электрической сети с узлом комплексной нагрузки, релейной защитой, автоматикой и измерите" компьют версия;
– лабораторный комплекс "Электроэнергетика - Модель электрической сети с узлом комплексной нагрузки, релейной защитой, автоматикой и измерите" базовая версия;
– лабораторный комплекс "Электроэнергетика - Модель электрической сети", ручная версия;
– тепловизор, модель Fluke FLK-Ti50FT;
– универсальная полуавтоматическая поверочная установка УППУ-МЭ 3.1;
– энерготестер ПЭМ-02 на 100А, в количестве – 6 штук;
– измеритель показателей качества электрической энергии, в количестве -2 штуки.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Электрических машин и электрических аппаратов:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– контрольно- оценочные средства;
– комплект учебной методической документации.
Технические средства обучения:
– экран;
– проектор;
– компьютер;
– лабораторный комплекс «Основы электробезопасности» ручная версия;
– лабораторный комплекс «Электрические аппараты» ручная версия (ЭА2-С-Р);
– лабораторный комплекс «Электрические аппараты» стендовое исполнение, ручная версия;
– лабораторный комплекс «Электрические машины» компьютерная версия, в количестве – 3 штуки;
– лабораторный комплекс «Электробезопасность в установках до 1000 В» настольное исполнение, ручная версия.
Электрического и электромеханического оборудования:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– контрольно- оценочные средства;
– комплект учебной методической документации.
Технические средства обучения:
– экран;
– проектор;
– компьютер;
– комплект типового лабораторного оборудования «Преобразователь частоты– асинхронный двигатель»;
– лабораторный комплекс «Электрический привод» в количестве – 3 штуки.
3. Технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– контрольно- оценочные средства;
– комплект учебной методической документации.
Технические средства обучения:
– экран;
– проектор;
– компьютер;
– лабораторный стенд «Исследование работы люминесцентных ламп с различными пускорегулирующими устройствами»;
– лабораторный стенд «Изучение методов определения мест повреждения в кабельных линиях»;
– лабораторный стенд «Измерение сопротивления заземления удельного сопротивления грунта и сопротивления петли фаза-нуль»;
– лабораторный стенд «Определение места повреждения в аппаратуре и цепях управления автоматизированного электропривода»;
– лабораторный стенд «Исследование правильности выполнения внутренних соединений обмоток машин переменного и постоянного тока»;
– лабораторный стенд «Испытание силовых трансформаторов после ремонта. Проверка правильности выводов обмоток трансформатора»;
– лабораторный стенд «Разборка и сборка асинхронного двигателя. Составление дефектной ведомости»;
– лабораторный стенд «Испытание электродвигателей переменного тока после ремонта и пробный пуск»;
– лабораторный стенд «Разборка и сборка электродвигателей постоянного тока. Составление Дефектной ведомости»;
– лабораторный стенд «Испытание электродвигателя постоянного тока. Пробный пуск;
– лабораторный стенд «Проверка и настройка электромагнитных реле»;
– Комплексное распределительное устройство NEXIMA.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Кацман М.М. Электрические машины – М. Высшая школа, 2010.-463с.(Учеб. Для учащихся СПО).Справочник по электрическим машинам в 2 томах под общей редакций И.П.Копылова – М. Энергоатомиздат, 2011
Соколова Е.М. Электрическое и электромеханическое оборудование: Общепромышленные механизмы и бытовая техника:Учеб.пособие для студ. Учреждений сред.проф.образования.– М.:Мастерство, 2011.–224с.
Шеховцов В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование: Учебник.– М.: ФОРУМ: ИНФРА-М.2014.
А.Ф. Зюзин, Н.З. Поконов, М.В. Антонов. Монтаж, эксплуатация электрооборудования промышленных предприятий и установок, М.; «Высшая школа», 1986 с 414.
«Правила эксплуатации электроустановок потребителей», с-п.; «БиС», 2011, с 233.
Н.А. Акимова, Н.Ф. Котелец, Н.И. Сентюрихин. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудовании,. М.; Мастерство, 2011, с 295.
Ю.Д. Сибикин, М.Ю Сибикин. Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок, М.; Высшая школа, 2033, с 461
Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. Технология электромонтажных работ, М.; Высшая школа, 2022, с.300
Зимин В. Н., Преображенский В. И , Чувашов В. И. Электрооборудование промышленных предприятий и установок. Учебник для техникумов. -2-е изд., перераб. и доп.-М.: Энергоиздат, 1911.-552с., ил.
Цигельман И.Е. Электроснабжение гражданских зданий и коммунальных предприятий: Учебник для техникумов 2-е изд., испр. И доп.-М.: Высшая школа, 1912.-368с., ил.
Липкин Б. Ю. Электрооборудование промышленных предприятий и установок. Изд. «Высшая школа», 1922
Чунихин А.А. Электрические аппараты: Общий курс. Учебник для вузов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Энергоатомиздат,2012.
Москваленко В.В. Электрический привод. Учебник для студен. СПО. -М.: Издательский центр «Академия»,2012.
Системы автоматизированного управления электроприводами: Учеб.пособие/ Г.И.Гульков, Ю.Н.Петренко, Е.П.Раткевич, О.Л.Симоненкова; Под общ.ред. Ю.Н.Петренко. Мн.: Новое знание, 2014.
Москаленко В.В.Системы автоматизированного управления электропривода: Учебник.М.: ИНФРА-М, 2014.208с.
Пособие для изучения Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.-352с.
Грудинский П.Г. и др. Техническая эксплуатация основного электрооборудования станций и подстанций.- М.: Энергия, 1914.-576с.
Правила технической эксплуатации эл.установок потребителей. Госэнергонадзор России.-М.: ЗАО Энергосервис, 2013.-392с.
Правила устройства электроустановок.-СПб.: Издательство ДЕАН, 2013.-928с.
Дополнительные источники:
Неклепаев Б.Н., Крючков И.П. Электрическая часть электростанций и подстанций: Справочные материалы для курсового и дипломного проектирования :Учеб. Пособие для вузов.-4-е изд.,перераб. и доп.-М.:Энергоатомиздат, 1989.-608с.: ил.
П.Г. Грудинский, С.А. Мандрыкин, М.С. Улицкий. Технологическая эксплуатация основного электрооборудования станций и подстанций, М.; Энергия, 1974, с.574
Ю.Д. Сибикин, М.Ю. Сибикин. Справочник по эксплуатации электроустановок промышленных предприятий, М.; Высшая школа, 2001,, с.247.
А.Ф. Зюзин, Н.З. Поканов, М.В. Антонов Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий. М: Высшая школа 1986.
Б.А. Дембали и др. Монтаж электрооборудования промышленных предприятий и установок. М:, изд-во литература по строительству,1968.
В.Б. Атабеков Монтаж электрических сетей и силового электрооборудования. М:,Высшая школа,1985.
В.Н. Каменев Чтение схем чертежей электроустановок. М:,Высшая школа, 1990.
Правила технической эксплуатации электрических установок потребителей. Правила технической безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. М:, Энергоатомиздат, 1989.
Максимов А. А. Экономия электрической и тепловой энергии на промышленных предприятиях. Изд. «Энергия», 1968.
Капунцов Д.Д.,Елисеев В.А.,Ильяшенко Л.А.Электрооборудование и электропривод промышленных установок. -М.: Высшая школа,1979.-360с.
Иванов Г.М., Онищенко Г.Б. Автоматизированный электропривод в химической промышленности. М.,"Машиностроение", 1975, 312с.
Справочник по автоматизированному электроприводу/ Под.ред. В.А.Елисеева и А.В.Шинянского.-М.:Энергоатомиздат, 1983.-616с. ил.
Копылов И.П. Электрические машины – М.: Высшая школа, 2002
Токарев Б.Ф. Электрические машины - М. Энергоатомиздат, 1990.
Макаров Е.Ф. Обслуживание и ремонт эл.оборудования электростанций и сетей.-М.: ИРПО: Изд.центр Академия,2003.-448с.
Справочник по наладке электроустановок под редакцией А.С. Дорофенюка, А.П. Хечумяна. М.; Энергия ,1976.
Справочник по наладке электрооборудования промышленных предприятий под редакцией М.Г. Зименкова и др. М.; Энергоатомиздат, 1983.
ru.wikipedia.org›Электрическое и электромеханическое оборудование.
Ежемесячный производственно-массовый журнал «Энергетик».
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Проведение практических занятий, курсового проектирования и учебных практик предусмотрено с делением группы на подгруппы с числом студентов не менее 8 человек.
Организация практических занятий и учебных практик осуществляется в соответствии с правилами общей безопасности и безопасной эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
Организация учебных практик осуществляется: по завершении МДК 01.01– слесарная практика; по завершении МДК 01.02 – электроизмерительная практика; по завершении МДК 01.03 и МДК 01.04 – электромонтажная практика. Организация учебных практик осуществляется на основе разработанных, совместно с работодателями, программ. В период практики и работы над курсовым проектом организуются групповые и индивидуальные консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации инженерно-педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам и учебным практикам: высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модулю) и опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы; прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования. - Определение электроэнергетических параметров электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем.
- Обоснование выбора электрического и электромеханического оборудования.
- Чтение электрических схем. - Решение задач.
- Защита проекта.
- Защита практической работы.
Квалификационный экзамен по МДК 01.01 и МДК 01.02.
Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
- Демонстрация навыков технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования с соблюдением правил безопасной эксплуатации.
- Демонстрация навыков подготовки оборудования к ремонту.
- Обеспечение безотказной и эффективной работы электрического и электромеханического оборудования. - Тестирование.
-Защита практической работы.
- Защита лабораторной работы.
Квалификационный экзамен по МДК 01.03
Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
- Демонстрация навыков работы с приборами, системами автоматизации и программными продуктами в соответствии с Федеральными законами "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N184-ФЗ и «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ.
- Демонстрация навыков диагностики электрического и электромеханического оборудования.
- Прогнозирование отказов и обнаружение дефектов электрического и электромеханического оборудования. - Тестирование.
-Защита практической работы.
- Защита лабораторной работы.
-Решение практических задач.
Дифференцированный зачет.
Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.
- Демонстрация навыков ведения и оформления документации в соответсвии с действующими стандартами.
- Качественный анализ технической документации
- Демонстрация навыков работы в системе электронного документооборота. - Тестирование.
- Защита практической работы.
- Защита лабораторной работы.
-Решение практических задач.
- Заполнение документации.
Экзамен квалификационный по профессиональному модулю
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели результатов подготовки Формы и методы контроля
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Демонстрация интереса к будущей профессии через:
- повышение качества обучения по ПМ;
- участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях и т.п.;
- участие в органах студенческого самоуправления,
- участие в социально-проектной деятельности;
- портфолио студента. Наблюдение, мониторинг, оценка содержания портфолио студента.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области электрического и электромеханического оборудования;
- оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач. Мониторинг и рейтинг выполнения работ в период учебной практики.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - Оценка рисков и решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области электрического и электромеханического оборудования. Практические навыки по моделированию и решению нестандартных ситуаций.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные. Подготовка рефератов, докладов, курсового проектирования, использование электронных источников.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. -Оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ;
- работа с Интернет-ресурсами. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
- умение работать в группе;
- наличие лидерских качеств;
- участие в студенческом самоуправлении;
- участие спортивных и культурно-массовых мероприятиях. Наблюдение за ролью обучающихся в группе, портфолио.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. - Проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий;
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы. Деловые игры - моделирование социальных и профессиональных ситуаций, мониторинг развития личностно-про-фессиональных качеств обучающегося, портфолио,
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;
- самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов и т.п.);
- составление резюме;
- посещение дополнительных занятий;
- освоение дополнительных рабочих профессий;
- обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки;
- уровень профессиональной зрелости. Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты творческих и проектных работ, сдача квалификационных экзаменов и зачётов по программам ДПО.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. - Анализ инноваций, используемых при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования. Семинары, учебно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства, олимпиады.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - Соблюдение техники безопасности;
- соблюдение корпоративной этики (выполнение правил внутреннего распорядка);
- ориентация на воинскую службу с учётом профессиональных знаний. Тестирование по технике безопасности, своевременность постановки на воинский учёт, проведение воинских сборов.