Презентация-доклад Краеведение как источник обновления современной методики русского языка


Краеведение как источник обновления современной методики русского языка Задачи реализации регионального компонента: 1) осознание региональных особенностей русского языка, характерных для той или иной местности России;2) обогащение словарного запаса школьников за счет местного языкового материала;3) знакомство с особенностями речевого этикета родного края, формулами общения, характерными для данного региона страны;4) расширение знаний учащихся об истории, культуре края, его традициях и обычаях;5) усвоение сведений по исторической ономастике, топонимике родного края;6) оценка фактов речи земляков с точки зрения языковых литературных норм и правил речевого этикета.


Типология уроков: Типология уроковуроки интегрированного типаурок-экскурсия ролевые игры творческие конкурсы уроки-путешествия уроки-исследования Формы работы по лингвистическому краеведению:1)словарная работа:-найти в толковом словаре значения указанных слов;-перевести устаревшие слова на современный язык;-узнать слово по его описанию;-подобрать синонимы, антонимы к данному слову;- составить «тематические словарики» и т.д.


Запишите словосочетания, распределяя их по способам подчинительной связи. Никольская колокольня, Братская могила, Малые Городенцы, жители Венева, Пушкарский мост, древний собор, памятники старины, Вечный огонь, старинный особняк, бережно сохранять, подлинное искусство, свернуть направо, заметить издалека, краеведческий музей. Формы работы по лингвистическому краеведению: 2)работа с «малыми текстами»: выполнение упражнений, мини-диктантов под общим названием «Познай и полюби свой край»,что включает рубрики: «Знаете ли вы, что…», «Это интересно», «Из области…», «Почему мы так говорим?» и др.
«Знаете ли вы,что…» Прочитайте. Найдите грамматические основы предложений. Какие виды односоставных предложений представлены в тексте? Если выедешь на Чулковскую окраину Тулы, то попадешь на широкое каменное шоссе, уходящее через живописные поля и перелески в юго-восточном направлении. Потребуется час езды на автомобиле и откроется широкая панорама старинного русского города с типичными деревянными постройками, архаичными церквушками и очень высокой колокольней. Это и есть Венев – центр одного из крупных районов Тульской области. Формы работы по лингвистическому краеведению: 3)лингвистический анализ текста, содержащего краеведческий материал, а также работа с «текстами-информаторами», используемыми для проведения предупредительных, выборочных, свободных, контрольных диктантов
Раздаточный материал к уроку русского языка в 6 классе «Словари-наши друзья и помощники». По свежевымыт...м доскам некрашеного пола мать ра(с,сс)телила чистые д...рожки домотканых половиков. Старая бабушка Ефросинья выскр..бла добела б...льшим кухонным н...жом столешницу. Полутемно, (в) углу горит к..р..синовая лампа а на столешнице и половиках л...жит лунный свет: январская ноч... выдалась моро...ной и ясной. В притихш...м доме откуда-то из таинственных недр подтопка б...льшой русской печи раздался голос сверч...ка. Он долго (не) угомонится долго будет звучать в нашем дом... его гимн печному т..плу. (Поленов Ф. Д.) Формы работы по лингвистическому краеведению:4)продуцирование собственных текстов - передача содержания текста средствами иного стиля; -развернутый ответ на вопрос проблемного характера; - изложение с творческим заданием; - сочинения различных жанров; - реферат на краеведческую тему.


Представьте, что вы экскурсовод и вам необходимо обратиться к экскурсантам. Закончите следующие предложения, предварительно определив тему высказывания. Мне хочется обратить ваше внимание на… Прошу вас обратить внимание на… Обязательно обратите внимание на… Привлекаю ваше внимание… Хотелось бы привлечь ваше внимание… Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте-рассуждении. Своя земля и в горсти мила. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Где кто родится, там и пригодится. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Продолжи сочинение по его началу. а) С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий – таежный лес Сибири. А что представляется мне при слове «Родина»?.. б) Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря «моя родина». В одном емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне… в) Мой город…Какой он? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй, просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья… Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и систематизируйте материал для устного выступления или домашнего сочинения о родном крае.Что тебе известно из истории возникновения родного города? Как возникло его название? Менялось ли оно?Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство гордости и почему?Какие музеи есть в вашем городе? Когда они были созданы? Чем особенно интересны?Какие архитектурные памятники могут рассказать прошлом родного края? Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях? 5. Как в географических названиях отражена история вашего края? О чем могут рассказать названия улиц и площадей родного города? Что ты знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы?6.Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что делается в вашей области для охраны окружающей среды?7. Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?8. Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для него? Чем ты поможешь ему? Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну темуи составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме.1. Героические страницы из истории нашего края.2. Мои замечательные земляки.3. Их именами названы улицы нашего города.4. Достопримечательности нашего города.5. О чем рассказал памятник?6 . Венев литературный.7. Венев музыкальный.8. Слово о Веневе.9. Мой город. 10. Венев вчера, сегодня, завтра.11. О чем могут рассказать дома?12. Прошлое и настоящее моего города.13. О край родной, как ты чудесен!14. Удивительное рядом.15. Знакомьтесь: Венев.