Программа Особенности работы хорового класса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля

4
Роль музыкального воспитания на примере концепции
Я.А. Коменского .. 9
Организация экспериментальной школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля .....11
Хоровой класс в системе музыкально-эстетического воспитания .16
Заключение 29
Список использованной литературы ...31
Приложения .. 32












ПЛАН
Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование и организация экспериментальной школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля.
Роль музыкального воспитания на примере концепции Я.А. Коменского.
Организация экспериментальной школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля.
Глава 2. Особенности работы хорового класса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля.
2.1 Хоровой класс в системе музыкально-эстетического воспитания.
Заключение.
Список используемой литературы.

Приложения.






















Введение


Цель современной школы – готовить молодое поколение к жизни в обществе
ХХI века. Это обусловило необходимость целостного педагогического осмысления действенных путей ориентации школы.
Речь идет о перестройке основных подходов к конструированию педагогической системы школы и пересмотре ценностей приоритетов в образовательной политике, об устранении стереотипов, укрепившихся в педагогической теории, о развенчании мифов и снятии ярлыков в истории педагогики и школы, об отказе от идеологических штампов в оценке как достижений, так и недостатков школьной и педагогической мысли.
Новое педагогическое мышление дает возможность видеть современную школу не только такой, какой она должна быть – подобными «отлакированными картинками» переполнены учебники и научные труды по педагогике, но и такой, какая она есть, отличая попытки выдавать желаемое за действительное.
Одним из принципов по новому педагогическому мышлению, распространение которого необходимо на всю систему управления школой, является принцип педагогического сотрудничества. При этом осознается, что целью процесса обучения выступает именно развитие личности учащегося, а отнюдь не приобретение знаний, умений и навыков, за которыми остается важнейшая роль – быть средством этого развития. Для учителя, сознание которого освобождено от стереотипов старого мышления, наибольшую ценность имеет не послушание ученика, но его самораспределение, которое ведет не к изоляции от коллектива, не к подавлению личности в нем, а к наиболее полному раскрытию возможностей в коллективной деятельности. Осознается необходимость, ввиду роста потока информации, давать учащимся те знания, которые пригодятся им в жизни. Но так как все знания дать невозможно, важным в этой связи является развитие гибкого мышления, творческих способностей, нравственного потенциала личности учащихся. Воспитание всесторонне развитой, творческой, гармоничной личности – вот главная современная задача школы, семьи, общества. А.В. Луначарский говорил: «Образованный человек – это человек, в котором доминирует образ человеческий, то есть человек, который способен к сопереживанию, умеющий и в любви, и в ненависти сохранить человеческое лицо».1
Мы много уделяем внимания умственному воспитанию детей. Сегодня неграмотный человек большая редкость. Иногда родители прилагают все свои силы, чтобы их дети получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о духовном мире ребенка, его нравственном развитии. И тогда вырастают молодые люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.
Да, у ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Очень важно сохранить в детях эту свежесть и непосредственность чувств.
Известный американский педагог Бенджамин Спок писал: «Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали с ним, любили его и были с ним нежны. Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми».
Искусство, в отличие от философии, науки, религии начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, а сама художественная деятельность, обеспечивающая сознание особого, второго, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека.
Одним из важнейших средств эмоционального развития ребенка становится музыка, для которой язык эмоций родной. Слушая, исполняя музыку, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости. С восприятия и познания красоты начинается воспитание чувств. Эмоциональная же культура в свою очередь стимулирует работу мысли. Таким образом, эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием.
Как показали совместные исследования венгерских и немецких ученых, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет, лучше ориентируются в пространстве.
Музыка необходима каждому человеку, а не только музыкально одаренным людям. Д.Б. Кабалевский писал: «Музыке надо учить всех детей, как учат математике или географии». Он же отмечал: «Главной задачей массового музыкального воспитания является не только обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность».
В частности, музыка имеет серьезное и глубокое предназначение, касающееся внутренней сущности Мира и нашего «Я». Отсюда совершенствование природы ребенка, развитие основных способностей и личностных качеств в художественной деятельности, становится прямым путем его творческой эволюции.
Таким образом, совместно с общей педагогикой, важнейшей тенденцией передовой музыкальной педагогики нашего времени, является опять же развитие гармоничной личности, где преобладает равновесие межу душевностью и рассудочностью.
Эстетическое воспитание направлено на формирование высоких художественных вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству.
Вместе с тем педагогическое осмысление проблемы формирования эстетической культуры учащихся позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности формирования эстетической культуры в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов эстетического профиля:
- наличием базы исследований педагогического аспекта проблемы формирования эстетической культуры, личности, и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса применительно к подготовке учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов эстетического профиля;
- между стремлением учащихся к эстетической культуре и невозможностью его осуществления без достаточных эстетических знаний.
Обозначенные противоречия обуславливают актуальность проблемы педагогического обеспечения процесса формирования эстетической культуры, у учащихся.
Цель исследования: на основе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы выявить педагогические условия эффективного формирования эстетической культуры учащихся средствами хорового искусства.
Объект исследования: процесс формирования художественной культуры учащихся средствами хорового искусства.
Предмет исследования: педагогические условия формирования хоровой культуры учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением эстетического профиля.
Гипотеза исследования: формирование эстетической культуры учащихся средствами хорового искусства будет осуществляться более эффективно, если будет реализован комплекс педагогических условий.
Расширение музыкально-эстетических знаний и умений учащихся на основе поэтапного формирования умственных действий: целостного восприятия произведения, осмысление его формы и содержания.
Эстетизация образовательной среды, оказывающей положительное воздействие на отношения педагог-учащийся.
Организация музыкально-эстетической, в том числе, хоровой деятельности учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «формирование хоровой культуры учащихся;
2. На основе анализа проблемы формирования хоровой культуры учащихся, выявить степень разработанности её в теории и на практике образования.
3. Выявить возможности хорового искусства в формировании эстетической культуры учащихся.
4.Обосновать и опытно- экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий формирования хоровой культуры учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные концепции, теории и положения: философские труды, раскрывающие природу и сущность эстетической культуры (Аристотель, Н. Гартман, И. Кант, А.Ф. Лосев); эстетики(М.М. Бахнин, Б.С. Библер, Ю.Б. Бореев, В.В. Бычков, М.С. Каган, О.А. Кривцун, Ю.М. Лотман), теоретические исследования педагогики искусства об определяющей роли музыки в формировании эстетической культуры (С.Е. Беляев, Е.А. Бородина, Е.Б. Долинская, Н.А. Дмитриева, С.М. Каргапольцев, Л.В. Школяр, В.Н. Холопова), особенности музыкального воспитания на примере концепции Я.А. Коменского, хоровое творчество как средство формирования эстетической культуры (Г.П. Стулова, Г.Струве, В.Г. Соколов, К.К. Пигров).
Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначения задач применялись следующие исследования (анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта); эмпирические (прямое, косвенное и включённое наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование).
База исследования. Данное исследование проводилось на базе учебного заведения – общеобразовательной школы №57 с углубленным изучением предметов эстетического профиля.
Этапы исследования:
Первый этап (2004-2005 гг.) изучались философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные работы, сопряжённые с темой исследования, систематизация личного опыта. Формулировались гипотезы и задачи исследования.
На втором этапе(2005-2007гг.) проводилась опытно-поисковая работа, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались методы обучения, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явилась реализация педагогических условий формирования эстетической культуры учащихся средствами хорового искусства.
На третьем этапе (2007-2008гг.) анализировались результаты опытно-поисковой работы, оформлялись материалы исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Раскрыта структура понятия «хоровая культура» в которой выделяются компоненты, направленность личности: мотивационно-потребностный, содержательный, деятельностный.
Определены, теоретически обоснованы и в опытно-поисковой работе проверены педагогические условия эффективного формирования хоровой деятельности учащихся: 1) расширение музыкально- эстетических знаний и умений учащихся на основе поэтапного формирования произведения, осмысления его формы и содержания; 2) эстетизация образовательной среды, оказывающей положительное воздействие на отношения педагог- учащийся. 3) организация музыкально - эстетической в том числе хоровой деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования - заключается в том, что содержащийся в нём теоретические положения и выводы способствуют совершенствованию практики хорового воспитания учащихся. Материалы исследования могут быть использованы в дальнейшей научной работе по данной проблеме.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены аргументированностью анализа предмета исследования; использования адекватных специфике каждого этапа исследования методов теоретического и эмпирического исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
Эстетическая культура является стержневым, базисным свойством личности, позволяющим ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его создании.
Последовательность выделенных условий обеспечивает функциональное единство целей, задач, содержания и методов работы преподавателя и учащегося на каждом этапе формирования хоровой культуры: широта эстетического кругозора, раскрывающаяся в знаниях и представлениях, обеспечивает положительную мотивацию личности к расширению сферы эстетического взаимодействия с окружающим миром через накопления, углубление и систематизацию знаний и эстетических впечатлений в процессе музыкального общения и различных видов эстетической деятельности .
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику.
Опытно-поисковая работа велась в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов эстетического цикла, в которой исследователь работал в качестве преподавателя. Всего в исследовании принимали участие 45 школьников.
Структура и объём исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.




































Глава 1. Теоретическое обоснование и организация экспериментальной школы с углубленным изучением предметов музыкально- эстетического профиля.
1.1 Роль музыкально воспитания на примере концепции Я.А. Коменского.
Музыкальному началу отводится огромная роль. О ее роли в системе воспитания писал в своих трудах великий чешский педагог-реформатор Я.А. Коменский.
Он опубликовал несколько церковных сборников, включая в них и собственные композиции. Система воспитания, предложенная Коменским, имеет 4 этапа. Музыкальное образование включалось во все эти ступени: даже в «Академии» от 18 до 24 лет музыка стояла в одном ряду с наукой.
По Коменскому музыкальное воспитание начинается с момента рождения человека. Нельзя откладывать музыкальное образование и ждать, когда ребенок подрастет. С возрастом способности будут затихать. Сама мысль Коменского о раннем начале занятий музыкой, получила широкое применение в современной музыкальной педагогике. Так, Н. Ветлугина писала: «Чем раньше музыка войдет в жизнь ребенка, тем глубже и прочнее она займет место в его душе».
В своей работе «Помпефия» Я.А. Коменский говорит: «надо всех приучать к музыке», не только одаренных, а всех. Массовое музыкальное воспитание он обосновывает тремя обстоятельствами. Во-первых, музыка помогает воспринимать гармонию во всех вещах и явлениях. Во-вторых, музыка есть предмет, доставляющий человеку удовольствие и наслаждение, «ибо она служит пристойному отдыху». В-третьих, музыка дает возможность восхвалять Бога и «все могут соревноваться в подражание Давиду».
Важно отметить, что музыку Коменский не выделяет в особую область воспитания. Она рассматривается как одно из средств. Музыкального воспитания как такового нет; оно имеет смысл и ценность лишь в рамках общего воспитания. Эта важная мысль позднее наиболее последовательно была реализована в музыкально-педагогической концепции Марии Монтессори.
«Жалобы и плач – первая наша музыка, удержать от которой детей невозможно» – пишет Коменский в «Материнской школе». Ян Амос настаивал, чтобы музыка на уроках в школе была каждый день. И от обязанности петь в хоре не следует освобождать никого: «ни благородных, ни простых» («Пансофическая школа»). Все дети должны уметь петь по нотам, и играть на музыкальных инструментах. Содержание курса музыки и пения было распределено Коменским по классам:
в I классе – гаммы, ключи, начальные сведения по сольфеджио;
во II классе ставилась задача в совершенстве изучать сольфеджио;
в III классе изучалась “симфоническая музыка”, то есть многоголосие (от слова «симфония» – созвучие);
в IV классе инструментальная музыка, игра на музыкальных инструментах;
в V классе и до выпуска изучение церковных гимнов, псалмов и молитв.
Впервые были намечены контуры системы массового начального воспитания и выработаны принципы обучения, предложены практические советы педагогам, родителям, учащимся.
В области музыкального воспитания Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, М. Монтессори и другие выдающиеся педагоги прошлого и настоящего, взяли за основу труды Я.А. Коменского.
Развитие ребенка искусством можно считать, прежде всего, процессом актуализации в нем родственного отношения к Миру. Постижение соответствия музыки природы и природного в музыке, генетического родства природы – человека – искусства, является ядром концепции. Это и становится основным руслом развития ребенка, как человека, формирования у него «родственного» отношения к Миру. Музыкальное развитие ребенка рассматривается как духовное личное становление, как гармонизация его отношений с природой, людьми, искусством и самим собой.
Предлагается осознание художественно-педагогического процесса как художественно-эстетической среды.
Музыкальная культура как процесс не завершается в школе. На уроках закладывается лишь фундамент. Она представляет собой непрерывный, многослойный, индивидуальный процесс самосозидания.































1.2 Организация экспериментальной школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля.
В 1989 году в Оренбурге по решению исполкома районного (городского) Совета народных депутатов была открыта общеобразовательная школа № 57 с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля. Данное учебное заведение единственное в области. В основу системы образования школы легли принципы музыкально-эстетического воспитания Я.А. Коменского.
Было принято типовое положение, которое заключало в себе следующее: «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля содействует развитию творческих способностей, духовной культуры учащихся, осуществляет профессиональную ориентацию и подготовку школьников, обеспечивает оканчивающим ее общее среднее образование и углубленное овладение знаниями, умениями и навыками по одному из видов искусства».
Работа в школе проводится по учебным планам, утвержденным Министерством народного образования России. Преподавание общеобразовательных предметов ведется по типовым программам, при этом объем учебного материала и последовательность его изучения, могут быть изменены.
Выделение часов на предметы музыкально-эстетического профиля производится за счет предметов общеобразовательного цикла, факультативов и других.
В 1 класс школы принимаются все желающие дети. Их обучение по всем музыкальным предметам проводится бесплатно.
По итогам образования и с учетом избранной специализации выпускники школы сдают экзамены на право получения профессии с вручением удостоверения.
В период с 1989 по 1998 гг. школа работала в режиме эксперимента по проблеме: «Развитие творческого потенциала личности и индивидуальности на основе углубленного изучения предметов эстетического цикла с последующей дифференциацией преподавания образовательных предметов». (На основе Положения и Устава школы).
Концепция и программа опытно-экспериментальной работы школы № 57, рассчитанные на поэтапную реализацию в течение десяти лет, были утверждены решением коллегии управления народного образования Оренбургского облисполкома от 19 сентября 1989 года.
С 1989 по 1992 годы школа находилась в подготовительно-диагностическом этапе, содержательной основой которого явилась диагностика способностей учащихся начальных классов (I – IV) по предметам эстетического и физического циклов. Происходило комплектование подвижных классов и микрогрупп, разработка и апробирование вариативных учебных программ по предметам эстетического и физического циклов, а также по предметам гуманитарного и физико-математического профилей.
Цель I ступени обучения – общее развитие личности ребенка, накопление определенных слуховых представлений, осознание слуховых усвоенных знаний. Воспитание единства эмоционального и сознательного, что является основой для формирования у учащихся определенного отношения к музыке. Умение мыслить обобщенно на основе восприятия конкретного художественного образа. Осознанно воспринимать отдельные музыкальные образы в их драматургическом развитии. Накопление элементарных знаний и умений об элементах музыкальной речи (звуковысотности, метроритме, динамике и т.д.). Воспитание творческих навыков допевания и сочинения мелодии, ответных фраз, ритмической импровизации, сольфеджирования.
Исходя из утвержденного педсоветом учебного плана, обязательная учебная нагрузка учащегося складывается из часов инвариативной части, которые отведены на обязательные занятия, по выбору и факультативные.
Особое место занимает работа школьников в микрогруппах, состоящих из 5 – 10 человек. Группы могут формироваться на базе одного класса, нескольких классов; объединения младших и старших, что может создавать, в свою очередь, положительный эффект. Главная задача таких занятий – совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на поиск и развитие интересов, способностей, уважения права на творчество, самобытность, отсутствие назиданий и скованности в общении.
Уже с первого класса дети по одному часу в неделю занимаются групповыми уроками сольфеджио, хореографии, хора и т.д. (I классы имеют нагрузку в неделю 26 часов). Со второго класса по этим предметам добавляются, по желанию учащихся, индивидуальные занятия и работа в микрогруппах (7 – 10 человек). Благодаря им осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся.
На этом этапе по всем предметам проводится диагностика, которая дает свои положительные результаты. Из всех классов одной параллели отбираются дети, обладающие способностями по тому или иному музыкальному предмету (хореографии, пению и т.д.). Например, при отборе в хоровой класс учитываются следующие параметры: музыкальный слух, чувство ритма, чистота интонирования, музыкальная память, качества голоса и т.п.
В результате выявления задатков, интересов и способностей каждого школьника (другими словами, в результате проведенной диагностики), учащиеся распределяются после начального обучения в профильные классы, которые функционируют с пятого года обучения.
К завершению I подготовительно-диагностического этапа по музыкальным дисциплинам, дети должны владеть основами музыкальной грамоты, уметь слушать музыку и пластично двигаться; понимать учебную задачу, поставленную учителем и действовать строго в соответствии с ней; работать самостоятельно и в коллективе.
С 1992 – 93 учебного года начался второй этап опытно-экспериментальной работы, направленный на создание стационарных классов по интересам (хоровой класс, классы симфонического, духовного, народного оркестров, класс хореографии), стержневой основой которых являются предметы эстетического профиля. Этот период охватывает обучение с V по IX классы.
Целью II ступени является интеллектуальное, нравственное, физическое развитие личности ребенка, его интересов и способностей, культурно-эстетическое образование и воспитание. Важнейшей задачей учителя в этом звене является максимальное развитие познавательных процессов.
Осуществляется одинаково доступное и интересное обучение для учеников, как с высокой устойчивой успеваемостью, так и со средним и низким темпом обучаемости.
Учебный план учитывает особенности дифференцированного подхода к учебно-воспитательному процессу в данном звене и направлен на решение проблемы индивидуализации обучения. С этой целью кроме базового компонента введены такие предметы как современный танец, декоративно-прикладное искусство, музыкальная мировая культура, сольфеджио, хор, оркестр, хореография, народный ансамбль, искусство театра. То есть, искусство перестает быть «довеском» к учебному процессу. В определении содержания образования оно превращается в культурный императив, обусловленный осознанием единства природной, социально-гуманитарной и культурологической тенденции развития.
На этом этапе знания и умения являются своеобразными способами организации восприятия музыки у школьников. Они направляют восприятие детей на самое важное, существенное в музыке (например, знания об интонации, развитии и построении музыки). При этом учащиеся имеют возможность, так или иначе, оперировать этими знаниями. Педагогическим условием решения задач второй ступени является выбор музыкального материала, определяемого темами программы. при этом содержание музыки усложняется за счет обобщенности и смысловой многозначности.
II ступень – это принципиально новый уровень музыкального обучения, содержание которого не только совпадает с возрастными особенностями учащихся, но нередко и опережает их жизненный и музыкальный опыт. Учащиеся свободно сольфеджируют с листа несложные пьесы, дирижируют, транспонируют в пройденные тональности. Продолжается работа над воспитанием творческих навыков: игре на музыкальных инструментах, сочинением и импровизацией.
В связи с тем, что в I – IV классах проходит диагностика, где выделяются сформированные задатки, склонности учащихся к тому или иному предмету эстетического цикла, то к концу IV класса заканчивается формирование специализированных классов. С V класса учащиеся обучаются по определенному профилю:
5 – 9в – хореография; народные инструменты;
5 – 9а – хоровые классы;
5 – 9б – духовой оркестр;
5 – 9е – классы декоративно-прикладного искусства;
5 – 9ж – классы сценического искусства;
5 – 9з – классы опережающего развития.
Такие предметы, как мировая музыкальная культура (ММК), хор, сольфеджио, хореография и т.п. внесены в общее школьное расписание. Они проводятся наравне с другими общешкольными предметами и свободно чередуются с ними, например: урок 1 – геометрия;
2 – русский язык;
3 – хор;
4 – география;
5 – ММК / сольфеджио (класс делится на две группы);
6 – литература.
По учебному плану на хоровой класс отводится 6 часов в неделю:
2 часа – сводный хор двух хоровых классов;
4 часа – занятия с отдельными хоровыми партиями (микрогруппами).
В результате каждый ученик посещает хор три раза в неделю. Дополнительными для каждого ребенка является урок вокала, который проходит раз в неделю.
Кроме того, дети из хорового класса посещают сольфеджио (2 раза в неделю по подгруппам), которое в свою очередь делится на три микрогруппы (в зависимости от уровня музыкальных способностей: высокого, среднего и низкого); мировую музыкальную культуру (ММК, 2 раза в неделю по подгруппам). А вот такие занятия, как постановка голоса, игра на музыкальных инструментах, вокальный ансамбль – проходят во внеурочное время.
В результате II этапа обучения учащиеся должны показать уровень функциональной грамматики, предполагающей сформированность как общих умений, обеспечиваемых номенклатурой основных предметов, так и умения «социальной технологии», «социальной коммуникации», дополнительные знания и умения, необходимые для дальнейшего углубленного изучения выбранного школьниками учебного предмета.
Таким образом, учащиеся должны уметь планировать учебную и самообразовательную деятельность с учетом рекомендаций учителей; осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной и самообразовательной работы; совершенствовать технику музыкального исполнения; самостоятельно изучать несложные учебные темы; передавать содержание учебного материала в формах свертывания информации; уметь обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы; практически использовать знания, умения и навыки.
В 1996 – 97 учебном году состоялся первый выпуск учащихся, получавших все 8 лет основное общее образование параллельно с углубленным изучением предметов эстетического профиля. С этого же года начался III этап опытно-экспериментальной работы, который в основном относился к учащимся 10 – 11 классов.
Целью этого этапа является развитие интеллектуального, нравственного потенциала личности. Ребята, получившие аттестат об окончании хорового класса (а также это относится и к другим профильным предметам), продолжают занятия в вокальных ансамблях, постановки голоса, игре на музыкальных инструментах. (В целом нагрузка учащихся 10 – 11 классов не превышает нормы – 38 часов в неделю).
К этому времени у школьников возрастают художественные познания по истории мировой музыкальной культуры. Они приближаются к свободному музицированию на фортепиано, духовых и народных инструментах. Возникает потребность в постоянном общении с искусством.
В результате, выпускник школы является всесторонне развитой, целостностной личностью, владеющий всеми умениями и навыками самообразования, самопознания, самообучения и самореализации; обладает системой знаний и умений по профильным предметам, изучаемым на повышенном уровне.
Основной целью опытно-экспериментальной работы в школе было определено следующее: развитие творческого потенциала личности на основе углубленного изучения предметов эстетического профиля с последующей дифференциацией преподавания образовательных предметов. Данная проблема актуальна и результативна, поскольку способствовала комплексному воздействию музыки на развитие личности. Она ориентировала школьников на духовные ценности, обогащала и развивала систему общего образования, обновляла содержание, методы и формы образовательного процесса на основе гибкой дифференциации, создавала реальные условия для гуманизации процесса обучения, социальной защищенности воспитанников в современных социально-экономических отношениях.
Реализация данной программы определенным образом повлияла на развитие педагогического творчества и профессионального мастерства большинства учителей, обогатила социальный опыт учащихся.
Итогом эксперимента явилось создание образовательного процесса, интегрирующего общее и музыкально-инструментальное, хореографическое, хоровое, декоративно-прикладное образование в рамках общеобразовательной школы и школы искусств.
На сегодняшний день из 1346 учащихся данного образовательного учреждения 850 школьников изучают предметы музыкально-эстетического профиля, что составляет 63 % от общего числа учащихся. (См. приложение № 1).
Сравнительный анализ качества знаний и успеваемости учащихся на хоровом отделении за последние несколько лет показывает следующее:
Таблица № 1
Год
% успеваемости
% качества знаний

2001 – 2002 учебный год
98 %
84 %

2002 – 2003 учебный год
98 %
82 %

2003 – 2004 учебный год
94 %
86 %

2004 – 2005 учебный год
98 %
86 %

2005 – 2006 учебный год
99 %
92 %

2006 – 2007 учебный год
99 %
93 %

2007 – 2008 учебный год
99 %
93 %


Таким образом, в 1998 году эксперимент успешно завершился. Экспертный совет управления образования администрации г. Оренбурга одобрил итоги эксперимента и гуманистические подходы в образовании школьников.
С 1998 учебного года школа стала не экспериментальной, а получила статус «средняя общеобразовательная школа № 57 с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля», в которой результаты образовательного процесса соответствуют поставленной цели данного муниципального образовательного учреждения.













Глава 2. Особенности работы хорового класса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля.
2.1 Хоровой класс в системе музыкально-эстетического воспитания.
На всех этапах развития музыкальной педагогики хоровое пение использовалось как могучее средство воздействия на формирование личности. Особенность хорового пения – его коллективность – создает основу для воспитания в детях чувства единства и солидарности, способности к совместному эмоциональному порыву, умения тонко чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей, формирования гражданских, патриотических чувств.
В групповых занятиях наиболее полно проявляется взаимопомощь и концентрация совместных усилий в преодолении трудностей. А это, как правило, приводит к достижению успехов значительно быстрее и эффективнее. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интенсивную практическую деятельность. В школах, где этому предмету уделяется должное внимание, творческая атмосфера становится значительно интересней и разнообразней.
На данный момент школа № 57 имеет четыре хоровых коллектива: три академического хора и один народный. Каждый из них относится к определенной возрастной группе: академические – младший 1 – 2 классов;
средний 3 – 4 классов;
старший 6 – 7 классов;
народный – средний 5 класса;
– старший 8 – 9 классов
(нередко их объединяют в один коллектив).
Художественный руководитель и дирижер каждого коллектива занимается с ним с 1 по 9 классы, что дает свои положительные результаты. При этом охватываются все периоды роста детей, начиная с младшего возраста и заканчивая старшей возрастной группой. Ребята часто продолжают свои занятия в 10 – 11 классах в вокальных ансамблях. Пройдя такую школу хорового пения, они сохраняют на всю жизнь любовь к нему, и нередко связывают свою профессию с музыкой.
Каждый урок, как и хоровое воспитание в целом начинается с важного организующего момента, а именно – с певческой установки. Именно она готовит детей к серьезной, активной работе.
Обычно все репетиции хора проводятся сидя, а распевания и исполнение выученных произведений – стоя. Но независимо от этого необходимо следить, чтобы положение корпуса и головы было прямым, естественным, ненапряженным. При этом плечи несколько опущены, а подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечивает правильное положение звукообразующего и дыхательного аппарата.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания. Дыханию в пении принадлежит важнейшая роль. Здесь существенна связь вдоха и выдоха. Спокойный, несудорожный, но вместе с тем достаточно активный вдох с последующей мгновенной задержкой, обеспечивает необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного выдоха, а значит и для напевного, льющегося звука. Такое пение называется пением на «опоре».
Прививать навык дыхания можно благодаря использованию в начале урока специальных дыхательных упражнений без пения. Одним из эффективных приемов развития певческого дыхания, особенно на раннем этапе обучения, на мой взгляд, является комплекс дыхательных упражнений Стуловой Г.П.
Например:
короткий вдох через нос по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5. С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа;
короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимания хористов. Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный со счетом;
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.
Эти упражнения направляют внимание детей на какой-либо отдельный момент дыхательного акта, приучают учащихся ощущать работу мышц, участвующих в дыхании. Они интересны и доступны детям.
Типичным недостатком у необучавшихся пению школьников, является поверхностное, неглубокое дыхание, с преимущественным участием ключичной части грудной клетки. Внешне это выражается в поднимании плеч, зажатости учащихся. Вырабатывать навыки глубокого дыхания помогают педагогу такие сравнения: «вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса, как будто вдыхаешь аромат душистой розы». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух, необходима короткая задержка, после которой следует очень экономный постепенный выдох. В этом случае поможет сравнение: «выдыхаем медленно, бесшумно, так чтобы не погасить пламя горящей свечи».
Постепенно переходим к певческим упражнениям, развивающим дыхание. Следует обратить внимание на необходимость владения учащимися навыками цепного дыхания, при котором отдельные участники хора аккуратно возобновляют дыхание поочередно в разных местах. Хорошим упражнением является пение гаммы на цепном дыхании.
Также можно предложить потянуть на одном звуке в пределах примерной зоны отдельные слоги, например «до», «ю», «лё» и т.д. Этому же способствует исполнение музыкальных фраз, например из русской народной песни «Петушок» в обработке А. Гречнинова: «петушок, петушок, золотой грешок». Уже в младшем школьном возрасте следует развивать у детей умение регулировать свое дыхание, исходя из характера того или иного произведения.
В. Немирович – Данченко говорил: «Бывают случаи, когда из-за непродуманного, неправильного дыхания искажается музыкальная фраза, рвется мысль. Бывает и наоборот, когда немотивированным единым дыханием соединяют два различных по содержанию предложения». Для этого необходим совместный разбор руководителя и певцов хора поэтического и музыкального текста. На начальном этапе в этом помогут небольшие песни – попевки, например, В. Карасевой на слова Н. Френкеля «Горошина». В первых двух фразах: «по дороге Петя шел, он горошину нашел, а горошина упала, покатилась и пропала» дыхание будет мягким, спокойным. В последней же фразе: «ох, ох, ох, ох! Где-то вырастет горох?» наоборот, коротким, расходуемым с напором.
Упражнения на дыхание с пением можно отнести к одному из видов вокально – хоровых упражнений. Это достаточно важный этап урока, занимающий 15 – 20 минут. Именно в работе над вокально-хоровыми упражнениями приобретаются определенные навыки, которые переносятся в художественную практику, где совершенствуются и закрепляются. (см. приложение № 2).
Бесспорно, распевание – ответственный момент, начало работы над произведением, когда певческий механизм получает определенную настройку. К отбору упражнений с моей стороны предъявлены определенные требования:
относительная их стабильность, постоянство отдельных приемов, используемых из года в год;
периодическое пополнение группы приемов;
упражнения должны соответствовать степени подготовленности хора и быть ему посильными;
их целесообразно строить так, чтобы одновременно с вокальными навыками вырабатывались навыки чистого интонирования, специальные хоровые навыки (пение в унисон, терциями, квартами, пение интервалов, аккордов и т.д.);
упражнения необходимо исполнять в удобной певцам примарной зоне с постепенным расширением диапазона;
целесообразно их строить на контрастном сопоставлении нюансов, способов звуковедения, движения мелодии (сверху вниз и снизу вверх).
В основу работы взят «концентрический» метод М.И. Глинки раскрытый в сборнике «Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса». Если говорить вкратце, то сущность метода такова:
развитие голоса исходя из примарных, натуральных звуков;
объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых (больных) – несколько тонов, для здоровых певцов – октава. Все без напряжения;
работа постепенная, неторопливая;
не допускать форсированного звучания;
петь на умеренной звучности (не громко и не тихо);
наибольшее внимание уделять качеству звучания и свободе при пении;
отводить большое значение работе над ровностью силы звучания;
уравнивать все звуки по качеству звучания.
Выбор подчиняется как перспективе развития учащихся, так и задачам их обучения в данный момент. Также на это влияют возрастные изменения в голосовом механизме детей в связи с их физическим развитием. Это выявляется на индивидуальных занятиях, а также на занятиях с отдельными хоровыми группами. Только внимательное отношение педагога к развитию каждого ученика ведет к успеху в работе с хором.
Руководитель коллектива должен заботиться прежде всего о том, чтобы привести вокальное звучание к единой манере. С этой целью на первом этапе рекомендуется петь в среднем регистре диапазона голосов и начинать работу с наиболее естественно и правильно звучащей гласной, от которой идет выравнивание всех остальных (то есть направляющей). В этот момент особенно важно следить за правильной атакой первого звука, от которого зависит вокальная позиция звучания. Чаще всего такой направляющей гласной будет «у», «ю». Но в упражнениях следует применять все гласные без исключения.
Желательно, чтобы дети при помощи зеркала могли сами себя контролировать. Многие упражнения для освоения гласных основаны на пении на одной высоте. Примером могут служить народные прибаутки «Андрей-воробей» в обработке А. Гречанинова, «Сорока» в обработке В. Попова и другие. На данном этапе вокально-хоровых упражнений следует научить детей разбираться в качестве звука: красивый или нет, льющийся или зажатый, округлый или плоский. При этом надо объяснить, почему получается то или иное звучание. Учить анализировать помогает опрос и показ педагога. Главным условием хорошего звучания гласных должно быть постоянное стремление сохранить высокую позицию на всех звуках их небольшого диапазона. В этом помогают произведения с нисходящем движением, например, русская народная песня в обработке Н. Римского- Корсакова «Во поле береза стояла».
Влияние гласных и согласных друг на друга имеет большое значение для формирования звука. Следует помнить, что гласные должны тянуться, а согласные произноситься кратко, четко и активно, без малейшего напряжения гортани.
Чтобы добиться звонкого, полетного звучания, часто используются сонорные согласные «м», «н», «л». Пение закрытым ртом также помогает выработке этого навыка, но пользоваться им лучше в среднем регистре голосов.
Звуки верхнего регистра эффективнее выстраиваются на пении гласной «а», согласных «л», «н», «к», «т», которые стимулируют активность мягкого неба. Сочетание их с гласными «у», «и», «е» помогают вырабатывать полноту дыхания и ровность звуковедения. А вот согласная «д» – способствует нахождению грудного резонатора.
По мере усвоения гласных переходим к приемам звукоизвлечения: legato, staccato, non legato. В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Для активизации органов речи способствуют скороговорки, которые также следует включать в блок вокально-хоровых упражнений. Сначала мы их разучиваем медленно, затем по мере усвоения темп ускоряем. Скорость вырабатывается за счет активизации губ, внимания и мышления вперед. Скороговорки используются для достижения определенной цели: работа над буквой «р»; сочетание звонких и глухих согласных «б», «п», «к»; шипящих «ш», «ж», «с»; окончание слов на «т», «м» и прочее. Примером могут служить некоторые из них:
«бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»;
«Саша любит сушки, а Соня ватрушки».
Также в этом плане полезно пение народных прибауток, построенных на одном – двух звуках: «Андрей-воробей», «Дон-дон» в обработке А. Гречанинова и другие. Дети должны утрированно произносить согласные (особенно «р»). Хормейстеру следует останавливаться в тех случаях и добиваться четкости, когда ребята «проглатывают» согласные в конце слов или стремятся скорее перейти от гласной к согласной в середине слова.
Уже в начальных классах дети должны знать, что слова в пении следует произносить в соответствии с общепринятыми правилами орфоэпии, например: кружимса, а не кружимся; серенькый, а не серенький и т.д.; что напевность должна быть присуща всем формам звуковедения – от самого легкого staccato до широкого legato. Ясность, четкость произношения слов при любом характере звучания никогда не должны нарушать его напевности. Серьезная работа над дикцией освободит и разовьет весь артикуляционный аппарат детей, который у них часто бывает крайне вял и пассивен.
С самых первых шагов обучения большое значение уделяется чистоте интонирования – сложному навыку, непосредственно связанному с формированием и развитием музыкально-слуховых представлений звуковысотности и тембровой окрашенности.
В младших классах особое внимание уделяется пению сольфеджио по нотам. На сольфеджировании вырабатывается навык сознательного восприятия отдельных интервалов мелодии в условиях ладового тяготения, а это в свою очередь позволяет еще до звукоизвлечения внутренним слышанием представить их вокальное интонирование. Мысленное чтение при этом чуть опережает воспроизведение звука. Таким образом, содержание пропеваемой фразы вначале осознается, а потом воспроизводится голосом. Со временем этот навык автоматизируется, хотя момент сознательного слухового контроля за вокально правильным интонированием высоты звуков всегда является неизменным спутником музыкальной деятельности певцов.
Сначала следует петь устойчивые интервалы (ладового тяготения ступеней I – III – V), консонирующие – октава, квинта, кварта. Вырабатывать чистоту интонирования хроматизмов лучше на упражнениях, построенных на движении снизу вверх или наоборот. Эти же упражнения способствуют сглаживанию регистров, что является наиболее трудным разделом работы.
В целом интонирование зависит от характера и стиля произведения, от ритма, темпа, силы звука и динамики. Например, на начальном этапе хорового обучения сила звука при несформированном вокальном аппарате отрицательно сказывается на интонировании. Подражая взрослым, дети часто стараются петь громко. Они уверены, что такое пение равнозначно красивому. С первых шагов обучения необходимо объяснить, что качество голоса складывается из разных понятий: тембра, диапазона, ровности звука, вокальной техники владения голосом. Процесс пения должен протекать осмысленно. Нельзя разрешать детям кричать, надо учить их петь «на опоре» ровным непрерывным звуком, без перенапряжения организма. Культура интонирования в хоре связана с пением без сопровождения. Поэтому надо стараться минимально использовать фортепиано в работе с хором (особенно в старшей возрастной группе).
Работа над вокально-хоровыми упражнениями основывается на некоторых методических принципах:
воспитание у детей слухового контроля, оценки правильности исполнения упражнений;
установление соответствия между характером, качеством звучания и определенными движениями голосового аппарата;
сознательность в овладении вокально-хоровыми навыками;
объяснения и показ педагога в процессе упражнения;
связь вокальных упражнений в хоре с музыкальной грамотой, что достигается пением по нотам;
поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе работы, при помощи использования разнообразных приемов;
сочетание коллективного пения с индивидуальным опросом как отдельных учеников, так и групп учащихся;
пение без сопровождения, что способствует развитию вокального слуха, чистоты интонирования.
Выработанные вокально-хоровые умения и навыки являются необходимым средством передачи образного содержания произведения и прямо влияют на качество и выразительность исполнения.
Главнейшей эстетической проблемой исполнительского искусства является составление репертуара, основополагающего в художественном творчестве. (см. приложение № 3). Большое значение имеет художественная ценность произведений. репертуар в значительной мере способствует всестороннему развитию детей, повышает музыкальную культуру, формирует их взгляды, воспитывает нравственно и эстетически. Весь процесс хорового обучения и воспитания направлен на выполнение этих важных задач. Репертуар же, как совокупность произведений, исполняемых хоровым коллективом, составляет основу всей его деятельности. Он способствует развитию творческой активности участников, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. На его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление хора. Поэтому что петь, что включать в репертуар, является главным и определяющим в деятельности коллектива. От подбора произведений зависит рост мастерства исполнителей хора, перспективы его развития и т.д. По трудности каждое из произведений должно соответствовать уровню хорового коллектива, возрасту учеников, но в то же время и способствовать их дальнейшему развитию.
Одно из ведущих мест в идейно-художественном воспитании средствами хоровой музыки принадлежит классическому наследию, выдержавшему проверку временем и питающему современное искусство. В репертуар наших хоров входят произведения как русских, так и зарубежных классиков разных эпох, например, Г.Ф. Генделя «Слава лету», И.С. Баха «За рекою старый дом», М.М. Ипполитова-Иванова «В октябре», «Грузинская колыбельная песня».
Особое место заняли произведения русской духовной музыки. Работа над этим репертуаром была очень интересна, ведь с исполнением такого рода музыки ребята старшей возрастной группы столкнулись впервые. Произведения Д. Бортнянского «Свят», «Хвалите Господа», «Многая лета» проникнуты истинным религиозным чувством, которое вводит слушателей в глубоко восторженное состояние. Потому, как возвышенно, с любовью, на подъеме исполнялись эти произведения на концертах, можно судить о том, что эта музыка вызвала в душе детей только положительные эмоции.
Другим существенным репертуарным источником являются народные песни. Исполнение их как в подлинном, так и в обработанном виде имеет важное значение, так как они в наибольшей степени близки и понятны широким массам. Особенно народные произведения по смыслу, интонационному строю доступны младшим школьникам. При их разучивании можно использовать игровые моменты. Это вызовет интерес у учащихся, будет способствовать развитию эмоциональности, смелости, артистических качеств.
Примером может служить русская народная песня «На горе-то калина» в обработке А. Новикова. Движения вводятся, когда мелодия хорошо усвоена.
I куплет: «На горе-то калина,
Под горою малина».
Ребята встают в круг. При словах «На горе-то» – руки вверх, «Под горою малина» – вниз.
II куплет: «Там девицы гуляли,
Там красные гуляли».
Дети водят хоровод, изображая гуляющих.
И далее все куплеты подобным образом.
Движения продумываются по мере собственного восприятия и понимания содержания.
Серьезный резерв для репертуарного пополнения составляют произведения современных композиторов. По своей тематике, яркой мелодичности, ритмической гибкости, богатству интонационных и динамических оттенков они наиболее интересны и доступны детям любой возрастной группы. Примером могут служить сочинения Ю. Тугаринова «Вьюга» и «Веселая история», Е. Подгайца «Не спешите», Я. Дубравина «Про Емелю» и другие.
В целом, за год репертуар хора насчитывает 10 – 12 произведений разных по характеру и содержанию, как с сопровождением, так и а cappella.
Главным принципом при составлении списка произведений является «принцип от простого к сложному». Также не следует останавливаться на пении лишь общеизвестных сочинений. Новые, яркие произведения с большей любовью исполняются хоровыми коллективами, например, армянская народная песня «Ручеек» в обработке В. Попова.
Для вокальной группы (из 12 человек) подбирается отдельный репертуар, но по тем же критериям.
В хоровых классах находятся ученики с различным уровнем развития и подготовки, поэтому я выбираю такие произведения, которые подходят всем детям, но имеют целесообразность на данном этапе как в техническом (вокально-хоровом), так и в художественном плане, а также способствуют их росту.
Очень хорошо на моих уроках прослеживается принцип дифференциации и индивидуализации, что характерно для нашей школы.
Сначала ведется работа индивидуальная на уроках вокала. Затем определены отдельные уроки для работы с каждой хоровой партией (сопрано и альта). Они в свою очередь соединяются в камерные два хора по классам (то есть хор каждого класса имеет все партии, но небольшого состава). В конечном же итоге оба хора объединяются в один хор («сводный»), состоящий примерно из 50 человек.
Благодаря такой системе хормейстер знает о возможностях своего коллектива, исходя из индивидуальных способностей каждого его ученика.
Важнейшим качеством хорового пения является чистый строй. С.А. Казачков пишет: «Со стройного пения начинается правдивость чувства и мысли. Художественную истину невозможно выразить и защитить фальшивыми звуками. В конечном счете такое пение воспринимается как неискреннее выражение людей, пытающихся доказать другим то, что они сами не понимают, уверить в том, что сами не чувствуют».
Достижение стройного пения зависит от следующих факторов:
от предварительного анализа произведения;
от умения хористов сознательно интонировать на основе накопленных вокальных навыков и музыкальных знаний;
от степени развитости слуха. Упор делается на осознание лада во всех его проявлениях (мелодических, интервальных, аккордовых).
Чуткость детей к своему пению и пению товарищей, должна воспитываться постепенно.
На начальном этапе важно добиться хорошего унисона. Благодаря этому у детей развивается мелодический слух. В работе большое значение имеет умение маленьких певцов передавать через звуковую краску различное содержание контрастных произведений, например, нежной, спокойной «Закатилось солнышко» М. Парцхаладзе или веселой, задорной «Начинаем перепляс» С. Соснина.
Одним из приемов может быть следующий: научить детей использовать контрастное звучание в одной песне. Например, спеть русскую народную песню «Во поле береза стояла» на различные слоги, причем в каждом новом куплете передавать какое-либо определенное настроение. Можно исполнять произведение, разбив хор на несколько групп. Каждой из них предложить спеть по одному куплету из песни так, чтобы не было заметно смены исполнителей.
Анализ пения каждой группы, целенаправленная работа над выразительностью звучания, идущего от конкретного содержания, индивидуальный опрос во время хоровых репетиций – все это развивает у детей умение воспринимать качество звука.
Не менее важно в работе над строем совершенствовать внутренний слух, то есть умение как бы про себя слышать музыку и ее отдельные элементы.
Одним из способов развития музыкального слуха, будет следующий: знакомую песню хористы исполняют в медленном темпе «цепочкой», то есть каждый поет только один звук или одну фразу. Можно всем хором одно музыкальное предложение петь вслух, другое – про себя. При этом пение вслух следует показывать в различных местах партитуры.
Также развитию внутреннего слуха поможет игра в «Эхо»: учитель поет короткие мелодии или отдельные звуки на форте, а хор повторяет их на пиано. Для этого можно использовать произведение Г. Струве «Веселое эхо».
Активизация слухового восприятия детей позволит успешно решить и проблему становления гармонического слуха. В начале этой работы следует привлекать внимание хористов к анализу небольших двухголосных мелодий. Исполняя их на фортепиано можно попросить ребят ответить на такие вопросы, как: вверх или вниз движется нижний голос, из скольких звуков состоит его мелодия, в каком из голосов проходит тема ?
Обязательно в репертуаре должны быть несколько произведений с сопровождением, которое не дублирует основную мелодию. Дети должны постоянно слышать аккомпанемент. Для этого можно играть его громче, чем поет хор, или певцам вступать по указанию руководителя в самых различных местах партитуры.
Серьезная, целенаправленная работа над совершенствованием гармонического слуха подготовит детей к двухголосному пению.
Большую пользу в становлении многоголосия в хоре дает пение канонов. Исполнение разными голосами одной и той же мелодии значительно облегчает восприятие образующейся многоголосной ткани.
Первые каноны основаны на звучании унисона. На начальном этапе работы целесообразно использовать небольшие по объему песни-попевки, например, «Андрей-воробей», «Дон-дон» в обработке А. Гречанинова, диапазон звучания которых происходит в пределах квинты. Исполнение таких канонов – наиболее доступная, интересная и результативная форма работы по овладению пением на несколько голосов. Каноны с конкретным словесным содержанием вызывают у детей эмоциональный отклик.
Чуть позже полезно записывать каноны в нотные тетради и просить петь детей сольфеджируя так, чтобы это происходило осознанно. Форма канона должна найти применение и в старшем хоре. Она не только поможет укрепить и развить навык многоголосного пения, но и даст возможность добиться успеха в выразительном интонировании отдельных ступеней лада, интервалов, расширит диапазон и закрепит ритмическую устойчивость.
При воспитании многоголосных навыков особое значение имеют динамические контрасты и сопоставления в одновременном звучании различных видов звуковедения. Давая преимущество одному из голосов, можно выделить его более громким звучанием или marcato в противовес напевному исполнению.
Такой прием поможет партии почувствовать необходимую уверенность и устойчивость в интонировании. Успеху многоголосного пения помогает и деление хора на партии, которые должны быть равноценны в количественном и качественном отношении.
Постепенно усложняя репертуар, хормейстер достигает успеха в овладении пением a cappella – высшей ступени хорового исполнительства.
Особую пользу в воспитании навыка пения без сопровождения принесут простейшие образцы народных песен (например, «В сыром бору тропина» в обработке А. Лядова или «Зайка» в обработке В. Попова). Они имеют, как правило, небольшой диапазон, удобную тесситуру, ясную опору на одном звуке, простейшее чередование ритмических единиц, не очень скорый темп и игровое содержание. Все это предопределяет возможность их выразительного исполнения.
Не менее важной задачей воспитания вокально-хоровых навыков является работа над ансамблем.
В детском хоре работа над ним отличается своей определенной сложностью и специфичностью. В установлении ансамбля учитываются возможности каждой партии в области диапазона (1,5 – 2 октавы).
Для становления и поддержания ансамбля необходимо:
стремиться к одинаковому по количеству и качеству числу голосов;
добиваться того, чтобы дети знали, что есть ансамбль и что для его достижения и установления необходимо;
если встречаются аккорды, при которых не учтено одинаковое естественное напряжение голосов, то следует в нотных партитурах проставить каждой партии свои нюансы;
стараться постоянно привлекать внимание детей к руке дирижера (жесту, штриху), потому что именно она регулирует силу звука как целых партий, так и отдельных певцов.
Чаще всего в хоре достичь ансамблевого пения бывает не совсем легко из-за невнимания, отсутствия выдержки у ребят.
Нередко находится ребенок, который начинает петь громче, неритмично, или ускорять темп, выбиваясь из общего звучания. Поэтому приходится постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать у них чувство ответственности как всех за одного, так и каждого за коллектив. Для этого в повседневных занятиях хористы пропевают «как на концерте» разучиваемое произведение если не целиком, то хотя бы отдельные его части.
Для достижения в ансамбле единства все компоненты одинаково важны: интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей и т.д.
В работе над ансамблем нет мелочей. Большую роль играет даже расположение хора (желательно чтобы на репетициях дети сидели так, как стоят на концерте). Каждый ребенок должен привыкнуть к своему месту и постоянно чувствовать своего соседа. Это обеспечит наилучшие условия для достижения ансамбля, прежде всего в динамическом отношении.
Научить детей петь с одинаковой силой, одновременно усиливать и ослаблять звучность помогает их самоконтроль за качеством своего исполнения.
Этот навык анализа характера пения хормейстер старается воспитывать постоянно. Можно, например, разбить хор на две части и попеременно исполнять произведение. Оценка ребят и учителя приносит большую пользу в воспитании сознательного и активного усвоения вокально-хоровых навыков, в том числе и ансамблевых.
Полезно петь закрытым ртом, при котором хористы особенно хорошо слышат себя и коллектив в целом (в нашем репертуаре имеется произведение А. Самонова на слова А. Фета «Чудная картина», которое целиком исполняется закрытым ртом с солистами).
Но самую большую пользу в работе над динамическим ансамблем дает разучивание произведения, имеющих яркое образное содержание. Так, достижение мягкой динамической краски в произведении В. Нечаева на слова А. Пушкина «Гонимы вешними лучами», облегчается ее спокойным характером и ясностью сюжетной линии.
В других произведениях смена динамики с умеренной на громкую, происходит у детей естественнее и проще, так как она связана с контрастными сопоставлениями в сюжете.
Пример: текст (слова народные) из песни «В октябре» М. Ипполитова-Иванова
громко –
Солнце спряталось за тучи,
Дует ветер ледяной,
Он сметает листья в кучу,
Он дождем стучит в окно,
А река ворчит сердито,
Роща жалобно шумит,
Поле инеем покрыто,
Небо тучами грозит.

тихо –
Птицы к югу улетели,
Звери спрятались в норе,
Лес и поле опустели,
Осень, осень на дворе.

Ритмический ансамбль проявляется в чуткости детей к пульсации основной метрической доли. В развитии этого навыка главная роль принадлежит двигательным компонентам.
В репертуар нашего коллектива входят несколько произведений, имеющих сложные ритмические рисунки, например, «Ручеек» армянская народная песня в обработке В. Попова, «Веселая история» Ю. Тугаринова. Но наиболее интересно проходила работа в произведении «В октябре» Ипполитова-Иванова, где дети встретились с новым для них понятием – полиритмией (одновременное сочетание разных ритмов).
При его разучивании дети одновременно отхлопывали и отстукивали ритмический рисунок хоровых партий с произнесением поэтического текста. Хормейстер при такой работе внимательно контролирует выполнение задания каждой группой.
Основная роль в установлении ансамбля между хором и сопровождением, между хором и солистами принадлежит дирижеру. Руководитель на ярких примерах подводит хористов к пониманию различной роли сопровождения – от дублирования хоровой партитуры до его самостоятельного значения. Это заставляет хор внимательно слушать аккомпанемент, а значит и сознательно участвовать в исполнении.
Если говорить о тембровом ансамбле, то к 12 годам хорошо начинают проявляться индивидуальные особенности каждого голоса, поэтому важна забота хормейстера в его развитии (особенно в период мутации). Необходимо стремление к созданию единой манеры звукообразования, но не к нивелировке голосов.
Трудно перечислить все возможные случаи, когда нелегко добиться в хоре единого ансамбля. Ведь на него оказывает влияние строение мелодической линии каждой партии, метро-ритмическое и ладотональное развитие, склад письма, тесситура и в определенной степени нюансы и темп.
В каждом конкретном случае руководитель определяет характер трудности и находит пути их преодоления, предварительно глубоко изучив партитуру.
Дирижер должен всегда уметь найти ошибку, указать ее хору или партии, разъяснить в чем она заключается, дать подробные и исчерпывающие способы и приемы к ее исправлению и добиться, не скупясь на разумные повторения, немедленного ее устранения. Действуя так, дирижер будет понят хором и, что особенно важно, завоюет себе необходимый авторитет. А профессионально построенная работа и заметное приближение к совершенствованию, заинтересует хор.
В целом же, тщательно и глубоко продуманный репетиционный процесс поможет развить и воспитать многие вокально-хоровые навыки: уверенное многоголосие, чуткость к динамическим краскам, интонационную выразительность, ансамблевую стройность и т.д.
Не менее важное значение имеет творческая обстановка, доброжелательная атмосфера в коллективе. Это влияет на качество обучения, успеваемость, в этом проявляется заинтересованность, желание посещать предмет и т.д.
В связи с этим на уроках хора используются следующие психолого-педагогические приемы:
для активизации познавательной деятельности учеников используется запись правил пения в виде плакатов, а также самоконтроль и самооценку в процессе вокального исполнения;
вопросы, создающие для них поисковые ситуации, что стимулирует мыслительную деятельность;
соревнование в процессе обучения пению между отдельными детьми или группами класса, как игровой момент, вызывающий интерес к занятиям;
юмор, как способ стимуляции положительных эмоций у детей на уроке, что повышает их работоспособность;
различные творческие задания (рисунки, поделки, импровизации детей) на темы исполняемых песен, для усиления их эмоциональной отзывчивости;
одобрения и поощрения, выражение радости со стороны учителя при виде успеха учеников, с целью стимуляции их к учебной деятельности;
использование легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;
направленность певческой деятельности на какое-то общественно-полезное дело с целью мотивации процесса обучения и др.
Формы работы на уроках хора очень разнообразны. Например, ученику предоставляется роль «учителя-дирижера». Ребенок самостоятельно (не выходя при этом из-под контроля педагога) проводит или работу над дыханием, или над вокально-хоровыми упражнениями, или дирижирует произведением (когда оно уже разучено). Мною замечено, что такая форма работы стимулирует деятельность детей, активизирует их. Уроки приобретают игровой характер, благодаря чему, интересны ребятам. Наблюдается эмоциональное, творческое развитие детей, наиболее ярко проявляются их способности.
Благодаря этому методу повышается качество исполнения произведений, так как у ребенка развивается вокальный слух (способность анализировать качество вокального звука). Учащийся слышит свой коллектив со стороны, со всеми его достоинствами и недостатками, сопоставляет и анализирует свою работу и работу хора. После такой деятельности ученик, сливаясь с хоровой партией, старается исправить услышанное своими силами. Что может быть ценнее, когда каждый ребенок заинтересован в успехе своего коллектива!
Другой формой работы является просмотр и прослушивание на уроках хора произведений в собственном исполнении или ведущих хоровых коллективов. Тем самым ребята учатся анализировать. У них обостряется восприятие, мышление; развивается музыкальный слух и вкус.
Нередко певцы хора самостоятельно готовят сообщения, пишут рефераты. Наиболее важные моменты из жизни и творчества композиторов, музыкальные определения и термины дети записывают в специально заведенные тетради – «хоровые словарики». В конце каждой четверти проводится контрольная работа по изученному материалу.
Использование комплекса данных методов и приемов, различных форм работы должно быть направлено на формирование и развитие основных качеств певческого голоса детей путем стимулирования их слухового внимания, активности, сознательности и самостоятельности в процессе обучения пению.





























Заключение
Школа № 57 с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля за 14 лет из года в год доказывает свое право на существование. Стержневой линией концепции данного учреждения является комплексное воздействие музыки во всех ее проявлениях на развитие личности, ориентация на духовные ценности, гибкость внешней и внутренней дифференциации образовательного процесса.
К последнему году обучения, у учащихся происходит накопление банка художественных образов мировой культуры; понятий основных закономерностей музыкального искусства; опыта творческой деятельности в разных формах общения; развитие эмоционально пережитых и освоенных состояний через музыку, поэзию, живопись. В результате, выпускниками школы являются духовно богатые личности, владеющие всеми умениями и навыками самообразования, самопознания и самореализации, а также обладающие системой знаний и умений по профильным предметам, изучаемым на повышенном уровне.
Результаты деятельности творческие коллективы показывают на выступлениях в концертах. Они принимают активное участие в культурной жизни области, города, выступая на различных концертных площадках. Ежегодно хоровые коллективы школы являются дипломантами и лауреатами различных конкурсов, фестивалей и т.д. (см. приложение № 4).
Из всех этапов учебно-творческой работы, концерт – самый приятный и ответственный. Дети с наибольшей активностью и интересом работают на репетициях, зная о предстоящих выступлениях. Каждый хоровой коллектив в год имеет от 10 до 20 выступлений. Целенаправленно сочетая учебу с концертной деятельностью, постепенно, от репетиции к репетиции, от концерта к концерту набираясь творческого опыта, хормейстер с детьми достигает желаемых результатов. Чем выше художественный уровень исполнения, тем сильнее воздействие хорового пения на слушателей и самих участников, а значит – больше возможностей для их эстетического воспитания.
В школе имеется фонотека всех концертных выступлений коллективов, которая помогает проследить динамику роста профессионального мастерства, положительные и отрицательные моменты обучения.
За 6 выпусков окончили углубленное изучение предметов музыкально-эстетического профиля более 600 человек. 92 выпускника данного образовательного учреждения продолжили свое обучение в средних и высших музыкальных учебных заведениях Москвы, Уфы, Самары, Оренбурга и т.д.

Таблица № 2
Название учрежде-
ния в Оренбурге
Годы


1996 – 1999
2000
2001
2002

Музыкальный колледж
16
1
2
1

Училище культуры
18
1
2
2

Музыкально-педагогическое училище № 2
4
3
-
1

Педагогическое училище № 1
17
3
4
1

Заключен договор между руководителями «Школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля № 57» и Областным училищем культуры г. Оренбурга на зачисление выпускников школы сразу на третий курс училища. Многие учащиеся, получившие начальное музыкально-эстетическое образование, продолжают обучаться в профильных 10 – 11 классах данной школы (физический, гуманитарный, химико-биологический, педагогический), продолжая совершенствовать свое мастерство через факультативные занятия по искусству.
В педагогическом колледже № 2, согласно договору, выпускники средней общеобразовательной школы (после 11 класса) продолжают учебу целым классом (пед. класс) на 3 курсе.
Таким образом, результаты образовательного процесса соответствуют поставленной цели муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля № 57».
































Список использованной литературы:

Алиев. Ю. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка, 1975.
Апраксина О. Музыкальное воспитание в школе. М.: 1972 – № 8; М.: 1974 - № 9.
Бандина А., Попов В., Тикеев Л. Школа хорового пения. М.: 1973 – № 1.
Баранова С., Сластенина В. Педагогика. М.: Просвещение, 1986.
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М.: Музыка, 1987.
Казачков С. От урока к концерту. Издательство Казанского университета, 1990.
Копытман М. Хоровое письмо. М.: Советский композитор, 1971.
Краевский В. Общие основы педагогики. М.: Изд. Центр «Академия»,2003.
Кушаева Н. Основы эстетического воспитания. М.: 1986.
Мадорский Л. Музыка начинается в семье. М.: 1986.
11.Матвеев Н. Хоровое пение. М.: 1998.
12.Мухина В.Возростная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.:Акалемия , 2003.
13.Никольская-Береговская К. Начальный этап обучения пению в хоре старшеклассников // Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка, 1975.
14.Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс. М.: Советский композитор, 1988.
15.Самарин В. Хороведение. М.: Академия, 1998 – 2-е изд.
16.Стулова Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988.
17.Чесноков П. Хор и управление им. Музгиз, 1961.
18.Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1988.

























Приложение № 1




Данные по годам занятости детей предметами
музыкально-эстетического профиля




Год
Кол-во человек занимающихся музыкой
Углубленно
изучают эстетику
% от общего
кол-ва учащихся

89 – 90
150

10

90 – 91
300
20
20

91 – 92
420
50
28

92 – 93
630
120
45

93 – 94
720
270
51

94 – 95
800
340
57

95 – 96
900
420
69

96 – 97
1000
510
76

97 – 98
1078
600
80

98 – 99
1116
683
85

99 – 2000
850
593
65

2000 – 2001
625
557
56

2001 – 2002
782
543
70

2002 – 2003
850
546
63




















Приложение № 2
Комплекс вокально-хоровых упражнений,
используемых в работе с хором

Упражнение № 1. Рассчитано на выработку чистого унисона, цепного дыхания.
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 2. Выработка цепного дыхания. Петь закрытым ртом, сольфеджио и на слоги legato или staccato.
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 3. Пение на staccato и legato (выразительность дыхания и чистота интонации).
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 4. Полезно для выработки высокого звучания всего нисходящего звукоряда и твердого, утрированного произношения согласной «р».
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 5. Цепное дыхание, формирование гласных (единая манера).
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 6. Развитие звуковысотного диапазона (сглаживание регистров и выявление границ натуральных регистров).
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 7. Staccato и legato, работа артикуляционного аппарата.
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 8. Четкое, легкое исполнение мелких длительностей. Выработка навыков певческой дикции в подвижных упражнениях с пунктирным ритмом и трудным сочетанием слов в тексте.

___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 9. Развитие двухголосия (работа над двухголосным пением).
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 10. Выработка навыков трехголосного пения.
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 11. Развитие четырехголосия.
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





















Приложение № 3
Учебный репертуар (примерный перечень произведений)
Младший хор.
Абрамов А, сл. Черницкой И. «Колыбельная для мамы».
Арутюнов А., сл. Степанова В. «Пурга».
Бах И., русский текст Томского Д. «За рекою старый дом».
Гайдн И., русский текст Синявского П. «Мы дружим с музыкой»
Дементьев В., сл. Векшегоновой И. «Необычный концерт».
Красев М., сл. Чуковского К. «Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха»
Крылатов Е., сл. Яковлева Ю. «Колыбельная медведицы».
Кюи Ц. сл. Боротынского Е. «Зима».
Минков М., сл. Сефа Р. «Карусель».
Маги С., сл. Татаринова В. «Кораблик».
«Наш оркестр», немецкая народная мелодия, обработка Абелян Л., русский текст Серпина Я.
Парцхаладзе М., сл. Пляцковского М. «Лягушонок».
Парцхаладзе М., сл. Садовского М. «Закатилось солнышко».
Савельев Б., сл. Танича М. «Из чего наш мир состоит?».
Соснин С., сл. Синявского П. «Начинаем перепляс».
Соснин С., сл. Синявского П. «Снежный карнавал».
Фирсенкова И., сл. Солдатенко М. «Кот».
Хачатурян А., сл. Синявского П. «Мелодия».
Шаинский В., сл. Козлова Н. «Дождь пойдет по улице».

Средний хор.
Антонов Ю., сл. Пляцковского М. «Родные места».
Бах И. «Перед дорогой», переложение для детского хора Попова В., русский текст Серпина Я.
Бетховен Л. «Весною», переложение для детского хора Попова В., русский текст Глобы А.
Берковский В. и Никитин С., сл. Величанского В. «Под музыку Вивальди».
«Блины», русская народная песня, запись и обработка Абрамовского А.
Гендель Г., русский текст Подольской О. «Слава лету», хор из оратории «Теодора».
«Добрый мельник», литовская народная песня, обработка Соколова В., русский текст Найденовой Н., Рождественской А.
Крылатов Е., сл. Энтина Ю. «Колокола».
Кюи Ц., сл. Плещеева А. «Майский день».
Нечаев В., сл. пушкина А. «Гонимы вешними лучами».
«Ой, ты речка, реченька», белорусская народная песня, обработка Свешникова А., русский текст Машистова А.
Римкий-Корсаков Н., сл. Никитина И. «Здравствуй, гостья-зима».
Самонов А., сл. Фета А. «Чудная картина».
Шуман Р., сл. Фаллерслебена Г., перевод Родионова Я. «Вечерняя звезда».
Яковлев А., сл. Пушкина А. «Зимний вечер».
Старший хор.
Балакирев М., сл. Толстого А. «Не пенится море».
Бизе Ж., сл. Усова Д. «Утро», переложение для детского хора Алиева Ю.
Бортнянский Д. «Многая лета», «Свят», «Хвалите Господа».
Брамс И., русский текст Машистова М. «О чем ты, пташка, нам поешь?».
Гендель Г., русский текст Крыжановской Е. «Радость в мире»
Гречанинов А., сл. Баратынского Е. «Осень».
Григ Э., перевод Слонова В. «Весна», обработка для детского хора Локтева М.
Даргомыжский А., хор русалок из оперы «Русалка».
Ипполитов-Иванов М., слова народные «В октябре».
Ипполитов-Иванов М., «Грузинская колыбельная песня», слова народные, перевод Мартуладзе.
Компанеец Г., сл. Блажниной Е. «Гори, гори ясно».
Крылатов Е., сл. Дербенева Л. «Говорят, а ты не верь» из телефильма «Чародеи».
Кюи Ц., сл. Белоусова И. «Всюду снег», «Весеннее утро».
Новиков А., сл. Рублева Г. «Ариозо матери».
«Ой, ты мой дубочек», литовская народная песня, обработка Венцкуса В., русский текст Некрасовой Н.
«Приветственная песнь», народная канадская песня, русский текст Павловой М
«Про Фому и про Ерему», русская народная шуточная песня.
Рахманинов С., сл. Бекетовой Е. «Сирень», переложение для детского хора Попова В.
«Ручеек», армянская народная песня в обработке Попова В., русский текст Алемасовой К.
Сметана Б., сл. Сладека А., перевод с чешского Александровой Л. «Моя звезда».
Слова и музыка Струве Г. «Веселое эхо».
Струве Г., слова ленинградской школьницы Исаковой И. «Музыка».
Тугаринов Ю., сл. Пальчинскайте В., перевод Герасимова Г. «Веселая история» и «Вьюга» из цикла «Проделки зимы».
«Фиалка», неизвестный композитор XVI века, русский текст Серпина Я.
Чайковский П., обработка Метеличенко «Неаполитанская песенка».
Щекалев Е., сл. Санатина Е. «Метелица».















Приложение № 4

Достижения хоровых коллективов с 1990 года по 2000 год

1989 – 90
IV место
Районный смотр художественной самодеятельности

1990 – 91
III место
Районный смотр художественной самодеятельности

1991 – 92
II место
Районный смотр художественной самодеятельности

1992 – 93
I место
I место
Районный смотр художественной самодеятельности
Городской смотр. Хор под управлением В.И. Горбуновой

1993 – 94
I место
I место
I место
Районный смотр художественной самодеятельности
Городской смотр. Хоровой и танцевальный коллективы
Областной конкурс. Вокальная группа В.И. Горбуновой

1994 – 95
I место
I место
Районный смотр художественной самодеятельности
Областной конкурс хоровых коллективов музыкальных школ. Хор под управлением Горбуновой В.И.

1995 – 96
I место
III место
Районный смотр художественной самодеятельности
Областной конкурс «Чистые голоса». Вокальная группа Ивановой И.Г.

1996 – 97
I место
I место

I – II – III места
Районный смотр (8 номеров в гала-концерте).
Всероссийский конкурс. Новгород. Хор по управлением Горбуновой В.И.
Областной конкурс «Чистые голоса» (7 мест).

1997 – 98
I место
I место

I место

I – II – III места
Районный смотр (12 номеров в гала-концерте)
Городской конкурс музыкальных школ. Хор Ивановой И.Г.
Конкурс «Чистые голоса». Вокальные группы Ивановой И.Г., Бедокуровой В.Ю.
Областной конкурс «Талант! Музыка! Дети!» (9 мест)

1998 – 99
I место

I, III места

I место
Окружной смотр (8 номеров в заключительном концерте).
Областной конкурс «Чистые голоса». Вокальные группы Ивановой И.Г., Бедокуровой В.Ю.
Областной конкурс «Талант! Музыка! Дети!». Вокальная группа Ивановой И.Г.

1999 – 00
I место

I место
Областной конкурс «Чистые голоса». Вокальный ансамбль Барышевой О.И.
Областной фестиваль музыкального творчества детей и юношества «Талант! Музыка! Дети!». Вокальный ансамбль Богдановой В.Ю.


1 Мадорский Л.Р. музыка начинается в семье. М., 1982, с. 17
 Мадорский Л.Р. музыка начинается в семье. М., 1982, с. 19
 Мадорский Л.Р. музыка начинается в семье. М., 1982, с. 5
 Мадорский Л.Р. музыка начинается в семье. М., 1982, с. 18
 Мадорский Л.Р. музыка начинается в семье. М., 1982, с. 30
 Немирович-Данченко В. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1952, с. 259
 Казачков С.А. От урока к концерту. Издательство Казанского университета. 1990, с. 226 – 227.









13PAGE 15


13PAGE 14315






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615