Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта


Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта
Информация об опыте
Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Размышляя сегодня над этой проблемой, правомерно поставить вопрос: в чем же причины той исключительной остроты, с которой формулируется эта задача сейчас? Разве она не была поставлена и решена в свое время в теории и на практике выдающимися советскими педагогами Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, В. А. Сухомлинским и другими? Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа трудового обучения. Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников - самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач. Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществив при этом, т. е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности». (Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.М„ 1983.) Выбор темы самообразования: «Развитие творческой активности учащихся методом проекта» не случаен. На протяжении нескольких лет, работая в классах-комплектах, столкнулась с рядом проблем. Одна из них - нежелание учиться. У детей, которые обучались в этих классах, пропадал интерес к обучению. Эта проблема встала передо мной в средних и старших классах, когда я начала работать учителем технологии. В поисках новых форм и методов преподавания я познакомилась с системой развивающего обучения, главной целью которой является раскрытие творческих способностей детей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания. Главная цель моей работы с детьми – развивать творческое воображение детей, учить проявлять инициативу, анализировать советы сверстников, работать самостоятельно. Свою методическую работу строю на изучении передовых развивающих технологий, использую принципы развивающего обучения, выделенные З.И.Калмыковой:
принцип проблемного обучения;
принцип оптимального развития разных видов мыслительной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности;
принцип специальной организации мнемонической деятельности.
Эти принципы, обеспечивают активность учащихся, сознательность учения, возможность самостоятельной работы: Использование принципов развивающего обучения стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает качество усвоения материала. Над этой темой я работаю на протяжении пяти лет. Те методы и приемы, с помощью которых интерес детей к обучению возрастает можно использовать, как в начальной школе, так и в среднем звене. Иначе говоря, цель моей работы в том чтобы ребенок учился именно тому, чему ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
 Технология опыта
.Особая роль в формировании творческой личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности, отводится урокам технологии. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на этих уроках. Методы — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Именно в школьные годы у детей развивается познавательный интерес, познавательная активность, которые не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе, учителю. Очень часто результат обучения и воспитания оценивается по действиям ученика, который слушает, записывает, читает, выполняет. Это внешняя сторона его деятельности, она видна и понятна для нас. Решил — молодец, ответил — хорошо, не выучил — поставлю «2», не слушаешься — накажу и др. При этом не учитывается другая, скрытая от глаз воспитателя, внутренняя сторона поведения школьника, раскрывающая сам процесс познания. Почему Катя на уроке внимательно слушает объяснения, а Коля мешает классу, Саша понимает, а Дима с трудом улавливает, о чем говорит учитель? И многие другие «почему?». Осмысление учебного материала, желание его познать, сосредоточиться, преодолеть себя — эти действия связаны с интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной сферами школьника, о которых учитель порой имеет смутное представление. Поэтому в обучении педагог часто идет на ощупь, вслепую. В лучшем случае благодаря большому практическому опыту он интуитивно развивает личность школьника. Особенность метода обучения обусловлена взаимодействием учителя и ученика. Она проявляется во внешней деятельности — организации ученика на работу и во внутренней — управлении развитием школьника:
обучение анализу;
синтезу;
упражнение силы воли;
расширение диапазона социально значимых мотивов и др.
Поэтому педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей творческие возможности развития личности ребенка на уроке. В последнее время педагогической общественностью широко дискутируются вопросы «педагогики сотрудничества», «педагогики сотворчества». Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению благородной цели — всестороннего гармонического развития личности. На страницах печати широко представлен творческий опыт учителей-экспериментаторов Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова, В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупской, Н. И. Кизеевой и других. Основой «педагогики сотрудничества» они считают гуманное отношение к ребенку. Умение правильно строить свои отношения с учениками, сделать их соучастниками учебно-воспитательного процесса отличает учителей-новаторов. Фактически они реализуют на практике главную особенность метода обучения — совместную деятельность учителя и ученика для формирования личности школьника. Именно это является камнем преткновения в работе многих учителей, хотя их нельзя обвинить в плохом знании предмета или слабости методической подготовки. Планируя урок согласно его задачам и содержанию, педагог правильно выбирает проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы школьников. Это может быть:
эвристическая беседа,
вариативные упражнения,
исследование и др.
В методической литературе приводятся примеры проблемных ситуаций и поисковых заданий, которые можно использовать на уроках труда. Но я заметила, что метод «срабатывает», выполняет свою функцию только при определенных условиях. Учитель ставит проблему, ученик должен захотеть ее решить. А если он не принимает эту задачу (не понимает значимости объясняемого материала, только что был оскорблен педагогом, получил на предыдущем уроке «двойку» и сейчас переживает и пр.), то и проблема не реализуется. Нет совместной деятельности — «сотрудничества», «сотворчества», нет движения личности вперед. Поэтому учителю следует не только знать методы, способствующие развитию школьника, но и владеть приемами, которые позволили бы ему коснуться тех струн души ребенка, которые резонировали бы с действиями педагога. И тогда, и только в этом случае амплитуда познания резко пойдет вверх. Несогласованность же действий воспитателя и воспитанника приводит к затуханию амплитуды познания. Для формирования творческой личности школьника я стараюсь использовать все методы, которыми располагает современная дидактика:
Объяснительно-иллюстративные:
рассказ;
объяснение;
опыты;
таблицы и др.
Это способствует формированию у школьников знаний об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.
Репродуктивные (воспроизводящие) Эти методы содействует развитию у учащихся практических умений и навыков.
Проблемно-поисковые :проблемное изложение,
частично-поисковые,
исследовательские.
При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию я продумываю, каких микросдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников буду добиваться на данном уроке, какие для этого буду использовать методические приемы. Если педагог не ставит перед собой таких задач, то он не будет целеустремленно работать над их разрешением. Значит, в обучении будет преобладать стихийность. А в результате снизится и воспитывающее и развивающее значение урока. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными я считаю проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются:
метод проектов;
современные методы создания новых технических и технологических решений;
технология игры.
Метод проектов — то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Я его применяю и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, которую я стараюсь решить. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся сами определяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного погашения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений. Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности учащихся. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия. Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика, что в реальном педагогическом процессе трудно осуществимо. Но такую взможность учащимся следует предоставлять хотя бы эпизодически, например, по методу проектов создать необходимое для ученика учебное оборудование, приспособление и т. п. Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических и исследовательских методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Широко использовавшиеся в педагогической практике исследовательский метод обучения, бригадно-лабораторный метод, метод экспериментов наряду с некоторым отрицательным влиянием на личность учащихся — снижение общеобразовательного уровня, снижение качества знаний основных наук — имели явно выраженную развивающую направленность. Негативные педагогические последствия возникали, как правило, вследствие нарушения дидактических закономерностей построения процесса учения. Это правомерно и для метода проектов, который выявляет свою педагогическую эффективность только при дидактически правильном его применении. Учитель разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для учащихся цели и задачи обу-чения (учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний. Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам отношений. Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов учащихся, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педагогом и одноклассниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учения. Школьники действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач. Посредством метода проекта мне удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику. При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Я разрешаю учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы. Метод проектов — это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания. Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и , развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта. Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг. Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой (осваиваемой) учащимися технологии. На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. На втором этапе все идеи проверяются (реализуются) в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования. Разделы основ проектирования я стараюсь включать в содержание любых образовательных курсов, содержание проектных заданий стараюсь согласовывать с тематикой разделов изучаемого курса. В соответствии со спецификой преподаваемого курса я предлагаю учащимся специальные проектные задания, связанные с тематикой «Технического труда», «Обслуживающего труда» и других видов трудовой деятельности. При всех вариантах построения учебного процесса я обращаю внимание учащихся на следующие понятия:
основные сведения о проектировании;
методы проектирования;
личностные (человеческие) факторы проектирования;
технология проектирования;
художественное проектирование;
технология оценки предложенных проектов.
Важная проблема для меня – показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности. Поэтому при проведении уроков большое внимание уделяю профессиональному самоопределению детей. В настоящее время в условиях конкуренции к личности труженика и его творческому потенциалу будут предъявляться все более высокие требования. Преподавателю важно знать творческое содержание конкретных профессий и хорошо представлять творческую составляющую процесса профессионального самоопределения. На сегодняшний день известны многие методы активизации процессов поиска новых решений. Наиболее эффективным из них для использования в общеобразовательной школе являются:
мозговой штурм,
морфологический анализ и синтез,
метод контрольных вопросов,
метод сфокусированных объектов и ассоциаций,
функционально-стоимостный анализ.
Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность. Обучение школьников применению данных методов носит явно выраженную политехническую направленность, поскольку учащиеся знакомятся с закономерностями и перспективными направлениями развития общества, техники и технологий. При этом у школьников формируются политехнические умения и навыки. Итак, творческий проект — это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта. Использование вышивки для оформления какого-либо швейного изделия является основой для творческих проектов, помогает детям более полно выразить свой творческий замысел, придать изделию большую индивидуальность. Проект состоит из нескольких пунктов:
выполнения эскиза задуманного изделия (образца вышивки или оформления готового швейного изделия) на основе современных направлений моды и истории вышивки;
выбора швов вышивки;
обоснования подбора тканей и нитей;
детальной проработки изделия (узора);
составления плана вышивки;
экономического расчета;
переноса узора на ткань;
выполнения вышивки и т. д.
Во время организационно-подготовительного этапа выполнения проекта необходимо выбрать и обосновать проект. При выборе вышивки (оформления швейного изделия) дети учатся учитывать:
точный размер изделия (платье, блуза, панно, юбка, сумка, поло-тенце, салфетка и т. п.);вид ткани для его выполнения;
особенности вида вышивки (счетные швы, цветная гладь, ажурная вышивка и т. п.);
подбор ниток, проработку швов;
окончательное оформление.
Далее, выбрав понравившийся нам узор, мы изучаем его композиционное построение и цветовое решение, приемы вышивания и возможность его использования при оформлении того или иного изделия. Стараемся познакомиться с историей возникновения такого вида вышивки (этот материал является хорошим дополнением творческого проекта), учесть целесообразность использования выбранного узора в сочетании с современными направлениями моды, сделать обзор книг и журналов по вышивке. В ходе технологического этапа выполнения проекта я учу детей точно следовать технологическому процессу, вышить узор. Во время заключительного этапа мы с ребятами стараемся проконтролировать выполненные операции, оформить альбом. Я учу учеников при выполнении проекта, создавая художественное произведение, не забывать об экономии средств. Дети учатся определять стоимость своего изделия:
рассчитать прямые материальные расходы (на приобретение ткани, ниток, игл, пялец и т. п.);
косвенные (на расход электроэнергии при освещении вашего рабочего места).
Сравнив сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается в магазине, они могут оценить, удалось ли сэкономить семейный бюджет.
 Результативность опыта
На протяжении пяти лет я использовала эти и другие приемы активизации творческой деятельности школьников, которые применяла на разных этапах обучения, старалась согласовывать с тематикой разделов изучаемого курса. Работая над развитием творческих способностей детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Если раньше при выполнении творческих работ было два – три ученика, не справляющихся с поставленной задачей, то теперь все задания выполняются всеми детьми. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. У детей раскрылись способности, о наличии которых я даже и не подозревала, они успешно стали управляться с тем, что было недоступно им ранее. Для учащихся стал нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Средний качественный показатель ЗУН учащихся стабильный, 100% С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников. Технологическое творчество стало доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников иногда могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого я стараюсь показать практическую значимость для школьника данного вида творчества, связав его с современным состоянием рынка труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям. Мои ученики, успешно окончив школу, хорошо адаптируются в новых коллективах.
 Библиографический список.
Бешенков А. К. Технология. Методика обучения технологии. // М., Дрофа, 2004.
Бобунова И. В. Технология.// Волгоград, Учитель,2004.
Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.
Ерёменко Т. И., Забалуева Е. С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки. // М., Просвещение, 2000.
Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.
Припеченкова С. И., Глушкова Э. Ю. Уроки труда. 5класс. Макраме. Вышивание.// Волгоград, Учитель, 2004.
Развивающее обучение: история, теория, практика// М. Начальная школа 1998
Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство, №8 2005.
Ярославцева Е. Ю. Познавательные задачи на уроках по технологии обработки ткани.// Школа и производство, №7 2005.