Статья Тема: Тема: Экологическое воспитание студентов медицинского колледжа на уроках естественнонаучного цикла

Тема: Экологическое воспитание студентов медицинского колледжа на уроках естественнонаучного цикла
Авторы: Шамсутдинова Ольга Владимировна,
преподаватель биологии, экологии
ГАПОУ «Нижнекамский медицинский колледж»;
Гарифуллина Эльвира Мухаметовна,
преподаватель физики
ГАПОУ «Нижнекамский медицинский колледж».
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.
Экологическое воспитание – элемент этического и нравственного воспитания.
Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится профессиональным учебным заведениям, которые вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу, работают на будущее.
Изучение основ экологии начинается с начальной школы в рамках «Окружающего мира». Экологическое образование в среднем звене школы продолжается на уроках биологии и географии. Представляется важным продолжение экологического образования в профессиональных учебных заведениях. Деятельность становится разнообразной, углубленной, предполагает более осмысленный подход с профессиональной точки зрения к экологическим проблемам со стороны студентов.
В Нижнекамском медицинском колледже ведется большая работа по реализации следующих задач:
1. Организация системы непрерывного экологического образования и воспитания.
2. Совершенствование системы экологического образования и воспитания
санитарно – просветительная работа.
Так как будущим медработникам необходимы не только знания, но и умения организовать и вести санитарно – просветительную работу среди молодежи и населения.
В связи с этим создана программа воспитательной деятельности по формированию экологической культуры в Нижнекамском медицинском колледже.
Эта программа является составной частью Общей концепции по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства учебного заведения.
Цели:
дидактические
- обучение знаниям об экосистемной организации природы земли в границах обитания человека, личностной гигиене.
- формирование интеллектуальных и профессиональных умений по оценке и улучшению окружающей среды, своей местности, здоровья населения.
развивающие
- развитие ценных ориентацией, способностей к анализу экологических ситуаций, умений по организации санитарно-просветительной работе с населением.
- ответственности за свое здоровье.
воспитательные
- воспитание потребности поведения и деятельности на соблюдение ЗОЖ.
- эколого – гигиенической культуры.
Экологическое воспитание – совокупность социальных, культурных мер, направленных на формирование экологического мировоззрения молодежи, осознание необходимости сохранения оптимальной для жизни среды обитания человека.
Наше общество вступило в третье тысячелетие, в котором главным богатством станет человеческий потенциал, способность творчески подходить и мыслить по – новому. В результате интенсивной деятельности человека на Земле ухудшилось качество окружающей среды, не соответствующей физиологическим требованиям организма человека, вызвавшее рост заболеваемости, наследственной мутации, снижение популяции. Для разрешения сложившейся ситуации необходимо начинать с экологического воспитания личности, основными направлениями которого являются:
экологизация,
экологические знания,
воздействие на сознание, экологическое мировоззрение.
Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития личности студента.
У студентов формируют представления о единстве природы, человека, общества, о биологических, социальных, экономических, технологических и эстетических взаимосвязях; умение оценивать многообразие связей между природой, обществом, жизнью и здоровьем человека; осознание законодательства о бережном отношении к природе и охране ее богатств; чувство личной ответственности за состояние окружающей природной среды.
Экологизация – межпредметная связь образования и воспитания, модульный принцип построения учебного процесса.
Экология естественнонаучные дисциплины (биология, физика, химия) психология медицинская генетика гигиена ОБЖ валеология ( клинические дисциплины.
Интегрированные учебные занятия по естественнонаучным дисциплинам – реальный шаг в воспитании ответственности за состояние окружающей среды и деятельности по ее охране, воспитание гуманного отношения к живым существам, проявляющееся в милосердии, сострадании, желании помочь и защитить их.
Во время работы в Нижнекамском медицинском колледже нами накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах:
предметная – деятельность на уроках экологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое); 
межпредметная – внедрение экологического содержания в уроки биологии, химии, географии, физики и уроки профессиональных дисциплин (гигиена, патология) просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
внеурочная – различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы: проведение экологических мероприятий, участие в экологических акциях, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов.
исследовательская деятельность – ежегодная организация и проведение экологической конференции среди студентов 1 – 2 курсов, участие победителей экологической конференции в студенческих научно - практических конференциях.
Для предотвращения возможных отрицательных последствий вторжения человека в природу необходимо решение ряда научно – технических, социально – политических, экономических и других проблем, среди которых одно из первых мест занимают педагогические, воспитательные, поскольку подрастающие поколения должны быть подготовлены к научно обоснованному и бережному отношению к окружающей природной среде. Вот почему идея «экологизации» учебных дисциплин (то есть отражения в их содержании и методике преподавания задач формирования у студентов экологической культуры) приобрела в настоящее время исключительно важное значение. Наряду с биологическими дисциплинами, велика роль в приобщении молодежи к вопросам охраны природы и рационального использования ее ресурсов в условиях стремительного развития научно-технического прогресса курса физики, поскольку достижения именно этой науки и смежных с ней дисциплин лежат сегодня в основе создания новой техники и новейших технологий, а также разнообразных природоохранительных методов и средств.
Внедрение «Экологизации» в естественнонаучные дисциплины приведем на примере обучения физики и экологии.
Экологическое образование и воспитание студентов в процессе обучения физике связано, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений и их причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы и нарушении вследствие этого некоторых природных процессов; с выработкой убеждения в необходимости рационального использования окружающей среды и защиты ее от всякого рода загрязнений, в возможности применения научных идей и открытий для «нейтрализации» отрицательных последствий научно-технического прогресса, например, таких вредных физических факторов, как шум, вибрации, электромагнитные поля различных частот, обусловленные широким использованием электроприборов на производстве и в быту, ростом числа и мощности радио – и телестанций, радиолокационных установок, и прочие. Таким образом, показ возможных путей выхода из назревающего экологического кризиса, основанных на достижениях в области современной физики и техники (развитие атомной энергетики и использование возобновляемых источников энергии, применение новейшей измерительной аппаратуры и электронно-вычислительной техники, космических методов контроля за окружающей средой и так далее), представляет собой другой важный аспект экологического образования студентов при обучении физике.
Изучая курс физики, обучающиеся должны получить четкое представление о взаимосвязи общества и природы, о значении атмосферы для существования жизни на Земле, о главных источниках ее загрязнения, влиянии этих загрязнений на окружающую среду и жизненные процессы, о мерах охраны живой природы от воздействия вредных физических факторов, о возможных пагубных последствиях преобразования природной среды (в том числе и тех, в которых участвуют сами студенты). Сделать это можно, не расширяя и не перегружая программу, а акцентируя внимание студентов на проблемах экологии тесно связанных с учебным материалом, и организуя соответствующую внеклассную и самостоятельную работу обучающихся.
В курсе физики есть уроки, которые можно целиком или частично посвятить изучению проблем экологии. Представленные темы имеют профессиональную направленность для будущих медицинских работников.
Основы термодинамики: Диапазон температур в природе, влияние температуры на биосферу. Тепловые двигатели – косвенные источники загрязнения атмосферы. Состав и токсичность выхлопных газов, зависимость их количества от мощности двигателя. Тепловой баланс Земли и влияние его на климат. Защита воздуха от загрязнения.
Действия электрического тока: Действия электрического тока. Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током.
Производство, передача и использование электрической энергии. Успехи и перспективы развития электроэнергетики России: Загрязнение атмосферы. Меры защиты окружающей среды от теплового и химического загрязнения.
Электромагнитное излучение разных диапазонов длин волн: «Парниковый эффект». Биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений и защита от них.
Световые кванты. Действия света: Фотохимические реакции, фотосинтез. Роль зелёных растений в жизни земной природы. Значение зелёных насаждений для городского населения планеты.
Радиоактивность. Ядерные реакции: Действие искусственных радиоактивных веществ на живую и неживую природу. Излучения, возникающие при ядерных реакциях и действия их на природную среду, особенности действия этих излучений на биологические системы и защита от них. Губительность взрывов атомных бомб.
В итоге у обучающихся должно сложиться четкое представление о том, что существование экологических проблем (демографической, продовольственной, защиты здоровья людей, сохранения генофонда, обеспечение общества энергией и ресурсами и др.) – социальная реальность современной жизни.
Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа. Участие в проведении экологических акциях, играх, конкурсах подкрепляет знания на практике, что способствует расширению и углублению знаний студентов и определяет их успехи.
В колледже студенты принимают участие в посадке саженцев деревьев. А также студенты принимают активное участие в различных творческих конкурсах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] организованных работниками заповедника, за что не раз награждались грамотами и призами.
В колледже проводятся следующие мероприятия:
- экологические акции: «День Воды», «День Земли», «Чистый берег», «Чистый лес», «Антитабачный пикет»
- конференции, круглые столы;
- Единые экологические «Уроки Чистоты»;
- экологические десанты по уборке территории колледжа.
Тематика проведенных экологических конференций очень разнообразна. Например: "Красота спасет мир", "Сохраним природу вместе", "Экология и жизнь", "Здоровый образ жизни".
Наши студенты как будущие специалисты – медики большое внимание уделяют пропаганде здоровому образу жизни, содействуют экологическому воспитанию жителей нашего города. Выпускают санбюллетени, под руководством педагогов проводят лекции в школах и центральной библиотеке им. Г.Тукая.
Кроме этого, студенты включают экологические аспекты в свои курсовые и дипломные работы, например по темам: «Факторы, влияющие на здоровье человека», «Анализ влияния вредных факторов на организм беременной женщины и плода».
Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания, развития. Критерием сформированного ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, преподаватель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы современного профессионального образования.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 3 Заголовок 415