Информационные технологии на уроках специальных дисциплин как средство формирования профессиональных компетенций


Информационные технологии на уроках специальных дисциплин как средство формирования профессиональных компетенций.
Носевич С.В. – преподаватель
спецпредметов Нижнекамского
сварочно – монтажного колледжа.
Быстрое развитие промышленности, автоматизация и механизация производства предъявляет высокие требования к качeству подготовки квалифицированных рабочих и техников. Уровень подготовки рабочего новой формации обусловлен качеством образования. Наш колледж формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию. Это определяет выбор традиционных и инновационных концепций образовательного процесса.
Одним из направлений информационных технологий является применение компьютерных технологий, использование аудио- и видео средств, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью обучающихся осуществляется при помощи специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.
Использование мультимедийных технологий преследует, в основном, две цели. Первая - облегчить усвоение и запоминание учебного материала. Вторая цель – индивидуализация процесса обучения.
Мультимедийные технологии в учебном заведении должны стать как способом оптимизации учебно-воспитательного процесса, так и объектом для изучения, для того, чтобы будущий специалист мог оптимально их использовать. Современный педагогический процесс невозможно представить без использования новых информационных технологий. Новые информационные технологии позволяют создавать электронные средства обучения – электронные учебники.
Так, на уроках по дисциплинам: «Инженерная графика», «Основы материаловедения», «Слесарное дело и технические измерения», «Допуски и технические измерения» на некоторых этапах уроков я успешно применяю электронные учебники.
Электронный учебник имеется в каждом компьютере, который находится на рабочем столе. Отпала необходимость приобретать в библиотеке для каждого обучающегося обычный учебник.
Достоинства электронных учебников заключаются в следующем. Вся информация дана в интерактивном виде, что позволяет осваивать материал в несколько раз быстрей, по сравнению с традиционными формами обучения. Формируется умение самостоятельно работать с информацией, моделировать и приспосабливать ее для своей профессиональной деятельности. Когда традиционное обучение предусматривает определенную последовательность освоения учебного материала – работа с электронным учебником дает возможность самостоятельно определить порядок его изучения.
Например, после изучения темы: «Маркировка, структура, свойства и области применения цветных металлов и их сплавов» по дисциплине: «Основы материаловедения», обучающиеся решают практические и тематические задачи на компьютере, а в конце изучения всего материала решают экзаменационные задачи и билеты, где компьютер сам оценивает качество знаний обучающихся.
В кабинете черчения, за который я отвечаю, проведен интернет. С обучающимися мы работаем в режиме онлайн, имея возможность найти интересный материал по теме урока: текст, видео, схемы, чертежи. Это также проявляет интерес обучающихся к уроку. На уроках дисциплины: «Инженерная графика» мы пользуемся следующими сайтами:
Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают преподавателю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ, обеспечивают прочное усвоение обучающими знаний, повышают интерес к предмету. Когда я на своих уроках стала применять презентации, то успеваемость в группах резко увеличилась. Сначала я предложила обучающимся свои презентации, а далее обучающиеся дома выполняли свои презентации и с удовольствием защищали их на уроках. Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах урока по дисциплине «Инженерная графика» при выполнении графических и практических работ. Слайд-фильм позволяет на одном слайде показать условие предлагаемой задачи, на другом-решение (поэтапное выполнение).


Это позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторения, изложения нового материала, закреплении и отвести большее время для выполнения практических и графических работ, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупреждать многие графические ошибки, ускорять процесс выполнения заданий.
Демонстрируемые слайды будут служить образцами для правильного графического исполнения работы.
При закреплении знаний на своих уроках я часто применяю задания с выбором ответа. Задания занесены в компьютер. Студенты из предложенных вариантов выбирают ответ. На мониторе появляется правильный ответ. Таким образом студенты сами себя проверяют. Использование таких заданий ускоряет процесс выполнения упражнений. Такой метод проведения уроков нравится самим студентам. Педагогически правильно организованное программированное обучение обеспечивает индивидуализацию обучения, способствует ускорению учебного процесса при более прочном усвоении обучающимися учебного материала.
При выполнении курсовых и письменных экзаменационных работ студентам необходимо создавать чертежи и схемы, иными словами, конструкторские документы. Как правило, проекцию даже несложного изделия довольно трудоемко начертить на бумаге, а ошибки на чертежах иногда вынуждают переделывать всю работу. Мы со студентами используем популярные программы автоматизации инженерно-графических работ AutoCAD и Компас. Данные программы можно рассматривать как электронный кульман, значительно ускоряющий процесс выполнения построений. Программы позволяют легко рисовать базовые графические образы, например, окружность, быстро создавать сложные чертежи с точными размерами на основе базовых образов, без труда редактировать подготовленные рисунки, вводить надпись к изображению.
Эти программы можно использовать для создания изящных схем и рисунков, которые необходимо вставить в текстовый документ.
Программы AutoCAD и Компас графического проектирования предназначены в первую очередь для автоматизации чертежных работ и эффективного редактирования созданных рисунков.
В течении трех лет студенты и выпускники нашего колледжа выполняют курсовые работы, письменно-экзаменационные и дипломные работы с использованием программы Компас. Это во многом облегчает работу в этом направлении, чертежи выполняются на должном уровне – легко внести изменения, и помогает нашим студентам быть кокурентоспособными.
Хочу назвать несколько обучающихся , которые отлично выполнили графическую часть дипломных работ и защитились на отлично в 2010-2011 учебном году, это: Клочков Евгений, Мальков Валерий, Муллаханов Ильдар, Харитонов Вячеслав, Хасаншин Руслан. В данное время они работают на крупных монтажно-строительных предприятиях нашего города:
ОАО «НМУС-1», ОАО «НМУС-3», ООО «НУМС»,
НКМУ ОАО «Татэлектромонтаж», ПК НП «Центромонтажавтоматика»,
ОАО «Двигательмонтаж-НК».
Формирование профессиональной компетентности и мобильности обучающихся должна осуществляться при помощи современных технологий, методик и современной техники. Однако важно не забывать использовать и проверенные многими поколениями традиционные методы обучения. Только разумное сочетание современных и традиционных методов обучения даст положительный эффект – подготовку знающих, творческих специалистов и рабочих для высокотехнологичных производств.