Доклад на тему: Возможность формирования общих и профессиональных компетенций будущего медицинского работника в условиях модернизации системы здравоохранения через дисциплину «Информатика».


Возможность формирования общих и профессиональных компетенций будущего медицинского работника в условиях модернизации системы здравоохранения
через дисциплину «Информатика».
Целью создания модели выпускника техникума является развитие личности и высокий профессионализм будущего специалиста. В современных условиях существенно меняется содержание понятия «профессия». На первый план выдвигается не готовый набор профессионально-технических навыков, а деятельностно-организационная способность человека «расти» в профессии, умения анализировать свой профессиональный уровень, быстро создавать, «конструировать» четкие профессиональные навыки, обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные зоны в соответствии с меняющимися требованиями рыночной ситуации.
Сложившиеся в стране социально-экономические условия достаточно четко определили требования к выпускнику техникума со средним профессиональным образованием, в том числе и компьютерная грамотность, обусловленная необходимостью широкого внедрения информационных технологий.
Компьютерная грамотность — владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере. Даёт знания об информационном обществе и компьютеризации, позволяет широко использовать компьютер в качестве средства познавательной деятельности, расширяет возможности хранения и предъявления информации, усиливает мотивацию учения, позволяет осуществлять систематический самоконтроль и рефлексию деятельности.
Сегодня все эти требования применимы и к медицинскому персоналу и отражены в основных направлениях программы модернизации здравоохранения РФ. Связано это с внедрением современных информационных систем в здравоохранение. Напомню, что это:
1. Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, ведение электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота.
2. Ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта Российской Федерации.
И так видно, что компьютеры находят широкое применение не только в учреждениях и на промышленных предприятиях, но и в медицине. Врачи, сёстры, а также фармацевты и представители других медицинских специальностей рассматривают компьютер как неотъемлемый инструмент их работы.
В настоящее время многие врачи используют компьютер в качестве помощника при постановке диагноза, т.е. для уточнения того, что именно болит у пациента. Существует также множество других способов применения компьютеров в госпиталях, клиниках и лабораториях. Например:
компьютеры играют важную роль в медицинских исследованиях;
банки медицинских данных позволяют медикам быть в курсе последних научных и практических достижений;
сети ЭВМ используются для пересылки сообщений о донорских органах, в которых нуждаются больные, ожидающие операции трансплантации;
вычислительная техника используется для обучения медицинских работников практическим навыкам;
компьютеры используются для создания карт, показывающих скорость распространения эпидемий;
компьютеры хранят в своей памяти истории болезни пациентов, что освобождает врачей от бумажной работы. 
В нашем техникуме через дисциплину «Информатика» формируется ряд общих и профессиональных компетенций, позволяющих будущим выпускникам свободно ориентироваться в информационном пространстве: от настройки программного интерфейса до создания и управления базами данных.
Весь курс информатики (и информационных технологий в профессиональной деятельности) рассчитан на развитие компьютерной грамотности у студентов от простейшего к сложному. Все звенья этой цепочки важны и имеют большую значимость в практической деятельности будущего медицинского работника.
Оформление документации любой формы и сложности по средствам текстового редактора MS Word. Создание и редактирование таблиц и диаграмм через табличный редактор MS Excel. Оформление мультимедийных презентаций как простых, так и интерактивных в прикладной программе MS PowerPoint. Создание базы данных, форм, произведение выборки определенных данных (запросы), оформление отчетов в том или ином формате позволяют возможности системы управления базами данных MS Access. Осуществление поиска медицинской информации в сети Интернет, использование электронной почты. Создание учетной записи пользователя. Осуществление поиска, сбора и обработки информации с помощью информационно-справочных систем.
Помимо практических навыков, перечисленных выше, студент медицинского техникума приобретает следующие знания:
методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации. Устройство персонального компьютера. Программные средства;
назначение, основные возможности и интерфейс всех основных прикладных программ Microsoft Office;
правила оформления и редактирования документов, таблиц, диаграмм и данных;
принципы работы и назначение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене. Тенденции развития компьютерных коммуникаций в медицине. Понятие медицинских информационных систем, их классификацию и области применения. Алгоритм поиска медицинской информации в Интернете. Автоматизированное рабочее место медицинского персонала. Использование компьютерных технологий в приборах и аппаратуре медицинского назначения.
Подводя итог, можно сказать, что студентам нашего техникума дается вся необходимая база знаний и навыков для успешной работы в условиях модернизации здравоохранения. Отрадно то, что сегодняшний студент осознает всю значимость ориентира в информационном обществе. Другой вопрос, оснащение и уровень информационных технологий техникума…
Список литературы и интернет-источники:
Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. 2000.
http://lib-urtk.narod.ruwww.sociologyinweb.ruwww.transpostand.ru