Статья на тему Организация самостоятельной работы студентов — важнейшее условие формирования профессиональных компетенций



Организация самостоятельной работы студентов как важнейшее условие формирования профессиональных компетенций будущего специалиста



Высказывания мыслителей прошлого:
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Ф.А. Дистерверг
«Если сам ученик вырабатывает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью»
К.Д. Ушинский
«Следует рассматривать процесс обучения как многосторонний и творческий Хорошо усваиваются только лишь те обобщения, которые учащийся сам сделал и проверил»
Л.Н. Толстой

Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развития познавательной активности обучающихся

При обучении следует не только знакомить студентов о том, как познавали мир другие, а предоставить им возможность проводить самостоятельное изучение.
В данной работе определяется роль самостоятельной работы в формировании «компетентности». Приводятся примеры различных форм деятельности обучающихся в процессе развития навыков самостоятельности.
Ключевые слова: компетентность, самостоятельность, сущность самостоятельной деятельности, виды самостоятельной работы.

Математика – самый короткий путь
к самостоятельному мышлению.
В. Каверин.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с «усвоения» знаний на формирование «компетентности». С этим можно соглашаться или не соглашаться. Но несомненным является то, что освоение студентами современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать ее и делать выводы – компетенции, которые становятся жизненно необходимыми.
КОМПЕТЕНЦИЯ – готовность (способность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий.

Развитию познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания в информационном пространстве, умения видеть, сформировать и решить проблему способствует развитие у студентов самостоятельной активности, направленной на освоение нового.
Студентов необходимо учить самостоятельно добывать знания и совершенствовать их. В процессе самостоятельной деятельности развиваются такие ценные качества личности как внимательность, настойчивость, точность, ответственность.
Сущность самостоятельной деятельности заключается не в том, что обучающийся перестает нуждаться в помощи преподавателя, а в том, что содержание цели деятельности совпадает с целью управления этой деятельностью.
Существуют различные подходы к классификации самостоятельных работ:
- в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности различают: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие;
- в соответствии с возложенной на них задачей: обучающие, контролирующие;
- в соответствии с формой проведения: устные, письменные;
- в зависимости от места проведения: классные, домашние;
- по способу организации группы: коллективные, индивидуальные, групповые;
- по способу контроля: взаимопроверка, контроль преподавателя;
- по виду деятельности: работа с учебником и справочной литературой, решение упражнений, сочинения, практические, домашние наблюдения, опыты, техническое моделирование и конструирование, подготовка докладов и рефератов.
Остановлюсь на краткой характеристике некоторых видов самостоятельных работ, которые использую в своей практике. Самостоятельные работы с целью актуализации знаний проводятся перед введением нового материала и перед его закреплением. Эта работа может быть воспроизводящей и реконструктивно-вариативной.
Работа воспроизводящего характера (по образцу, инструкции или алгоритму, с промежуточными записями, с указаниями к решению и др.) способствует психологический настрой на успех.
- Работа по инструкции или алгоритму применяется для закрепления изученного материала, соответствует низкому уровню самостоятельности, может применяться для студентов с любым уровнем обучаемости.
Вид карточки
Для функции у = 13 EMBED Equation.3 1415 найдите первообразную, график которой проходит через точку М(1/2; 3).
Алгоритм решения
Запишите общий вид первообразной.
Подставьте в полученную формулу координаты данной точки и рассмотрите уравнение относительно С.
Решив уравнение, найдите С.
Запишите найденное значение С в формулу, полученную в пункте 1.
- Самостоятельная работа с промежуточными записями содержит решение упражнений или доказательство теоремы с пропусками.
- Самостоятельная работа с выборочной системой ответа заключается в том, что даются несколько вариантов ответа, из которых студенты выбирают верный.
- Самостоятельная работа с указаниями к решению содержит задания более высокого уровня сложности, в которых кроме условия дается подсказка о ходе решения и, по необходимости, требуется использовать конкретное правило, формулу, какой – нибудь теоретический материал.
- Работа с применением программированного контроля. Задание содержит несколько вариантов ответов, каждому из которых присвоен код. Решив задание, студенты записывают код правильного ответа (получится например слово).
- Вариативная самостоятельная работа состоит из последовательных 3-4 заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего.
-Эвристические работы предполагают составление алгоритма решения, указание инструментария (формул, правил, свойств).
Особая роль отводится умению работать с учебником, знание структуры учебника, умению конспектировать, умению выделять определения, свойства, находить ответ на поставленный вопрос, читать чертеж, составлять план ответа.
Основным орудием труда на уроках математики является мысль, хорошо натренированная на самостоятельности и логической полноценности рассуждений. Умение пополнять свои знания, правильно планировать личную работу является важным для любого современного человека. Еще К.Д.Ушинский утверждал, что «единственно прочным основанием всякого плодотворного учения является самостоятельная работа учащихся».

Вернемся к понятию «компетенция» и определим его структуру:
КЛЮЧЕВЫЕ (Универсальные)
- Работа с профессионально-ориентированной информацией
-Организация профессиональных коммуникаций
- Решение профессиональных проблемных ситуаций
-Проектирование профессиональной карьеры
-Осуществление социально-профессионального саморазвития
ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ (Актуальные для группы профессий)
- Готовность к изменению «рабочей ситуации», смене профессии и переподготовке для трудоустройства
- Умение учитывать тенденции развития определенной отрасли экономики
- Организация деятельности в условиях смежных (родственных) профессий

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (Уникальные для каждой профессии)
- Соответствие комплексу требований относительно профессиональной деятельности с позиции трудоустройства
- Осознание цели профессиональной деятельности
- Готовность применить профессиональные умения по полученной профессии

ПОРТФЕЛЬ (портфолио) индивидуальных образовательных достижений выпускника свидетельствует об оценках квалификации выпускника.
Портфель достижений выпускника также может включать отчет о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческих работ по профилю специальности, характеристика с мест прохождения практики и т. д.

Главное в жизни – это путь к успеху (карьера), для которого необходимо обладание определенным запасом знаний (образование), что обеспечит уверенность в себе, влияние в обществе, основанное на знаниях (авторитет). В жизни важно заниматься любимым делом, тем, что тебе интересно (профессия).
Перед каждым преподавателем всегда стоит непростая задача – научить студентов «добывать» знания самостоятельно, помочь им заниматься самообразованием и в дальнейшем. Преподаватель должен формировать у студентов готовность к самообразованию, развить у обучающихся мотивационно-ценностный компонент готовности к самообразованию.

Проблема организации самостоятельной деятельности студентов и пути её решения
Опыт работы преподавания курса математики в колледже показывает средний уровень усвоения дисциплины. Причинами этого является:
1.низкий базовый уровень подготовки студентов к изучению курса. С целью выявления базового уровня студентов для усвоения дисциплины была предложена проверочная работа, содержащая задания на знания и умения, формируемые при изучении данной дисциплины. Нерешенными оставались задания, требующие комплексного применения знаний из нескольких тем. Это обусловлено тем, что самостоятельно синтезировать усвоенные понятия, устанавливать между ними связи и отношения, применять их в единстве при решении задач, а, следовательно, при изучении дисциплины не могут. Об этом свидельствуют и результаты текущего и итогового контроля знаний, трудности, которые студенты испытывают и в дальнейших работах, особенно исследовательского и самостоятельного характера.
2.низкий уровень мотивации к изучению дисциплины, преобладание внешних мотивов получить зачет, сдача экзамена, одобрение родителей и др.
3. не правильное отношение к самостоятельной деятельности.
Усвоение дисциплины будет эффективным, если студент будет не только проявлять активность при её изучении, но и стремиться самостоятельно, познать её сущность. Задачей преподавания и является создание таких условий, при которых у студента появляется заинтересованность в дисциплине и самостоятельность в её изучении. Одно из таких условий - организация самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины.
Высшей ступенью учебной деятельности является самостоятельная деятельность, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, организованную с целью приобретения новых знаний, их закрепления, формирования умений и компетенций. Самостоятельная деятельность для студента должна носить познавательный, исследовательский характер и применение теоретических знаний. Успешность её зависит от уровня сформированности способов организации самостоятельной деятельности: общих (планирование, самоконтроль, формализация и моделирование), логических (анализ, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация).
В качестве путей решения проблемы, качества усвоения дисциплины являются:
- четкая постановка целей организации самостоятельной работы
- структурирование содержания
- использование студентами специально-разработанного учебно-методического комплекса, обеспечивающего его методическими рекомендациями в процессе организации самостоятельной деятельности.
Данный комплекс включает вспомогательные материалы (обобщающие таблицы, схемы, вопросы и задания на актуализацию знаний, лекции (опорный конспект), систему заданий и упражнений, индивидуальные задания, перечень практических работ, тематику докладов, тематику индивидуальных или групповых проектов).
- использование разнообразных форм самостоятельной деятельности:
1. подготовка к занятиям
2.подготовка и выступление с докладами
3.выполнение самостоятельных и контрольных работ
4.подготовка к практическим работам
5.подготовка индивидуальных и групповых исследовательских проектов
6.участие во внутриколледжских конференциях
7.подготовка и проведение фрагмента лекции
8. заполнение классификацинных схем, таблиц, резюме
9. написание рефератов
10. составление тестов, карточек с заданиями и т.д.
Наличие у студентов конспекта лекций в рабочей тетради имеет ряд преимуществ: студент осуществляет подготовку к каждому следующему занятию, проявляет самостоятельность (усваивает структуру лекции, основные понятия, зависимости, выделяет главные вопросы для лекции - беседы, трудные, непонятные места лекции, готовит резюме). Здесь налицо активное участие лекционного материала не с помощью монолога преподавателя, а совместным обсуждением и решением возникших при подготовке у студентов вопросов.
Имея на руках УМК, студенты могут строить для себя план работы, рассчитывать время, необходимое для изучения дисциплины, выполнения текущих и контрольных заданий.