Музейно-педагогическая технология как средство повышения мотивации обучения школьников французскому языку


Карта инновационного педагогического опыта


Формальные параметры

Наименование педагогического опыта.
Музейно-педагогическая технология как средство повышения мотивации обучения школьников французскому языку

Автор – разработчик
Пахолко Лариса Калистратовна, учитель французского языка

Тип и вид образовательного учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11имени Дмитрия Коротчаева»

Период
5 лет (2007-2011г.)

Адрес
628410, Тюменская область, г. Сургут, ул. Саянская, 9А, т.46-06-64

Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности (соотнесенность с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области в образования и востребованность в практике).

Содержательные параметры
С 2010 года вся педагогическая общественность начала работать по утверждённой президентом России Дмитрием Медведевым Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Суть и смысл этого проекта в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.
Перед педагогами стоят непростые задачи: по-новому осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать потребность в его постижении и приумножении.
Эти задачи я реализую при помощи музейно-педагогической технологии, помогающей реализовать принципы гуманитарного образования.
Считаю данную технологию одной из современных образовательных технологий, играющей большую роль в современном образовательном процессе школы. В образовании под видом нового, иногда проводятся различные, не всегда целесообразные эксперименты. Новое должно органично сочетаться с хорошо проверенным старым. Моя тема интегрирует опыт прошлого и современные педагогические технологии с пользой для образовательного процесса. По разным причинам в настоящее время музейно-педагогическая технология используется в школе недостаточно.

Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме.

Формой представления педагогического опыта является музейно-педагогическая технология, которая предполагает использование инновационных методов в традиционных формах сотрудничества школы и музея. Музейно-педагогическая технология, вооружает учителя новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета в образовательный процесс, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира.
Момент вхождения в особое, «музейное» состояние начинается с того, что в педагогике принято определять как индивидуально-личностную ориентацию. Индивидуально-личностная ориентация содержания музейно-педагогической работы требует создания индивидуальных маршрутов вхождения ребенка в музейную культуру, предполагающих наличие определенной стратегии, принципов нахождения «точки отсчета», преемственности в продвижении по этому пространству.
Школы, как социальные институты, занимаются вопросами становления и развития человеческих качеств. Это их общечеловеческая роль, возведенная в степень: человека не воспитывают, не обучают, не образуют по частям. Средства музейно-педагогической технологии способствуют формированию нового образа человека, это образ гражданина мироздания, уяснившего свою суть и смысл жизни.
Структура организации образования, с помощью музейно-педагогической технологии.
Педагогический процесс, основанный на партнёрских отношениях педагога и ученика с опорой на их жизненный опыт, должен быть культуро- и природосообразным, поэтому необходимо осуществлять отбор наиболее продуктивных современных образовательных технологий, обеспечивающих готовность обучающихся к жизни в изменяющемся социуме, их успешную социальную ориентацию.
Условия для успешной социальной ориентации личности школьника могут быть созданы при:
- соединении возможностей основного, дополнительного образования;
- внедрении в образовательный процесс педагогических технологий, ориентированных на формирование и развитие надпредметных умений, и развитие учебно-познавательных, социальных и коммуникативных компетенций.
В процессе преподавания сочетаются приёмы обучения с методами научного познания: не только сообщение информации, но и демонстрация обучающимся сложных путей её получения.
В образовательном процессе музейно-педагогическая технология позволяет использовать подлинные документы, предметы прошлых эпох, что подтверждает научную подлинность учебного предмета. Дети могут изучать предметы в соприкосновении с ними, на собственном опыте, активно воспринимать новые знания и усваивать их «в действии». Мы полагаем, что использование музейно-педагогической технологии должно оставаться не только особенным и своеобразным способом передачи знаний, но и способом постановки проблем, процессом поиска новых рождающихся знаний и отношений, способом овладения некоторыми специфическими качествами, позволяющими ученику не просто приобретать знания, но и учиться способом их добывания. Особое место уделяется индивидуальной работе со школьниками, результатом которой являются тематические сообщения, сочинения, рецензии на выставки, участие в дискуссиях.
Содержание программного материала дополняется экспонатами музея и выставками работ обучающихся, что развивает познавательные и профориентационные интересы школьников, приобщает их к творческой и поисковой деятельности, расширяет кругозор, формирует практические умения и навыки. Музейно-педагогическая технология позволяет использовать разнообразные формы заданий, которые помогают подростку творчески раскрепоститься, сосредоточиться на определённых задачах, формируют умения грамотно формулировать мысли.
С целью развития коммуникативных компетенций обучающихся, формирования у них умений публично выступать веду кружок французского языка «Юный экскурсовод» для учащихся 8 – 9 классов. Идея создания данного кружка основывалась на характерном для этого возраста интересе учащихся к творческому самовыражению. Программа кружка построена на интеграции двух учебных дисциплин: элективного курса истории транспортных строителей города и французского языка, который изучается со второго класса. Цель – формирование коммуникативных и социальных компетенций школьника через организацию экскурсионной деятельности на французском языке. Ребята “примеряют” на себя роли журналиста, экскурсовода, исследователя, что является настоящей школой социализации подростков.
Универсальность данной педагогической технологии находит свое подтверждение в формировании в процессе деятельности «жизненных навыков»:
- умение справляться со своими личными проблемами, со стрессами;
- способность быть толерантным по отношению к другим;
- умение управлять своим временем;
- осуществление деловой и межличностной коммуникации;
- умение быть инициативным, предлагать нестандартные решения, аргументировано отстаивать свою точку зрения, слышать других.

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Новая программа развития российской школы включает в себя пять основных направлений, одно из которых – обновление содержания образования. Постепенно осуществляется переход на новые стандарты. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Именно здесь может в большей степени реализоваться образовательный потенциал музейно-педагогической технологии.
Новизна моего педагогического опыта заключается в:
использовании на уроках музейного предмета;
проведении музейных уроков, факультативов;
организации самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся на базе фондов и архива музея;
расширении эмоционально-насыщенной и развивающей "среды обитания" воспитанников;
развитии музейной культуры и визуальной грамотности;
создание особых условий для педагогического воздействия на аудиторию;
расширении сферы образования через приобщение к материальной культуре;
"очищении" через творчество, которое освобождает ребенка от болезненных переживаний, психоэмоционального напряжения.
Используя в работе музейно - педагогическую технологию,  создаю условия для познавательной деятельности ребенка, организовываю общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе и во внеаудиторных занятиях), содействую развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей, высоко оцениваю оригинальное (не копийное) личное творчество во всех его проявлениях.
Позицию ученика в музейно - образовательных программах рассматриваю как  позицию созидания,  не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя, который несет личную ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему и испытывающего бережное и уважительное отношение к культурному наследию. От ученика требую не запоминания всего, а понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Музейно - педагогическая технология ориентируется на личность обучаемого. Одним из показателей развития личности выступает овладение учащимися такими мыслительными операциями, как синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление потребности интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Освоение особого «языка» экспонатов, осмысление исторических событий, постоянное внимание к народному слову – всё это формирует и развивает коммуникативные способности, учит понимать и уважать старшее поколение, общаться с ним.
Уровень нашей инновации: преобразование, который характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории, т.к в нашей технологии происходит перенос музейного предмета в образовательный процесс, происходит принципиальная смена точек зрения в музейной педагогике, выдвигается оригинальный подход, коренным образом отличающийся от известных представлений в данной области. Технология позволяет развивать эмоционально-образную и деятельностную сферы ребёнка. Данная технология открывает пути и направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвинуть конструктивные предложения, создавать актуальные исследовательские проекты и программы.
Критерием овладения мыслительными операциями является деятельность учащегося по созданию, оформлению и проведению экскурсии на французском языке.
Критерием развития эмоционально-образной сферы выступает комфортность учащегося в образовательном пространстве, его увлечённость и интерес к тому, что он делает.
Критерием развития деятельностной сферы рассматриваю умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

Музейно - педагогическая технология (по Н. А. Никишину) включает в себя набор используемых ресурсов, инструментов и способов организации конкретных действий, необходимых и достаточных для воспроизводства процесса получения определенных продуктов, предметов, услуг и иных значимых результатов с заранее заданными параметрами.
Классификационные характеристики музейно-педагогической технологии
По уровню применения: модульная (используется в отдельных частях образовательного процесса).
По философской основе: гуманистическая (признающая ценность человека как личности, развитие и проявление всех способностей).
По основному фактору развития: социогенная (представляет личность как матрицу, на которой записывается социальный опыт человека).
По концепции усвоения: бихевиористская (определяющаяся триадой: стимул-реакция-подкрепление).
По ориентации на личностные структуры: эвристическая + прикладная (развитие творческих способностей детей+обеспечение формирования действенно - практической сферы личности).
По характеру содержания: воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: индивидуально-групповая.
По подходу к ребёнку: гуманно-личностная, субъект-субъектная.
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая
Основные идеи данной технологии:
-переосмысление цели образования, во главу которого ставится идея развития личности с помощью предметного метода;
-организация особой образовательной среды, в которой создаются условия для формирования у обучающихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию, выработке умения оценивать значение истории для их собственной жизни;
-активизация различных процессов формирования личности.
К числу наиболее значимых проблем, решаемых с помощью музейно-педагогической технологии, относятся активизация различных процессов формирования личности, развитие её творческих способностей, выработка активной жизненной позиции.
Посредством музейно-педагогической технологии осуществляется перенос понятия музейного предмета, музейной культуры и музейной коммуникации в образовательную действительность.
Это значит, что в образовательной действительности специальным образом организуется взаимодействие:
-музейных педагогов (первоначально: учителей, воспитателей, музейных работников);
-воспринимающих музейные предметы (учащихся);
-творцов музейных предметов (представителей различных сфер деятельности, достигших определенных позитивных результатов в своей сфере, эту же позицию при определенной деятельности музейного педагога могут занимать сами учащиеся).
Принципы музейно - педагогической технологии частично совпадают с обще дидактическими принципами. Это научность, проблемность, активность и сознательность, наглядность, доступность изложения материала, прочность усвоения, а так же диалог, смысловое и эмоциональное единство, коммуникативность, историзм, адресность, интерактивность, интегративность. Важным принципом музейно - педагогической технологии является принцип диалога культур. Школьники могут глубоко воспринимать французскую культуру, только соотнеся ее с родной культурой. Это достигается использованием современных форм и методов организационной работы на основе музейного содержания .Использование принципов музейно-педагогической технологии позволяет обеспечить наиболее эффективный и современный уровень музейно-педагогической работы.
Ключевые понятия, применяемые в образовательном процессе при использовании музейно- педагогической технологии:
Музейный предмет.
Музейный предмет, который рассматривается прежде всего как подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью. Музейный предмет, с которым в определенных условиях музейно-педагогической деятельности необходим непосредственный контакт, который можно «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им, должен сохранять знаковость, образ-символ определенной эпохи, культуры, определенной позиции творца. Музейный предмет является носителем социальной и естественнонаучной информации - источником знаний и эмоций, культурно- исторической ценностью.
2.Музейная культура.
Музейная культура-уровень готовности человека к прочтению музейной информации и его умение ориентироваться в музейной среде, понимать язык музейной композиции, воспринимать музейный предмет в определённой историко-культурной среде, оценивать его как частицу истории.
3.Музейная коммуникация.
Музейная коммуникация – это организация общения педагога с другими участниками образовательного процесса, которая позволяет не только вступать в диалог, но и побуждать к самостоятельному творческому поиску посредством материальной культуры.

Педагогическая целесообразность педагогического опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогического работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требования педагогической науки.

Музейно- педагогическую технологию отличает от любой другой технологии наличие музейного предмета, обладающего способностью одновременно воздействовать на эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сферы личности. «Подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждение и оценку. Посетитель музея является, прежде всего, зрителем, который получает знания, делает открытия, испытывает эмоции, извлекая визуальную информацию. Музейные экспонаты обладают огромной силой убеждения и талантливо составленная экспозиция побуждает ученика-зрителя к большему, нежели простое созерцание , мышлению. Конечная цель музейной технологии заключается в том, что, испытывая эмоции, школьник обогащается опытом, который служит формированию вкусов, системы ценностей, развитию личности и самосознания.
Цель моей педагогической деятельности – развитие личности ученика, мотивация его на изучение французского языка посредством внедрения музейно - педагогической технологии.
Задачи:
-развитие интеллектуальных и художественных способностей (наблюдательности, способности к анализу и обобщению наблюдений, сравнению, ассоциативному мышлению), творческого воображения, сенсорных способностей (чувства ритма, цвета, фактуры и пр.);
-формирование коммуникативной компетенции музейных предметов.
Под музейно-педагогическими средствами подразумеваю совокупность вещественных предметов, используемых для реализации образовательно-воспитательных целей. К ним могут быть отнесены музейные экспонаты, муляжи, копии, наглядные пособии, модели, макеты, технические средства и, наконец, среда.
Проведение уроков с элементами музейно-педагогической технологии требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. В своей работе я использую следующие требования к проведению занятий:
- отбираю экспонаты для показа на основе возрастных интересов ребёнка и программного материала
·;
- итог взаимодействия с музеем - самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
В соответствии с учебным планом мной разработан ряд специальных уроков по предмету (при изучении темы «Я посещаю музей», «Достопримечательности моего города», «Моя семья», « Французская кухня», « Профессии моих родителей»). Эти уроки проводятся в школьном музее и проходят в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной пространственной среде, где обучающиеся ощущают свою сопричастность культуре и возможность диалога с ней.
Методы пребывания в музейно-педагогическом пространстве: погружение, продуктивный, сравнительных аналогий, ассоциативный, исследовательский, информационный, моделирования, ролевое проживание исторических событий.
Для музейно-педагогического воздействия на аудиторию применяю как хорошо известные приёмы, так и специальные:
беседа, диспут, коллективная дискуссия;
дидактические задания, тесты;
проверка реакции на музейно-педагогическое воздействие;
обращение к первоисточнику;
сочетание показа и рассказа, игра;
анализ и разбор проблемных ситуаций;
включение нового понятия в ряд уже известных фактов.
Я уделяю большое внимание таким продуктивным формам работы как большие и малые проекты. Реализованы проекты: «История Сургутского моста через Обь» (результат - участие в городском конкурсе юных экскурсоводов); «Пирог Шарлотка» (результат - заседание клуба интересных встреч при школьном музее); «Я посещаю музеи Франции» (результат – участие в смотре знаний учеников 9 класса).

Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).

Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта – обучающиеся 5-9 классов, изучающие французский язык.
Каждый год составляю методическую характеристику каждого класса (МХК). Она приведена в книге для учителя к учебнику английского языка (под редакцией В.П. Кузовлева).
№ п/п
Ф.И.
ученика
Модальность



визуальная
аудиальная
кинестетическая



низкая
средняя
высокая
низкая
средняя
высокая
низкая
средняя
высокая

1.
Комельский
+
 
 
 
+
 
 +
 
 

2.
Суслов Д.
 
+
 
 
 
 +
 
 +
 

На основе таких карт учащиеся разделены на 3 группы в зависимости от того, какая модальность является ведущей с учетом уровня владения языком (низкая, средняя, высокая). Полученные результаты служат основой для разработки уроков-экскурсий в музее, исследовательских работ, организации выставок и экспозиций. При необходимости составляю индивидуальные карты учащихся, в которых отражается набор упражнений, предназначенных для конкретного ученика.
Ученикам с высоким уровнем владения языком я предлагаю заниматься учебно-исследовательской работой, участвовать в «круглых столах». Обучающиеся, имеющие средний уровень, проводят экскурсии, участвуют в спектаклях на французском языке, а школьники с низким уровнем организовывают, оформляют выставки.
Результаты исследования, проведенные совместно с психологом , свидетельствуют, что у многих детей среднего школьного возраста снижены духовно-познавательные потребности, эстетическая восприимчивость, терпимость к ошибкам и недостаткам других, мотивация достижения успеха. Однако отмечается высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, ранимости, обидчивости, уязвимости личности, наблюдаются трудности адаптации. В этой ситуации музейно-педагогическая технология выполняет функцию арттерапии и коррекции. В музее происходит смена привычной обстановки, ребенок переключается на активную творческую деятельность, в которой способен выразить свои скрытые проблемы. "Очищение" через творчество освобождает ребенка от болезненных переживаний, психоэмоционального напряжения. Музей в данной ситуации становится инструментом адаптации ребенка к окружающему миру.

Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.
Чтобы построить воспитание в новой социальной ситуации, важно научиться входить в совершенно иной тип взаимодействия со школьником, который будет ориентировать растущего человека на умение в жизненных ситуациях делать выбор нравственным путем, что требует обращения к своим первоистокам. Образование как специфическая часть культуры должно создавать условия для развития целостной духовно-нравственной личности.
Социальная ситуация предполагает становление и развитие жизненного мира учащихся, их духовно-нравственного потенциала в процессе воспитания. Новая роль отводится учителю, приобщающему учеников к миру культуры через ее различные объекты. Их совместная деятельность осуществляется на всех этапах возрастного развития. Психологические механизмы осуществления жизнедеятельности связаны с необходимостью решения ряда проблем, центральными из которых являются проблемы создания единого смыслового пространства, являющегося основанием для явления культурного резонанса формирования личностных смыслов и вписывание информации в образ мира духовного человека.
МОУ СОШ №11– это обычная общеобразовательная школа. В ней обучаются школьники 21 национальности. Это дети из семей с разными разговорными языками, религиями, устоями, экономическими уровнями. Социально-экономические условия отражаются на мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
В нашем городе английский язык пользуется большой и неоспоримой популярностью, что незаконно отодвинуло на второй план французский язык, который, необходимо отметить, был разговорным языком российской знати на протяжении более века! В связи с тем, что школ с преподаванием французского языка в городе совсем не остается, постоянно приходится решать проблему переучивания обучающихся, которые прибывают из других школ.
Я, как профессионал, нахожусь в постоянном поиске форм, методов, приёмов, позволяющих эффективно решать задачи образовательного и воспитательного процессов. Считаю, что важную роль в повышении мотивации учащихся к изучению предмета играет музейно-педагогическая технология, которую использую при проведении внеклассной работы по предмету. Эта технология не только углубляет и расширяет знания по иностранному языку, но и способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Включая занятия в музее в программу обучения, я могу активнее «использовать принцип от жизни к искусству», а не от «искусства к жизни», что гораздо ближе и понятнее детям. В памяти навсегда остаётся только то, что пропущено через сердце и руки.
При музее действует уникальный театр музейного предмета - «Мосток», где роль актеров играют различные предметы. С помощью специального освещения, музыки и озвучивания раскрывается история и назначение предметов разных образовательных областей. Соединив французский язык, музыку и историю, спектакль превращается в своеобразное музейное, которое расширяет знания детей о музейном предмете, позволяет заглянуть в историю создания данного предмета.
Театральная группа 9Б класса создана 5 лет тому назад. Наш первый спектакль родился спонтанно. На уроках, посвященных работе со сказками французских писателей, появилось желание (у детей!) самим поставить спектакль. Успех вдохновил их на изучение французского языка как средства самовыражения и самоутверждения среди сверстников.
Я не ставлю перед собой цели обучать детей актерскому мастерству. Наша цель - продолжить в художественной форме обучение и развитие учащихся, воспитание эстетического чувства и вкуса, повысить культурный уровень. Каждый наш спектакль имеет целью приобщить зрителей, то есть всех учащихся школы, к тем или иным сокровищам французской культуры.
Разбор пьесы не занимает много времени, но оказывается очень полезным: дети входят в мир своих героев, им становятся понятны характеры всех персонажей. Участие в театре помогает учащимся совершенствовать навыки письма и говорения. Отмечается такой феномен, что школьники во время репетиций выучивают не только свою роль (иногда очень большую), но и роль своих товарищей. Видимо, этому способствуют условия коллективного творчества. У детей возникает естественное желание понять и запомнить слова своих партнеров, глубже осмыслить свои реплики на сцене и суметь подсказать в нужный момент. Интересны поиски способов преодоления языкового барьера: сыграть на французском надо так, чтобы все было понятно тем, кто не изучал этот язык.


Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта .Ареал воспроизведения пед. опыта
Совместно с руководителем музея Шагиевой А.А. в 2008 году был разработан проект «История Сургутского моста через реку Обь». Экскурсии проводились на трех иностранных языках: английском, французском, немецком.
Я являюсь учителем- наставником молодых специалистов в нашей школе. Молодой специалист нашей школы Галишникова Г.Г. успешно приняла участие в школьном и городском конкурсе «Педагог года 2008» в номинации «Педагогическая надежда». Третий год работаю с молодым специалистом -преподавателем английского языка Таибовой М.С.
В течение ряда лет являлась педагогом-наставником и методистом студентов факультета иностранных языков СурГПУ, проходивших практику в нашей школе. За высокий профессионализм моя работа отмечена благодарственным письмом факультета иностранных языков СурГПУ.
С 1993 года являюсь членом жюри городской олимпиады по французскому языку. В 2008-2009 учебном году была членом городской аттестационной комиссии учителей иностранного языка.
Выступила с докладами на методическом объединении ГМО учителей французского языка, заседании МО учителей иностранного языка школы. Составила индивидуальную программу развития по предмету для обучающихся, желающих углубить свои знания в области французского языка.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению.


Информационные ресурсы: Интернет, газета «La langue francaise», телепередачи, видеофильмы, мультимедийный курс «Французский разговорный».
Организационные ресурсы: продуманный план, четкая организация урока и внеклассного мероприятия.
Мотивационные ресурсы: проблема, сопоставление, выявление причинно- следственных связей.
Кадровые ресурсы: руководитель музея, библиотекарь, учителя иностранного языка.
Научно-методические ресурсы: «Иностранный язык в школе», 1990-2011г.», методическая литература, работы педагогов – психологов по музейной педагогике.
Материально - технические ресурсы: таблицы, ТСО, обучающие диски, компьютер; лингафонный кабинет.
Нормативно-правовые ресурсы: Национальная доктрина образования в Р.Ф, Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Государственный стандарт по иностранному языку, Устав школы.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов
Результативные параметры
Обучающиеся 11 класса Трофимова А. и Курилова Т. принимали участие в городском конкурсе юных экскурсоводов, представив свою работу на французском языке, и были награждены дипломами Департамента образования и науки. За пропаганду трудового подвига транспортных строителей председатель Территориального Комитета профсоюзных работников транспортных строителей Западной Сибири Шипичкин В.А. и журналист московской газеты «Сигнал» поощрили юных экскурсоводов премиями.
Занятия обучающихся в кружке «Юный экскурсовод» способствовали формированию мотивов, определяющих будущую профессию. 2 экскурсовода нашей школы обучаются на факультете журналистики при Сургутском университете.
Ежегодно ученики, изучающие французский язык, принимают участие в городских олимпиадах, различных конкурсах. Наши достижения:
2006-2007 уч. год: ученица 11 класса Дерягина Наталья - III место,
2007-2008 уч. год: ученик 7 класса Семененко Иван - VI место,
2008-2009 уч. год: ученица 8 класса Зырянова Марина - IV место;
2008-2009 уч. год: НПК «Шаг в будущее - Юниор» ученики 7 класса Салангин Дима Хохлова Алина,;
2008-2009 уч. год: Российский заочный конкурс «Познание и творчество» ученик 7 класса Салангин Дима;
2008-2009 уч. год: Всероссийский детский конкурс «Первые шаги в науке» ученица 8 класса
Шагиева К. (Диплом лауреата Всероссийского конкурса «Первые шаги в науке» серия ПШН/1 № 2257).

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

В 2008 году стала победителем конкурса Президента РФ «Лучший учитель образовательного учреждения Российской Федерации».
В 2007 году участвовала во Всероссийской НПК «Проблемы современной лингвистики и методики преподавания иностранных языков и культур при Шадринском ГПИ;
В 2008 году в рамках Года семьи при школьном музее проводилось заседание клуба интересных встреч «Кулинарные секреты моей мамы». На разных языках были представлены национальные блюда разных народов. Ученики представили на французском языке пирог «Шарлотка». Данное заседание, на которое были приглашены родители, учителя разных национальностей, представитель башкирской диаспоры, прошло в атмосфере дружбы и взаимопонимания.
С целью обобщения опыта работы дала открытый урок «La musique francaise»для молодых специалистов г. Сургута (2009) и мастер-класс «Bon appetit»для учителей школы (2008), проводила Общественный смотр знаний учеников школы, изучающих французский язык (2010)
Почетные грамоты, благодарности и награды
Вид документа
Кем выдан
Оценка деятельности
Год

Почетная грамота №197 от 1..07.2008
Министерство образования и науки РФ
Победитель конкурса лучших учителей РФ
2008

Почетная грамота №1464 от 24.10.2007г.
Департамент образования и науки ХМАО Югры
За многолетнюю работу в качестве эксперта предметной комиссии ЕГЭ
2007

Почетная грамота № 02.11 / 492/7 от 26.12.2007г.
ХМАО, Администрация города Сургута Департамент образования
За многолетний добросовестный труд
2007

Премия главы города
Муниципальное образование городской округ г. Сургута
За достижение высоких результатов профессиональной деятельности
2007

Знак «Почетный работник образования
(удостоверение №166958)
Министерство образования и науки РФ
За заслуги в области образования
2010

Благодарность
приказ № 136 от 04.10.2010
Директор школы, председатель ПК
За 25-летний творческий труд на благо родной школы№11
2010

Благодарственные письма
Директор школы
За активное участие в Неделе Науки
2007-2010

Благодарственное письмо
Директор школы
За добросовестный многолетний труд
2009

Участие в профессиональных конкурсах


Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта. Доказательство неслучайности влияние пед. опыта на качество образования в образовательном учреждении
Анализ результатов мониторинга позволяет сделать вывод о стабильности педагогической эффективности заявленного опыта,
Результаты уровня качества знаний по французскому языку.

2006-2007
2007-2008
2008-2009
2009-2010


Всего
Успев.
Кач.
Всего
Успев.
Кач.
Всего
Успев.
Кач.
Всего
Успев.
Кач.

Начальная школа
45
100%
64%
34
100%
67%
29
100%
70%
22
100%
68%

Основная
33
100%
62%
65
90%
62%
63
97%
54%
58
98%
57%

Средняя
21
95%
56%
6
100%
50%
-






Незначительное снижение процента качества обученности в отдельных классах обьясняю невостребованностью языка в учебных заведениях города. Французские группы, в основном, комплектуются учениками с низкой мотивацией к обучению в целом, и приходится прилагать максимум усилий, искать все новые формы и методы работы.

Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия педагогов и обучающихся (воспитанников) в осуществлении педагогического опыта.

В течении трех лет являлась руководителем научного общества учителей школы.
Сформировалась творческая группа педагогов, которая на уроках своего предмета использует элементы музейно-педагогической технологии, такие, как урок в музее, музейный предмет, музейная площадка, интерактивная экспозиция, сочинение по увиденному и услышанному и др.
На протяжении 4 лет ученики, изучающие французский язык, занимаются учебно-исследовательской деятельностью. Участие учащихся в научных конференций и научных обществ
Учебный год
2007-2008
2008-2009
2009-2010
2010-2011

школьных
7
6
1
2

муниципальных

2



региональных

1





Публикация педагогического опыта в печати.
Статья «Использование инновационных технологий как условие успешной мотивации детей к изучению иностранных языков» 2007 г, напечатана в материалах Всероссийской НПК «Проблемы современной лингвистики и методики преподавания иностранных языков и культур»), при Шадринском ГПИ, 2007г.
Конспект мастер-класса для учителей школы «Bon appetit!» и материал по теме «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся» напечатаны в школьном методическом журнале «Диалог»


Директор школы Щербинина Н.Г.
Учебный год
2007-2008
2008-2009

школьных
Конкурс «Лучшее портфолио»



муниципальных
Конкурс главы города Сургута «Лучшее портфолио»
(Премия главы города Сургута)


федеральных
НПК, Шадринск
«Лучший учитель образовательного учреждения» РФ(Почетная грамота приказ № 197 от 01.07.2008 )





15