Инновационный проект «Управление процессом профессионального развития педагогов общеобразовательной школы на основе акмеологического и деятельностного подходов».


Инновационный проект
«Управление процессом профессионального развития педагогов общеобразовательной школы на основе акмеологического и деятельностного подходов».
Авторы проекта:
Литовченко Любовь Владимировна – директор МБОУ «СОШ№40 г. Читы» Горбунова Ольга Ивановна – заместитель директора по УВР Демченко Елена Владимировна – руководитель проекта
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Читы»
Юридический адрес: 672038, г. Чита, ул. Подгорбунского, 98, тел. 41-62-81, e-mail:
Адрес сайта в Интернете:http://sch40k.my1.ru/index/dokumenty/0-62
Цель проекта: достижение нового качества образования через повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.
Задачи проекта:
Апробировать стандарт профессиональной деятельности педагога школы, соответствующий новым требованиям к качеству образования (ФГОСы).
Разработать методику и провести диагностическое исследование коллектива на основе стандарта профессиональной деятельности педагога.
Составить по итогам диагностического исследования программу профессионального развития педагогического коллектива на основе акмеологического и деятельностного подходов.
Разработать и внедрить на основе стандарта профессиональной деятельности педагога школы эффективный контракт.
Организовать выполнение программы развития педагогического коллектива, обеспечить организационно-педагогические, нормативно-правовые и научно- методические условия её реализации.
Обеспечить мониторинг реализации программы развития педагогического коллектива, оценку результатов проекта.
Обобщить опыт работы по инновационному образовательному проекту и представить в профессиональном сообществе города и региона.
Содержание и структура проекта.
1. Пояснительная записка.
1.1. Общая информация о представляемом проекте.
1.2. Цели, задачи и основная идея проекта, обоснование его значимости для развития системы образования в Забайкальском крае.
2. Программа реализации проекта.
2.1. Теоретико-методологическая основа проекта.
2.2. Этапы, содержание, формы, результаты работы по реализации проекта.
3. Условия организации работы по реализации проекта.
4. Предполагаемые результаты реализации проекта.
Основная идея проекта - идея мобилизации внутренних ресурсов педагогического коллектива на решение задач профессионального развития педагога, достижения нового качества образования. В основе проекта лежит использование акмеологического и деятельностного подходов для решения практических задач развития образовательного учреждения.
Акмеологический подход – базисная обобщающая акмеологическая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи. В акмеологии личность рассматривается в своем развивающемся, функционирующем состоянии как субъект деятельности, общения, что подразумевает, что личность проходит определенные стадии, на каждой из которых в личности возникают новые качества, дающие ей возможность перейти на новый уровень развития. Педагогическаяакмеология выявляет условия продвижения человека к вершинам педагогической деятельности и педагогического общения. Ее разработки призваны помочь педагогу в определении уровней профессионализма, востребованных в современном обществе, а также в построении индивидуальной программы профессионального развития.
Деятельностный подход – это подход, согласно которому личность проявляется и развивается в деятельности, результатом которой является не только ее продукт, но и сама личность. Отличительная особенность ФГОС нового поколения – его деятельностный характер. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, указывает реальные виды деятельности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. ФГОС нового поколения особую роль отводит учителю: он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Меняется характер педагогической деятельности, от педагогов требуется умение учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывным изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.
Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости.
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является совершенствование учительского корпуса. «Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего».
Актуализируются новые требования к профессиональному уровню педагога и педагогического коллектива как коллективного субъекта образовательной деятельности. Особую значимость приобретает разработка новых стратегий управления, способных оказать существенное влияние на повышение профессиональной активности учителей в процессе педагогической деятельности, обеспечивающих педагогу реализацию его потребностей в непрерывном профессионально-личностном росте, в творческой самореализации. Реализация инновационных подходов к развитию школы во многом зависит от активизации внутренних резервов педагогического коллектива, повышения уровня его профессионализма.
Для решения задач совершенствования учительского корпуса педагогическим коллективом МБОУ СОШ№40 г. Читы был разработан проект «Управление процессом профессионального развития педагогов общеобразовательной школы на основе акмеологического и деятельностного подходов».
Теоретико-методологическую основу проекта составляют:
• акмеологические идеи целостного развития человека в процессе его образования и профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Ю.А.Гагин, Н.В.Кузьмина, В.Н.Максимова, А.К.Маркова, Н.М.Полетаева, Е.И.Степанова и др.);
• современная теория социального управления, теории организации и менеджмента (В.А.Абчук, В.Г.Каменская, Ю.А.Конаржевский, B.С.Лазарев, Г.Р.Латфуллин, С.И.Самыгин, В.П.Симонов, C.В.Шекшня и др.);
• современная теория качества образования и системного управления качеством образования (Г.А.Бордовский, А.И.Жилина, В.Ю.Кричевский, В.М.Лизинский, В.И.Подобед, М.М.Поташник, А.П.Тряпицына, П.Н.Третьяков, Т.И.Шамова и др.);
• современные положения теории непрерывного образования взрослых (В.Г.Воронцова, В.В.Горшкова, А.А.Макареня, А.Е.Марон, В.Н.Скворцов и др.);
• современные положения теории управления инновационными системами и процессами (А.М.Моисеев, М.М.Поташник, И.И.Проданов, В.А.Сластёнин, Т.И.Шамова и др.).
Значимость проекта для региональной системы образования заключается в создании системы работы с педагогическим персоналом образовательного учреждения, соответствующей условиям современного этапа развития российской школы.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
1) обеспечение нового качества образования (условий, процессов и результатов);
2) акмеологизация системы управления: создание в школе акмеологической среды, среды стремления к успеху, к творчеству, к высоким результатам деятельности, к достижениям каждого, когда престижно качественно работать, соблюдая морально-правовые нормы взаимодействия.
Область применения и внедрения данной инновации:
методическая работа, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагога в свете современных требований.
Преимущества предлагаемой инновации по сравнению с известными:
система работы с педагогическим персоналом образовательного учреждения соответствует условиям современного этапа развития российской школы.
Сроки осуществления замысла инновации.
Срок реализации данного проекта данного проекта определен как период с 2012 - 2016 годы.
Этапы реализации проекта:
1. Диагностико-проектировочный (2012-2013 уч. год)
Цель: создание условий реализации данного проекта.
Содержание:
1) разработка нормативно-правовой базы эксперимента (положение об учителе-наставнике, положение об учителе-методисте, положение о статусе учителя, положение о стимулировании профессиональной деятельности педагогов и др.)
2) анализ образовательного и квалификационного уровня членов педагогического коллектива;
3)диагностическое обследование уровня готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности;
4) диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов с целью выявления проблемных «точек» и формирование проблемных групп педагогов;
6) составление программыиндивидуального профессионального развития педагогов на основе акмеологического и деятельностного подходов с учетом требований профессионального стандарта.
2. Внедренческий этап (2013-15 гг.)
Цель: повышение качества образования через повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников в соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности.
Содержание:
1) повышение квалификации педагогов (КПК, аттестация);
2) организовать внутрифирменное обучениечленов педагогического коллектива на основе акмеологического и деятельностного подходов с учетом профессионального стандарта;
3) участие педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня;
4) реализация индивидуальных программ профессионального развития педагогов;
5) формирование высокой степени мотивации педагога через моральное и материальное стимулирование профессиональной деятельности (доска почета, присвоение званий от школьного до российского уровня, обобщение опыта в СМИ, поощрения и др.);
6) разработка и внедрение в школе эффективного контракта;
7) формирование корпоративного стиля отношений;
8) расширение внешних связей педагогического коллектива;
9) обеспечение рабочего места учителя в соответствии с современными требованиями.
3. Результативно-оценочный этап (2015-2016 уч. год)
1) анализ результатов и эффективности реализации программы проекта;
2) обобщение опыта работы по инновационному образовательному проекту и представление его результатов в профессиональном сообществе города и региона.
Определенность перспектив продолжения работ, обоснованность необходимых для этого условий.
Педагогический коллектив:
Дальнейшее повышение уровня профессиональной компетентности учителя, развитие профессиональной деятельности. Развитие материально-технического оснащения рабочего места учителя. Участие педагогов в исследовательской деятельности. Повышение мотивации педагогов к инновационной деятельности. Работа в профильных классах.
Обучающиеся:
Разработка проектов, исследовательская деятельность учащихся, участие в предметных олимпиадах, конференциях, деятельность НОУ, профильное обучение.
Сформированность ресурсной базы
В школе имеются:
30 учебных кабинетов, в которых рабочее место учителя оснащено персональным компьютером, Интернетом, проектором;2 кабинета начальной школы по ФГОС; кабинет физики с полным комплектом оборудования, в том числе и интерактивная доска;
2 спортзала, танцевальный зал, стадион с искусственным покрытием;
мастерские и кабинет домоводства с полным оборудованием.
Наличие специалистов необходимого профессионального уровня
Коллектив педагогов насчитывает 53 человека, из них:
98% имеют высшее образование,
24,4% учителей высшей категории,
28,3% учителей имеют первую категорию.
Представление проекта на муниципальном, краевом и всероссийском уровне
Мероприятие Тема, содержание Сроки
VI сократовские педагогические чтения «Современные технологии повышения профессионального уровня педагога: проблемы и перспективы» Февраль 2012 г.
Забайкальский форум (край) «Инновационная практика управления реализацией национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» Декабрь 2012 г.
Форум (город) «Традиционная и инновационная практики управления образованием на муниципальном уровне» Январь
2014 г.
Краевая инновационная научно-образовательная сессия «Проектирование инновационной деятельности в образовании: от замысла к воплощению». Мастер-класс. Апрель
2014 г.
Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного детства: модели успешной социализации школьников» Март
2012 г.
Забайкальский форум «Инноватика в образовании» Декабрь 2014 г.
Всероссийский семинар-совещание
г. Красноярск «Региональные модели апробации и введения профессионального стандарта педагога» Декабрь 2014 г.