Статья Управление процессом формирования и развития навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы


Байбулова А.К.
учитель русского языка и литературы
КГУ «Школа-Лицей города Зыряновска»
Управление процессом формирования
и развития навыков исследовательской деятельности
на уроках русского языка и литературыШкола нового формата. В чём её особенность?
Современное общество диктует нам новые стандарты, новые требования к выпускнику. Наша задача прививать интерес ко всему новому, стремление к познанию неизвестного, т. е. через весь образовательный процесс красной нитью проходит задача воспитать человека, открытого всему новому, умеющего добывать информацию. И основной в этом направлении все-таки является исследовательская и проектная деятельность обучающихся, направленная на овладение школьниками учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач.В соответствии с новым стандартом выпускник основной школы должен любить свою Родину, знать русский язык, уважать общество, в котором он живет, ценить его традиции. В обучении ученик должен быть заинтересован в получении новых знаний, уметь применять эти знания на практике. Он должен выстраивать диалог с окружающими, уважать своего собеседника и его мнение, уметь правильно и логично выстраивать собственную речь.Но сегодня я хотела бы акцентировать внимание на развитии учащихся основной школы на примере таких предметов как русский язык и литература.
Для себя я выделяю следующие моменты в портрете выпускника. Если говорить о метапредметности, то она складывается из  набора УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Если рассмотреть подробно, то вот какими учебными действиями должен обладать наш ученик: ·коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная задача учителя русского языка научить ребенка правильно говорить, четко и аргументировано доказывать свою точку зрения, уметь выстраивать диалог с окружающими. Эти умения необходимы ученику в любой другой деятельности, будь то математика, химия, информатика и т.д.; ·познавательные универсальные учебные действия В данном направлении педагог должен научить ребенка работать с информацией любого вида (находить её, вычленять главное, выстраивать доказательства по выдвинутому тезису и уметь преподнести эту информацию; ·регулятивные универсальные учебные действия.
Важным в этом направлении является научить ребенка работать самостоятельно. И при всем этом ему должно быть комфортно в этой деятельности. Именно учитель-словесник должен научить школьника этим основным умениям, без которых ему не стать успешным ни по одному другому предмету. 
И исследовательская деятельность как нельзя лучше способствует развитию этих умений и навыков. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям. Развивают исследовательскую активность разные формы деятельности. Для этого открывает большие возможности самостоятельная работа. 
Начиная с 5-го класса, самостоятельная работа стимулирует продвижение учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. На уроках дети учатся работать с текстом, выделять главную мысль, составлять разного вида планы, сжимать текст, составлять схемы, таблицы, конспекты, писать различного вида изложения (сжатое, выборочное, полное), писать сочинения разных видов. Все это способствует приобретению навыков работы с текстом-первоисточником. Главная задача на этом этапе – развитие устных и письменных речевых способностей. Кроме этого на уроках развития речи большое внимание уделяется совершенствованию связной речи. Ребята учатся слышать собеседника, выстраивать свою речь.
А в основу урока литературы, на мой взгляд, должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, которая помогает личностному восприятию литературы, когда ученик видит в чтении  художественного произведения не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний. Я применяю такие методы активизации познавательной деятельности учащихся:  1. Это работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема семьи и дома, тема метели и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам. 2. Важным является разнообразие форм уроков: это и творческие проекты, и литературно-музыкальные композиции, и уроки дискуссии и т.д. 3. Очень часто ребята становятся помощниками учителя, они готовят выступления на уроках по заранее заданной теме: биография поэта, вопросы по анализу произведения, по истории создания произведения.4. Не остаются без внимания и творческие работы – сочинения разных видов, рефераты по изучаемому материалу.Таким образом, у детей вырабатываются первичные исследовательские навыки.
Но основная исследовательская деятельность организована во внеурочное время. В течение учебного процесса ведётся работа над научно-исследовательским проектом, имеющая свои этапы, виды работ. Выполнение такой работы требует от ученика проявления элементарных исследовательских умений, самостоятельного ведения поиска и определения пути решения поставленной перед ним задачи, умения выстраивать взаимоотношения с учащимися и педагогами, развития способности к анализу. И всё это для ребёнка не так просто.Итогом такой работы является призовые места в районе и области.
Таким образом, исследовательская деятельность в работе учащихся позволяет им на практике использовать полученные на уроках знания, работать с различными текстами, у детей вырабатываются навыки публичных выступлений, умение слушать собеседника, оппонировать. Они видят и ценят прошлое своей Родины, учатся быть толерантными. Ребята становятся более раскованными, уверенными в себе. Т.е. мы с вами возвратились к тому, с чего начали – к портрету выпускника, которого мы должны выпустить из школы! А это и есть доказательство того, что мы работаем в правильном направлении.