Рабочая программа по математике 3 класс 8 вид надомное обучение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы
протокол № от 29. 082013
Утверждена приказом
МБОУ Мучкапской СОШ

Директор школы:
_________________/Л.Н.Мишина/
Рабочая программа учебного предмета
«Математика»
для 3 класса (занятия на дому, 8 вид)
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Носова Е.В.
2013 год
Пояснительная записка

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями. Так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием – материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Содержание программы
3 класс (68 ч)
Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60+7; 60+17; 61+7; 61+27; 61+9; 61+29; 92+8; 61+39 и соответствующие случаи вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Таблица умножения числа 2.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Соотношение: 1 р.=100 к.
Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м=10 дм, 1 м=100 см.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).
Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. =30 или 31 сут., 1 год =12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.
Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.
Многоугольник. Вершины, углы, стороны.
Учебно – тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем Кол – во часов
1 Нумерация (повторение) 4
2 Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение) 14
3 Умножение и деление 13
4 Сотня 37
68
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Учащиеся должны уметь:
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
определять время по часам (время прошедшее, будущее);
находить точку пересечения линий;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Примечания.
Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.
Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.
Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление.
Список литературы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: М.Н. Перова - М.: «Просвещение», 2008.
2. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: В.В. Эк - М: «Просвещение», 2006г.
3. Развитие мышления на уроках в начальных классах. Автор: С.Н. Гончарова - Москва: «Астрель», 2004.
4. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение. Автор-составитель: А.А. Шабанова - Волгоград: «Учитель», 2007.
5. Гимнастика для ума. Автор: Л.И. Никольская, Л.И.Тигранова - М: «Экзамен», 2007.
6. Математика. Итоговые и тематические контрольные работы и тесты. Автор: Г.Н. Шевченко - Волгоград: «Учитель», 2005.

Календарно-тематическое планирование

№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов Дата по плану Фактическая дата Вид контроля
1 Нумерация (повторение)
Нумерация чисел в пределах 20 1 2 Сравнение чисел
Предыдущее, последующее число 1 1 4 Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы 1 5 Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение)
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Меры времени 1 6 Сложение и вычитание именованных чисел . Решение простых арифметических задач 1 7 Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах. 1 8 Сложение и вычитание без перехода через десяток. Угол, элементы угла 1 9 Решение простых арифметических задач 1 10 Контрольная работа 1 11 Прибавление числа 9, 8,7 1 12 Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2 1 13 Таблица сложения однозначных чисел. Мера ёмкости – 1л. Мера массы – 1кг 1 14 Вычитание числа 9, 8, 7 1 15 Вычитание числа 6, 5, 4, 3, 2 1 16 Решение задач с именованными числами 1 17 Контрольная работа за 1 четверть 1 18 Работа над ошибками. Виды углов. Черчение прямого угла 1 19 Умножение и деление
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения 1 20 Название компонентов и результата умножения в речи учителя 1 21 Таблица умножения числа 2 1 22 Деление на равные части Таблица деления на 2. 1 23 Таблица умножения числа 3 1 24 Таблица деления на 3. Проверочная работа 1 25 Таблица умножения числа 4 1 26 Таблица деления на 4 1 27 Таблицы умножения чисел 5 и 6 1 28-29 Таблицы деления чисел 5 и 6. 1 30 Таблицы умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на числа 2, 3, 4, 5, 6 1 31 Проверочная работа 1 32 Сотня
Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков 1 33 Сложение и вычитание круглых десятков. Единица длины – метр. 1 34 Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц.
Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел 1 35 Сложение и вычитание круглых двузначных и однозначных чисел 1 36 Контрольная работа 1 37 Вычитание 1 из круглого десятка Вычитание круглых десятков из двузначных чисел. 1 38 Сложение и вычитание круглых десятков и двузначных чисел 1 39 Чётные и нечетные числа 1 40 Проверочная работа по теме «Нумерация» 1 41 Меры длины, времени. Окружность, Построение окружности с помощью циркуля круг. 1 42 Проверочная работа по пройденной теме 1 43 Составные арифметические задачи в два действия 1 44 Решение задач 1 45 Сложение и вычитание без перехода через десяток. Составные арифметические задачи в два действия 1 46 Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью 1 47 Сложение и вычитание именованных чисел. та 1 48 Порядок действий в выражениях со скобками. Решение составных задач 1 97 Сложение двузначных чисел без перехода через десяток вида 42+25 1 49 Вычитание двузначных чисел без перехода через десяток вида 58-27, 48-38 1 50 Решение задач. Сравнение выражений, двузначнных чисел 1 51 Сложение вида 38+2, 38+42 1 52 Контрольная работа 1 53 Вычитание вида 40-6, 90-37 1 54 Вычитание вида 100-7, 100-67 1 55 Числа, полученные при счёте и измерении 1 56 Единицы измерения стоимости, длины, времени 1 57 Проверочная работа по теме «Нумерация» 1 58 Деление на равные части 1 59 Деление по содержанию. Деление на 2 равные части, деление по 2 1 60 Деление на 3 равные части, деление по 3 1 61 Деление на 4 равные части, деление по 4 1 62 -63 Решение задач 1 63 Решение задач 2 64 Составление и решение задач 1 65 Итоговая комбинированная контрольная работа за год 1 66 Работа над ошибками 1 67-68 Повторение 2 ИТОГО 68 СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания МО
учителей начальных классов.
от 29.08.2013 г. №1
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ______________ Л.В.Полтинина

Норма оценок
Проверка ЗУН учащихся по математике
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их
индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- даёт правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
- умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
- умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
- правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
- правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образцы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
при незначительной помощи учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится ученику, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формирует правила, может их применять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или учащихся, или пользованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов её выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Оценка «1» ставится ученику, если он:
обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям
Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используют нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение учащимися требовалось во втором полугодие:
1 класс – 25-35 минут;
2-3 классах – 25-40 минут;
4-9 классах – 35-40 минут
Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть её проверить.
В комбинированную контрольную могут быть включены:
- 1-3 простые задачи, или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать:
-неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса, ответа задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (название компонентов и результатов действий, величин и т.д.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится ученику, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена основная часть или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к решению задач, не выполнил других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматриваются решение задач:
Оценка «5» ставится ученику, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых.
Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием
(решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т.д., задач на измерение и построение и др.):
Оценка «5» ставится ученику, если все задачи выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если допущены 1- 2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выролнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи, на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
Оценка «1» ставится, если ученик не решены задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные геометрические фигуры.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся
За учебную четверть (кроме первой четверти 1 класса) и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат:
- результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.