Организация дистанционного обучения через виртуальный кабинет


Доклад
Организация дистанционного обучения с помощью виртуальный кабинет преподавателя
Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, происходящие в России, требуют иных подходов, методов и технологий, и особенно в такой важной сфере, как образование. В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. На сегодняшний день дистанционное обучение наиболее быстро и динамично развивающаяся область образования, позволяющая создавать новые модели и формы организации образовательного процесса.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Необходимость создания виртуального кабинета (далее-ВК) по дисциплине «Математика» в нашем техникуме возникла в процессе работы со студентами, имеющими сложности с личным посещением занятий (ограниченные возможности здоровья, молодые мамы, работающие студенты и т.п.), а также необходимость отработать пропущенное занятие в удобное для студента время. Использования виртуального кабинета в образовательном процессе способствует решению проблемы повышения качества образования вследствие повышения самостоятельной активности студентов при изучении предмета и мотивации получении знаний для дальнейшей сдачи экзамена.
Целью моей работы стала создание виртуальный кабинет по дисциплине «Математика», обеспечивающего:
возможность дистанционного обучения.
ускорения и упрощение процесса обучения студентов;
доступность к учебным материалам дисциплины
возможность выявление наиболее оптимального прогнозирования результатов обучения;
дифференцированный индивидуальный подход;
возможность анализа, самоанализа, выявления пробелов в знаниях и коррекции процесса обучения фактически в любой момент учебного года.
Для реализации поставленной цели мною была выбрана бесплатная система управления и создания сайта на платформе ucoz. Программа и разработанные к ней занятия на платформе ucoz, создают условия для индивидуализированного подхода к студенту – обучающийся сам выбирает время занятий, уровень сложности, развивает в себе самоконтроль, что в свою очередь создает благоприятную атмосферу в процессе обучения. У педагога остается возможность диагностировать и фиксировать успешность студента.
Виртуальный кабинет математики - это электронные страницы размещенные в сети Интернет, в которых может содержаться разнообразная информация по дисциплине, необходимая учащимся для образования, самообразования, выявления пробелов знаний и своевременной их коррекции. Каждый студент, имея доступ к компьютеру, может самостоятельно повторить пройденный материал, подготовиться к зачету или контрольной работе, рассмотреть алгоритм или образец решения задачи, при этом выбрать подходящий ему темп усвоения, время.
 В современном понимании виртуальный кабинет представляет собой сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебно-воспитательный процесс при изучении дисциплины «Математика».
Являясь администратором сайта дистанционного обучения и имея доступ к панели управления сайтом, я создала и настроила «каркас» виртуального кабинета. Как и в любом курсе при изучении дисциплины в нем присутствует и теоретическая и практическая часть с методическими рекомендациями по их выполнению. Кроме этого, представлены варианты заданий промежуточного и итогового контроля знаний по темам (тестовые задания, контрольные работы, вопросы для подготовки к зачету, варианты зачетных работ), учебники для самостоятельной работы. ВК имеет четкую структуру, дающую студенту возможность самостоятельно изучать данную дисциплину и своевременно получать необходимую консультацию у преподавателя. Связь между разделами сайта виртуального кабинета осуществляется по гиперссылкам и управляющим кнопкам.
Виртуальный кабинет по дисциплине «Математика» имеет следующую структуру:
1.Главная страница виртуального кабинета. Здесь размещается информация о виртуальном кабинете: цели, задачи, а также последние новости для студентов.
2. Учебно-планирующая документация
-общие сведения о дисциплине «Математика»;
-сроки изучения данной дисциплины;
-график прохождения тем и разделов по дисциплине «Математика»;
-формы и время отчетности;
-график проведения практических и контрольных занятий;
-график консультаций.
-рабочие программы
-календарно – тематические планирования
Студент может скачать себе на компьютер и ознакомиться со сроками, домашними заданиями и списком литературы.
3. Курс лекций. Содержание теоретического курса было строго подобрано, с учетом рабочей программы дисциплины. Каждая лекция изложена доступным, понятным для восприятия и понимания студентом определенной темы учебной дисциплины, а также приведены примеры с решениями. Путем гиперссылок сделан удобный переход между лекциями и обязательными заданиями. Студент, выбрав одну из тем путем нажатия на название лекции переход на страницу с ее материалами. Хочу отметить, что при разработке каждой лекции следует четко сформулировать цели и задачи, так как она по сути является планом урока.
4.Практические работы. Содержит блок заданий с методическими рекомендациями по их выполнению, который выполняется после изучения теоретического материала и домашней работы. Студент с помощью ссылки на определенную практическую работу скачивает ее на свой компьютер, после выполнения высылает оценочный лист и отсканированное решение преподавателю по электронной почте или на форум по заданному разделу.
5.Задания для самостоятельной работы студентов. Это задания получаемые после изучения лекции они расположены на самом сайте виртуального кабинета и включают в себя вопросы и примеры для закрепления. Принцип проверки выполнения домашней работы такой же, как и в практических работах.
Дистанционное обучение ориентировано на повышенные требования к системе контроля, который при этом имеет свою специфику. Контроль, как и в традиционном учебном процессе, несет проверочную, обучающую, воспитательную, организационную функции и может быть входным, текущим, периодическим, итоговым. Особенностью ДО является входной контроль. С его помощью решаются следующие задачи: оценка знаний и мотивов обучения поступающих; анализ и оценка уровня развитости его профессиональных качеств и способностей; выбор эффективных средств и методов обучения для максимальной индивидуализации процесса обучения
6. Контроль знаний:
- тестовые задания- это тесты, созданные преподавателем в самом виртуальном кабинете, с помощью специального модуля платформы ucoz (см. инструкция по созданию ВК) по определённой теме дисциплины. Студент при открытии пункта меню Тест видит все доступные для прохождения тестовые задания. Перед началом выполнения студент должен прочитать внимательно инструкцию. По окончанию тестирования он увидит свой результат и оценку. Все результаты студентов после прохождения теста преподавателю придут на адрес электронной почты. В виртуальном кабинете представлена реализация нескольких подходов к организации работы систем тестирования. Так, для самоконтроля и текущего контроля используются контролирующие программы, интегрированные в основной теоретический и практический материал и доступные обучаемому в любое удобное время. В этом случае интеграция обеспечивает реализацию индивидуальной образовательной траектории в зависимости от результатов текущего контроля качества обучения.
- контрольные работы разделены на промежуточные и текущие.
Текущие контрольные работы студент выполняет после прохождения каждой темы, при этом может использовать курс лекций или дополнительный файл с методическими рекомендациями. К каждой контрольной работе прилагается лист оценивания, в которой студент должен вписать получившиеся ответы на задания и отослать преподавателю (тетрадь с записями студент должен будет предоставить в течении недели при личном посещении)
К промежуточным контрольным относятся примерные задания для сдачи зачета по дисциплине. Студент не отсылает их преподавателю, а выполняет самостоятельно, при этом у него есть возможность консультации с преподавателем по решению определенных заданий.
-критерии оценивания.
7.Библиотека В данной разделе студент может найти пособия, справочные материалы, основную литературу по изучению предмета, при этом чтобы получить доступ к ним студент должен быть зарегистрирован электронной библиотеки, а также имеются ссылки на электронные энциклопедии.
8.Форум и чат служит для общения и консультации студентов с преподавателем или другими студентами по любому разделу дисциплины, для этого он выбирает раздел и тему, по которой ему требуется консультация. Также у него есть возможность создавать свои темы для обсуждения и настроить доступ к ним.
После создание сайта мной был настроен режим доступа для пользователей, то есть студенты были разделены на группы по специальностям - это позволило организовать работы в группах и распределить задания для индивидуального выполнения.
Прежде чем студент начать работу в виртуальном кабинете, ему нужно будет зарегистрироваться, после этого преподаватель определяет его в группу пользователей определенной специальности и тогда он получить доступ ко всем материалы и задания, предусмотренные данной дисциплиной по его курсу.
В процессе проведения обучения в дистанционном режиме также мною используются:
электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников  на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений;  просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения),  принимая, таким образом, участие в дискуссии); (по средствам Skype)
Создание ВК позволило сгруппировать в единую информационную систему всех учебно-методических материалов и авторских наработок по данной дисциплине. Внедрение в учебный процесс виртуального кабинета способствует переходу к качественно новому этапу (в том числе и дистанционному), увеличению роли самостоятельной работы студентов и повышению качества обучения студентов.
Основными достоинствами созданного виртуального кабинета являются:
доступность и простота использования;
дистанционность;
невысокие требования к ресурсам компьютера;
независимость от платформы ЭВМ;
не требуется специальных программных продуктов для работы с виртуальным кабинетом;
возможность редактирования и добавления учебного материала;
возможность общения студента и преподавателям с помощью Интернет-сайт;
возможность создания виртуального кабинета по всем дисциплинам.
Виртуальный кабинет был внедрен в обучение студентов 1 курса с I полугодия 2016-2017 учебного года. На данный момент, если провести предварительный анализ работы со студентами прошлого года, где виртуальный кабинет не применялся и два месяца работы ВК, можно сказать про увеличение активности студентов при изучении дисциплины, заинтересованности в получении знаний и своевременности сдачи заданий преподавателю.
Таким образом, внедрение виртуального кабинета в учебный процесс способствует повышению эффективность обучения и качества подготовки студентов. Дистанционная и самостоятельная работа студентов в виртуальном кабинете способствует формированию как общих, так и профессиональных компетенций. Виртуализация образовательных сред предоставляет широкие, не осознаваемые в полной мере возможности для образования. Научно обоснованное использование элементов технологической системы виртуального дистанционного обучения может привести к улучшению, а возможно, даже к становлению принципиально новой системы образования.