Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование.


Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Готовность педагогов к изменениям, диктуемым современной ситуацией развития психолого-педагогических наук и в целом общества, социальным заказом государства - одно из важных условий, полноценной реализации концептуальных положений развития системы образования РФ на современном этапе.
Профессиональная компетентность педагога определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого–педагогическом процессе ситуациями.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
образовательной;
учебно–методической;
социально–педагогической.
Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно-методическая деятельность педагога предполагает следующие критерии компетентности: планирование образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей. Компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Социально – педагогическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- повышение квалификации: в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях и т.д.;
работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Одним из наиболее эффективных способов повышения педагогического мастерства педагогов является самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию. Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной  подготовки.

Формы самообразования педагогов
Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
 Коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе образовательного учреждения.
Самостоятельная работа по самообразованию позволит  педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал.
А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет. Педагог должен в течение этого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Темы для самообразования выбираются педагогом самостоятельно. Они должны быть связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
На основании выбранной темы педагог  разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой  проблемой.
В плане указываются:
название темы,
цель,
задачи,
предполагаемый результат,
формы самообразования,
этапы работы,
сроки выполнения каждого этапа,
действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой,
способ демонстрации результата проделанной работы,
форма отчета по проделанной работе.
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации, апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.
4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, мастер-классы для коллег.
5 этап – обобщающий, на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.
Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия.
Научно-техническое развитие современного общества требует от педагога освоения новых информационных технологий. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладеть информационной компетентностью. Только самообразование может позволить каждому педагогу оставаться актуальным в современных условиях.
Появление сети Интернет обеспечило педагогов множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Сегодня существуют множество форм и способов, повышать свою компетентность и квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например: дистанционные курсы для педагогов, мастер-классы;
дистанционные конференции (семинары);
дистанционные конкурсы;
дистанционные олимпиады;
педагогические форумы и многое другое.
Еще одной новой формой организации самообразования педагогов являются сетевые педагогические сообщества.
Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Целью сетевого сообщества является:
создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
организация общения на профессиональные темы;
обмен опытом;
распространение успешных педагогических практик;
поддержка новых образовательных инициатив.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Участие в сетевых сообществах предполагает обмен опытом и существующими наработками, а также обсуждение актуальных методических вопросов и многое другое. Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными вопросами, проблемами.
В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности: дистанционное обучение в рамках сообщества; обучающий семинар виртуальная конференция конкурс проект акция виртуальная вечеринка "Мастерская", или мастер-класс опрос обсуждение в чате фестиваль проектов телеконференция проектировочный семинар создание веб-страниц и т.д.
Участие в работе сетевых педагогических сообществ - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.
Система работы по самообразованию ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, позволяет учитывать коллективный опыт, наработанный не одним поколением педагогов, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества. Обладающий  высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Анкета для педагога.Ф.И.О.педагога_________________________________________________________________________
Стаж педагогической работы:_____________________________________________________________
Категория:_____________________________________________________________________________
Дата последней аттестации:_______________________________________________________________
Дата предполагаемой аттестации:
_______________________________________________________________________________________
Какие вопросы Вам хотелось бы рассмотреть на запланированных методических объединениях, заседаниях отдела в течение учебного года?
______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Каким опытом работы Вы можете поделиться с коллегами? - презентация опыта работы (укажите тему)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- мастер- класс (указать тематику) _________________________________________________________- показ открытого занятия (по какому разделу программы)____________________________________
_______________________________________________________________________________________Какие открытые занятия, хотелось бы Вам посмотреть и у какого педагога? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Нужен ли педагогу план самообразования? Почему? Обоснуйте свое мнение._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По какой теме самообразования Вы работали ранее?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какую тему по самообразованию Вы планируете изучать в новом учебном году? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие формы представления результатов самообразования для Вас более приемлемы? _____________
_______________________________________________________________________________________
Какие трудности Вы испытываете при работе над индивидуальной темой самообразования?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какая методическая помощь поможет Вам в вашей работе?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо!
Памятка для педагогов по самообразованию
Возможная проблема Пути решения
1. Не могу определиться с темой самообразования Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы тему, которая является для вас главной и изучение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
Подбор литературы:
Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.
Включите современные взгляды на проблему.
Используйте опыт работы педагогов других образовательных учреждений.
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. Ответьте на вопросы:
Какие основные идеи изложены в методической литературе?
Что мне известно по данной теме?
Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми?