Западноевропейская музыка XIX века


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №8
Реферат
на тему: «Западноевропейская музыка 19 века»
Разработала
преподаватель фортепианного отделения
Лучкова Светлана Николаевна
Ульяновск
2016
Содержание
Введение
1. Музыка эпохи романтизма
2.Композиторы-романтики
Заключение
Список литературы
Введение
Музыка периода романтизма - это период в истории европейской музыки, охватывающий период условно 1800-1910 годы. Романтизм пришёл на смену классицизму. Предшественниками романтизма были Людвиг ван Бетховен в австро-немецкой музыке и Луиджи Керубини во Франции.
1. Музыка эпохи романтизма
Музыка романтизма – это явление огромной значимости и блистательных результатов. Свободолюбие, мятежность, страстные порывы к активному действию и одновременно переменчивость состояний одухотворённой души – всё это стало достоянием романтического искусства 19 века. Признавая уникальную способность музыки «моделировать эмоции», романтики-музыканты называли искусство звуков «идеальным». Крылатыми стали слова Гейне: «Музыка начинается там, где кончаются слова». Музыка 19 века имела множество ответвлений и национальных школ, но оставалась единой в главном - в стремлении запечатлеть внутренний мир человека, передать порывы его души.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между бездуховной действительностью и мечтой. Романтики считали, что чувства преобладают над разумом. В силу того, что музыка может наиболее полно выразить движения души, в эпоху романтизма она заняла ведущее место среди всех видов искусств. Интерес композиторов – романтиков к разнообразным эмоциональным состояниям, нюансам чувств и переживаний способствовал обновлению музыкального языка. Более красочными стали тембры и гармонии, изменилась мелодия. В ней часто слышны интонации поэтической речи и нет строгой завершённости, которая присуща темам венских классиков. Одиночество, проблема личности и её конфликт с окружающей действительностью - вот основные темы романтической музыки, которые часто приобретают автобиографический характер. Внимание к чувствам приводит к смене жанров, и господствующее положение приобретает лирика. С темой лирической исповеди часто переплетается тема природы в её многообразии и величии. Композиторы-романтики при помощи необычных оркестровых и гармонических красок научились передавать сказочно-фантастические образы. Для музыкального романтизма характерен интерес к народному творчеству. Обращаясь к национальному фольклору - песням, балладам, эпосу, опираясь на интонации и ритмы народной музыки, композиторы-романтики преобразили и обогатили музыкальную культуру.
Романтики стремились к большей конкретности музыкальных идей, более тесно связанной с образами литературы и других видов искусств. Это привело к созданию программных произведений. Программность нашла отражение в подзаголовках, в создании композиторами литературных сценариев произведений, которые были порой необходимы для пояснения необычных романтических образов. Романтики разработали новый жанр- симфоническую поэму. Интонационной основой музыки романтиков становятся глубоко лирические песенные интонации, которые проникают в симфоническую и фортепианную музыку. Впервые в истории музыкального творчества народные танцы – полонез, краковяк, мазурка в творчестве романтиков, соединяясь с интонациями народных песен, становятся основой музыкальных произведений. Появляются такие музыкальные жанры, как музыкальный момент, песня без слов, экспромт, ноктюрн. Новые музыкальные жанры, сформированные стремлением к синтезу искусств, опирающиеся на теснейшую связь с литературой – баллада, поэма, листок из альбома.
2.Композиторы-романтики
Принципы романтизма утверждали композиторы разных стран. Это К.В.Вебер, Г.Берлиоз, Ф.Мендельсон, Р.Шуман, Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Ф.Лист, Р.Вагнер. Дж.Верди. Основоположником романтической музыки считается австрийский композитор Франс Шуберт (1797-1828). Искусство немецкого романтика Роберта Шумана (1810-1856) пронизано бунтарским духом, созвучным настроению свободолюбивой поэзии Гейне. Самые значительные произведения Шумана написаны для фортепиано. Последний немецкий крупный романтик Рихард Вагнер (1813-1883), он был великим реформатором музыкального театра, создателем музыкальной драмы нового типа. Вагнер – философ и публицист, автор утопической концепции взаимосвязи искусства и социальной революции, выдвинувший идею синтеза искусств, как средства воспитания человека.
Колыбель оперного жанра Италия, подарила мировой культуре великолепную романтическую оперу, история которой связана с именами Россини, Беллини, Доницетти и Верди. В эпоху, когда многие романтики воспевали скорбные состояния души и мрачную фантастику, Россини создавал сочинения, искрящиеся радостью, беззаботностью, молодым задором. Дж. Верди - редкий пример уникального композиторского долголетия. На протяжении почти шести десятков лет он сочинял музыку, создав 26 опер, сохраняющихся в репертуаре театров мира по сей день.
Во Франции романтическая музыка рождалась в сложных условиях. Несмотря на Наполеоновские войны и революционные потрясения, Париж оставался центром развития художественной культуры Европы. Здесь в разные годы работали Россини, Вагнер, Шопен, Паганини, Лист. Французская композиторская школа стала явлением интернациональным, где собственно французское уступило место общеевропейскому. Лучшие черты музыкального искусства представлены в опере, балете, симфонии и оперетте (Дж. Мейербер, Г. Берлиоз, Оффенбах, Гуно, Бизе).
Наряду с традиционно высокими достижениями музыкантов Германии, Италии, Франции, в 19 веке появились крупные композиторы в Восточной Европе. Фридерик Шопен(1810-1849) –тонкий романтический художник. посвятивший свою музу родной Польше. Он с двадцати лет проживал на чужбине и это усиливало его мечтательную тоску по Родине. История, литература и фольклор приобрели облик романтической грёзы, лишённой черт реальности. Томительная жажда освобождения Родины привнесли в музыку драматизм, который в сочетании с лирикой поэтичных мелодий создаёт с первых нот узнаваемый мир шопеновской музыки. Фортепиано идеально соответствовало лирической мечтательности, изяществу и отшлифованной красоте стиля Шопена.
Гордость венгерской национальной культуры Ференц Лист(1811-1886) рано покинул родину и бывал в Венгрии лишь наездами. Будучи близким французским и немецким традициям, в своём творчестве он часто обращался к венгерским образам. Фортепианное наследие Листа включает разные жанры: парафразы, транскрипции, виртуозные этюды, пьесы, сонаты. Его фортепианные произведения были программными. Лист привнёс симфоническую трактовку в фортепианную музыку.
Заключение
Главное завоевание романтической музыки проявилось в тонком и глубоком выражении внутреннего мира человека. В отличие от классиков, романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, сколько развёртывали бесконечное движение к цели, которая постоянно ускользала. Композиторы-романтики внесли вклад в развитие симфонического жанра, оперы, балета, фортепианной музыки. Среди композиторов второй половины 19 века – начала 20 века, в чьём творчестве продолжились романтические традиции, И. Брамс, А. Брукнер, Г.Малер, Р. Штраус, Э. Григ, Б. Сметана, А. Дворжак.
Список литературы
1. Музыка периода романтизма. ru.wikipedia.org.
2. Романтизм. Belcanto.ru.3. Музыка романтизма : какой она была. shkolazhizni.ru.
4. Музыка периода романтизма. dic.academic.ru.
5. Эпоха романтизма в музыке. www.muzzal.ru.
6.Романтический период классической музыки. www.olofmp3.ru.
7. Стиль в музыке. Романтизм - Введенская сторона. art.storona.ru.