Обобщение опыта по теме самообразования Проблемы запоминания новых лексических единиц на уроках иностранного языка в рамках ФГОС


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Отчет по самообразованию учителя иностранного языка первой квалификационной категории Морозовой Ирины АлександровныТема самообразования: Проблемы запоминания новых лексических единиц на уроках иностранного языка в рамках ФГОС«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» К. Д. УшинскийЦель работы - выявить проблемы запоминания новых лексических единиц и проанализировать эффективные методы и приемы семантизации лексических единиц для успешного запоминания иностранных слов учащимися на уроках иностранного языка. Задачи: проанализировать литературу по теме самообразования;выявить психологические особенности учащихся, влияющие на возможности запоминания лексических единиц;определить наиболее эффективные методы и приемы запоминания лексических единиц в рамках ФГОС;обобщить результаты исследования по проблеме применения эффективных методов и приемов на уроках иностранного языка.Срок работы: 2 года (с 2014 года) Планируемые результатыэффективное запоминание сложной, неструктурированной информации (тексты, даты, цифры, фамилии, названия, термины и т.п.);применение эффективных методов и приемов в учебном процессе для наилучшего запоминания лексических единиц учащимися;надежное хранение в памяти у школьников информации неограниченное время, возможность извлекать слова в нужное время;значительное увеличение персонального актива слов, фраз и фразовых клише иностранного языка;ликвидация барьеров, препятствующих запоминанию и воспроизведению лексических единиц;повышение работоспособности, мотивации, снижение утомляемости на уроках иностранного языка.Направления работы по реализации плана самообразованияобобщение собственного опыта педагогической деятельности;разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию темы самообразования;участие в системе методической работы объединения;обучение на курсах повышения квалификации, семинарах. Опыт работы с использованием эффективных методов и приемов запоминания иностранных слов и результаты Высокая подвижность и развитие методов в рамках ФГОС обогащают теорию и практику обучения иностранному языку новыми эффективными приёмами, позволяют в известной степени прогнозировать пути новых поисков, открытий, а значит и проблему запоминания лексических единиц на уроках иностранного языка, можно разрешить. Тогда я начала искать существующие проблемы запоминания лексики и, соответственно, способы решения данной проблемы. Проанализировав, проблемы запоминания новых слов пришла к выводу, что существуют следующие проблемы: не всегда учитываются возрастные особенности учащихся учителем; отсутствие смены деятельности (например: от учебного процесса к игре) на уроке влечет за собой ослабление внимания и мотивации; не учитываются индивидуальные особенности учащихся (низкая способность к произвольному запоминанию, недостаточно сформированная логическая память, неосознавание мнемонической задачи, невладение мнемонической деятельностью, неумение пользоваться приемами смыслового запоминания и т.д.) Таким образом, я пришла к выводу, что многое зависит от организации учителем самого учебного процесса, а значит в свою очередь необходимо применять интересные методы и приемы запоминания лексических единиц на уроке при этом учитывая, индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Способы, которые по моему мнению наиболее эффективны для запоминания лексических единиц Использование стихотворений и пословиц является эффективным средством активизации процесса запоминания иностранных слов, так как дает возможность учащимся учиться произносить, слово не только изолировано, но и в словосочетаниях, и в предложениях. У ребят формируется воображение и символическая функция сознания;Песни помогают закреплению языкового материала, совершенствованию фонетических навыков, расширению и запоминанию лексических единиц. Песни на уроке иностранного языка оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексического материала;Ассоциации способствуют остроте восприятия и запоминания, потому что они неожиданны и ярки. При наличии такой помощи дети справляются с задачей вспоминания слов гораздо легче и эффективней, чем при зубрежке;Метод физического реагирования (активности) на уроке способствует активному восприятию языка, так как новые слова изучаются в процессе игры или выполнения каких-либо действий требуемых физического реагирования;Применение современных педагогических технологий на уроке способствует эффективному запоминанию новых лексических единиц, а также способствует формированию у обучающихся исследовательских и коммуникативных компетентностей, креативных и организаторских способностей, мотивации к активной познавательной деятельности.  Распространение опыта В 2014-2015 учебном году выступала на педсовете с темой «Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках иностранного языка». В декабре 2015 года в рамках работы школьного методического объединения учителей иностранных языков выступала с темой «Проблемы запоминания новых лексических единиц на уроках иностранного языка». Приняла участие в работе секции «Формирование УУД обучающихся во внеклассных и внеурочных формах деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ООО» в январе 2016 года в МБОУ СОШ № 207.Приняла участие в вебинаре «Подготовка фонетической стороны речи». Опубликовала методические разработки по иностранному языку на сайте «Просвещение. Английский в фокусе». На своих уроках использую следующие методы и приемы для запоминания новой лексики: проблемный метод; игровые приемы; метод критического мышления, ассоциативный метод; метод физической активности; использование мнемонических приемов;