Мнемотехника запоминания. Развитие памяти у детей.


Мнемотехника запоминания.
Развитие памяти у детей.
Магомедэминова Мадина Н. 5курс
Психологического факультета
Научный руководитель
Шарбузова Х.А. к.п.н., доцент
Преподаватель Шуруха Т.А.
Аннотация: Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизводства того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. У дошкольников непроизвольный характер, им лучше запоминаются предметы, явления, события с которыми он вступает во взаимодействие.
С возрастом ребенок использует свой жизненный опыт, приобретенные навыки, знания, умения и т.д – это произвольный вид памяти.
Для улучшения памяти у детей необходимо воспитывать приемы запоминания и припоминания, основной запоминания являются логические, осмысленные связи, устанавливаемые внутри и между запоминаемым материалом, и чем – либо уже хорошо известным.
Дошкольное детство - пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности
 (Леонтьев, А.Н.).
В этой статье описаны способы развития памяти, мнемические приемы.
Abstract: memory is the process of recording, conservation and reproduction of what we see, hear, think, do, etc. In preschooler’s involuntary nature, they are best remembered objects, phenomena, events with which he interacts. With age, the child uses his life experiences, acquired skills, knowledge, abilities etc –it is an arbitrary kind of memory. To improve the memory in children we need to educate the techniques of memorizing and remembering, remembering the main are logical, meaningful linkages established within and between memorized material and something already well known. Preschool childhood is the time of life when the child is more open world of human activity (Leontief, A. N.).This article describes the ways of development of memory, mnemonic techniques.
Ключевые слова: мнемотехника, навыки запоминания, память, внимание.
Мнемотехника переводится (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) специальные приемы, для облегчения запоминания.
Развивать память — значит создать систему способов запоминания, и обработки запоминаемой информации.
Представляем вам способы запоминания (мнемические приемы):
1. Группировка; 8. Достраивание материала;
2. Классификация; 9. Структурирование;
3. Опорные пункты; 10. Систематизация;
4. Мнемический план; 11. Мнемотехники;
5. Ассоциация; 12. Перекодирование;
6. Аналогии; 13. Установление последовательностей.
7. Схематизация; Запоминание - это процесс запечатления и сохранения воспринятой информации. Степени проявления волевых усилий, они делятся на непроизвольные (непреднамеренное) и произвольные (преднамеренное)
Непроизвольные представления - представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.
Произвольные представления - представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека.
С.У. Рубинштейн, писал «Без памяти - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Мнемотехника развивает внимание, для создания ассоциаций между образами нужно быть внимательным и видеть образ с разных точек зрения. И сам процесс создания образов требует от человека концентрации.
Мнемотехника развивает образное мышление. При постоянном использовании образов для запоминания, через некоторое время и мышление станет образным, и ускорит процесс решения многих практических задач. Также мнемотехника развивает воображение и восприятие.
1. Внимание. Контроль своих мыслей и концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В дальнейшем человеку становится легче сосредоточиваться на делах и проблемах, и жизнь становится гораздо организованнее.
2. Мышление. Развитие памяти улучшает мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации, развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию. Разумеется, сама способность к запоминанию помогает мышлению.
И решение, каких либо проблем продвигаются быстрее.

3. Воображение способность сознания создавать образы, идеи, манипулировать ими и т.д. Воображение является основой наглядно-образного мышления и нацелено на будущее. Ассоциации, придумываемые мнемонистами, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты, приходится создавать что - то невероятное.
4.Восприятие. Под влиянием игровой и конструктивной деятельности у ребенка складываются сложные виды зрительного анализа , включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
Произведения малых форм художественной литературы используются для активации процессов произвольной памяти, в них учитываются такие средства: музыкальность, красочность образов, этическое содержание, что соответствует природе ребенка, его интересам, особенностям развития. 
Использование этой литературы идет в нескольких направлениях: совершенствуется их употребление в общении с другими людьми, речь становится основой перестройки психических процессов, мышления и развития процессов произвольной памяти, которое связано с познанием окружающего мира, развитием личности. 
К старшему дошкольному возрасту развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании нравственного смысла и содержания произведения литературы, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, у детей развивается понимание образной стороны речи.
Упражнения на развитие памяти
Тренировка логического и ассоциативного мышления
Ведущий называет детям пару слов или показывает карточки, на которых записаны эти слова. Между двумя фразами не должно быть логической связи. Примерами таких пар могут быть «ковер-цветок», «кровать-чай», и т.п. Ребенок представляет себе эти два предмета и рассказывает любые ассоциации, которые приходят ему на ум. Можно дать альбом и карандаши и предложить нарисовать придуманную историю.
Тренировка зрительной памяти
Потребуется 2 картинки: на одной должен быть изображен предмет, который хорошо знаком ребенку, а на другой – тот же объект, но с отсутствующими элементами. Сначала показывают первую картинку и предлагают хорошо запомнить, (на запоминание дается полминуты). Затем ребенку демонстрируют вторую картинку и предлагают назвать отличия от первого изображения.
Мнемические приемы:
1. Механическое запоминание
Есть вещи, которые проще всего запомнить механически, зубрежкой. К таким вещам относятся одиночные элементы информации, которые невозможно увязать в систему с другими, вам уже известными. Главное в зубрежке — повторение. Не надо вдумываться в смысл зазубриваемого. Надо повторять его как можно больше раз подряд вслух.
2. Улучшение запоминания при обычном чтении
Повторять информацию надо сразу после ее прочтения. Промежутки между повторениями нужно удлинять. Пропуски требуются для подсознательного, наиболее прочного, усвоения материала. Этот метод рассчитан на повторение информации, с которой вы уже знакомились на протяжении учебы.
3. Четырехступенчатый метод
Этот метод запоминания информации основан на повторении внутренним и устным проговариванием и пересказом прочитанного.Первый метод— оновные мысли. При первом чтении главы учебника нацельтесь на выделение основных мыслей текста.
Второй - внимательное чтение. Еще раз читаете главу, очень внимательно, выделяя подробности, которые можно привязать к основным мыслям. И мысленно повторяйте всю схему основных мыслей в их взаимосвязи.
Третий - обзор. Учебник не читаете, а просматриваете, в обратном направлении, от конца к началу. Проверяете и повторяете связь основных мыслей друг с другом и подробно, мысленно задавая себе вопросы об этих связях, тут же отвечаете на них и по тексту проверяете ответы.
Четвертый - доводка. По памяти повторяете весь материал, следуя от одной основной мысли к другой по усвоенной схеме, и припоминая связанные с соответствующей мыслью подробности. Повторять, нужно проговаривая про себя, или вслух.
Мнение учёных, психологов, педагогов таково, что тренировать мозг нужно с самого раннего возраста, в развитии интеллекта важен не объём знаний, а умение находить несколько вариантов решения задач, в этом и помогает мнемотехника!
Список литературы:
Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология -  Москва: Издательский центр: «Просвещение», 1999.
Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для вузов по спец. "Психология"– Москва, 2000.   
Мухина, В.С. Детская психология - Москва: Владос, 1997.
Немов, Р.С. Общие основы психологии - Москва: Издательский центр: «Просвещение»,1994.
 Эльконин, Д.Б. Детская психология – Москва: Издательский центр: «Академия», 2004.