Формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов критического мышления на уроках английского языка.


Формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов критического мышления на уроках английского языка. Старый Оскол Смолякова Марина Михайловна,учитель английского языкаМБОУ«Основная общеобразовательная школа № 22» Чему? Зачем?Как?Правильно?Хорошо?Можно лучше? Универсальные учебные действия Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Функции универсальных учебных действийОбеспечение возможостей самостоятельно осуществлять деятельность ученияСоздание условий для гармоничного развития личности и её самореализации Проблема:как сделать современного ученика социально мобильным на рынке труда;как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы, принимать продуманные решения;как вовлечь учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка. Технология критического мышления-разумное рассмотрение разнообразия подходов;способность ставить новые вопросы;анализирование информации;применение полученных результатов к стандартным и нестардартным ситуациямСпособ решения проблемы Методические приёмы формирующие критическое мышлениекластермозговой штурм«знаем /хотим узнать / узнали»учимся вместе5-“w” синквейн Example:The Games began in GreeceThe Games were very popularThe best athletes took part in themThe Games have been held in the capitals of different countriesThe Games are always a great festivalSCHOOLSubjectsUniformClassroomTeachersActivitiesSchool rules
rppt_wppt_y Example:We know1.The games began in Greece.2.The games were very popular.3.The games are always a great festival.We want to know1.More details about how the Games are held now.2.More about the history of the Olympic Games.Now I know how to1.The Games began more than 2 thousand years ago.2.The Games took place at Olympia.3.It became a tradition to stop wars during the Games.
rppt_wppt_y
rppt_wppt_y
rppt_wppt_y «Учимся вместе» (Learning Together)Возможности использования:При работе с текстом;При изучении грамматики. Приём - таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему?«5-W» — MethodЗаполняется на стадии осмысления по ходу работы с информациейWhoWhatWhenWhereWhyProfessorChallenger,ProfessorSummerlee,Reporter Edward Malone,Hunter Lord John RoxtonDuring the expe –dition theyencountered prehistoricanimalsAugust28 thThe AmazonRainforestIn South AmericaThey invented Time Machine
ppt_yppt_yppt_y Прием для стимулирования размышления после чтения текста1.Учащиеся находят отрывки, которые они считают интересными 2. Выписывают цитату на карточку, обязательно указав страницу3. На обратной стороне карточки учащийся пишет свой комментарий4. Затем цитата зачитывается перед классом, и учащиеся высказывают свои суждения5. В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать собственный комментарий. За ним последнее слово.оставьте за мной последнее слово Как это делатьНазвание (обычно существительное) ——————Описание (обычно прилагательное) ——————Действия ————————————————————Чувство (фраза) ————————————————Повторение сути ————————————————School\State, privatelearn, participate, attendA place where children learn /Go to be educated The process of learning/The time during your life when you go to school Результативность Учащиеся активно принимают участие в конкурсах по английскому языку на школьном уровне ("Фонетический конкурс", "Неделя английского языка в школе")Результативность Технология критического мышленияпроцесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информацииактивный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровняхсложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений Метод «Знаем/ хотим узнать/ узнали»Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаем /хотим узнать / узнали». Такая же таблица находится и на доске.В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку. Example:We knowThe symbols of Easter arepainted eggsspring cakespaskhaWe want to knowHow to paint and decorate eggsto bake springs cakesto make paskhaNow I know how to Paint and decorate eggsbake springs cakesmake paskha
rppt_wppt_y
rppt_wppt_y
rppt_wppt_y We knowFactories, cars cause air pollutionWe want to knowWhat else causesair pollution? Now I knowWe cause air pollution using cleaning products, dust, paint, insect sprays, cigarette smoke, steam from cooking
rppt_wppt_y
rppt_wppt_y
rppt_wppt_y «Учимся вместе» (Learning Together)Возможности использования:При работе с текстом;При изучении грамматики. Как это делать при работе с грамматическим материаломНапример, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: « Случаи употребления»/ «Указатели» / «Схемы».Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;Вторая — находит указатели, слова-помощники;Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. Ажурная пила (Jigsaw)Возможности использования:При работе с текстом;При изучении грамматики.Как это делать при работе с текстомУчащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников;Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал);Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе;Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией;По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов;Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, т.к. это отразится на общей итоговой оценке. Как это делать при работе с грамматическим материаломНапример, при изучении темы The Past Perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: « Случаи употребления»/ «Указатели» / «Схемы».Класс делится на три группы. Все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по «случаям употребления», «указателям», схемам».Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме. ЗигзагРебятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4, у каждого члена группы появляется свой номер.Учитель предлагает обратиться к материалу урока.Кратко обсуждается тема, ставится задача — разобраться в данном материале, каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом.Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые — за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и.д.Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим группами обучают других в группе Инсерт (INSERT)Этот приём работает на стадии осмысления содержания I —interactive интерактивная N —noting размечающая S —system система для E — effective эффективногоR —reading and чтения и T —thinking размышления Это маркировка текста значками по мере его чтения. « V» — уже знал «+» — новое «-» — думал иначе «?» — не понял, есть вопросы Во время чтения учащиеся делают на полях пометки; Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Приём - таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему?«5-W» — MethodЗаполняется на стадии осмысления по ходу работы с информациейWhoWhatWhenWhereWhyProfessorChallenger,ProfessorSummerlee,Reporter Edward Malone,Hunter Lord John RoxtonDuring the expe –dition theyencountered prehistoricanimalsAugust28 thThe AmazonRainforestIn South AmericaThey invented Time Machine
ppt_yppt_yppt_y Прием для стимулирования размышления после чтения текста1.Учащиеся находят отрывки, которые они считают интересными 2. Выписывают цитату на карточку, обязательно указав страницу3. На обратной стороне карточки учащийся пишет свой комментарий4. Затем цитата зачитывается перед классом, и учащиеся высказывают свои суждения5. В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать собственный комментарий. За ним последнее слово.оставьте за мной последнее слово DiamondПри характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём « Даймонд». В переводе с английского — бриллиант, алмаз. Важный момент в задании — встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта. Example: ——————————— The older generation Confident, reserved, knowing support, believe, give advice, hope try to understand, argue, conflict, problems in the contacts, pleasant contact, to have a row show off, express themselves, reject, love rebellious, shocking, eccentric The young generation ———————————Момент столкновенияРазные точки зрения Эвристический методМетоды обучения, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме. Example:Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather. Student: — I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can. Условие работыПри проведении таких форм работы, как "мозговой штурм", "инсерт", "чтение с остановками" обязательными условиями являются: Быть доброжелательным. Не критиковать. Соблюдать регламент высказывания идей. Принять и записать все идеи. Высказать свое мнение должен каждый. Технология критического мышлениясложный процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информацииактивный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровняхсложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений