Конспект урока по математике Путешествия по Республике Марий Эл(5 класс)


Урок по математике в 5 классе
Форма проведения: Математические путешествия по Республике Марий Эл.
Тема «Проценты».
Цели урока:
Обучающая: Закрепления практических умений и навыков вычисления процентов.
Развивающая: Развитие познавательного интереса к вычислению процентов.
Воспитательные: Расширение знаний о растениях нашего края, воспитание средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здоровом образе жизни.Выработка с помощью вычислений умений использования местных растений в питании человека.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование урока: компьютер, слайды, карточки-реценты с заданиями, фотографии растений, плакаты, таблицы о домашних цветах.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение учителя:
Человек живет природой – это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться на всю жизнь в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Ведущая роль в этом принадлежит растениям. Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют свежеприготовленные соки из овощей, фруктов и зелени растений. Особенно в весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно напитками из трав и плодов. Наши знания по математике для того, чтобы научиться получать то, что могут дать наши растения.
III. Устный счет: (с использованием слайдов)
Задание 1. Определите процентное содержание компонентов в каждом из данных витаминных сборов.
Слайд 1.
Сбор №1 Сбор №2
Шиповник (плоды) 50% Крапива обыкновенная (листья) 0,3
Малина (плоды) Х% Рябина обыкновенная (плоды) 0,7
Слайд 2.
Сбор №3 Сбор №4
Шиповник (плоды) 45% Шиповник (плоды) 1/4
Брусника
(плоды) 15% Малина (плоды) 1/4
Крапива
двудомная Х% Смородина
черная
(листья) 1/2
Слайд 3.
Сбор №5
Смородина
черная
(плоды) 10%
Крапива
двудомная Х%
Шиповник Х%
Морковь
посевная
(корень) Х%
Задание 2.
Эстафета по рядам: Определите процентное содержание каждого вида цветка в букете если в каждом букете по 100 цветков
Слайд 4.
1 букет
2 букет 3 букет
46 ромашек ? 43 первоцвета ? 37 тюльпанов ?
29 лютиков ? 38 одуванчиков ? 56 нарциссов ?
Васильки ? Полевые гвоздики ? Ирисы ?
Задание 3 (по рядам). Выразите обыкновенной дробью.
Слайд 5.
ряд ряд ряд
70% 30% 90%
26% 54% 27%
IV. Сообщения учащихся «Из истории исследования полезных растений Республики Марий Эл» (с иллюстрациями).
Тезисы сообщений.
Ученик 1: Первые записки о лекарственных растениях известны из письменных памятников шумерийцев, живущих на территории Ирака 460 лет до н.э. Философом и врачом Древней Греции Гиппократом (460 лет до н.э.) было написано 236 лекарственных растений, в том числе нашей Республике дуб, душица, чеснок и др. Широко применялись лекарственные растения в медицине Древней Индии, Китае, Тибете, Египте, Иране, Греции и Риме. Аптеки в то время были маленькими центрами, в них исследовалось действие лекарственного сырья. Первая такая аптека была открыта у нас в 1713 году. При таких аптеках были в Петербурге свои огороды.
Ученик 2: На территории Республики Марий Эл произрастает около тысячи видов растений, из которых по меньшей мере 350 являются полезными и свыше 100 применяются в медицине. Например, листья подорожника применяются как ранозаживляющее средство и из них готовят сок. У нас в большом количестве произрастает шиповник, майский ландыш, черника, брусника, клюква, земляника, исландский мох, калина, можжевельник, череда и др. Все они применяются в виде лекарственных средств.
Задание 4 (выполняют индивидуально). Вычислите процент от числа, используя ключ к ответу. Назовите первый город в полосе России, который является центром сбора лекарственных растений. (ответ: Тверь)
Слайд 6.
1 5% от 72
2 2% от 200
3 95% от 10
4 30% от 25
5 6% от 120
Ключ к ответу:
9,5 7,5 3,6 7,2 4
Е Р Т Ь В
V. Самостоятельная работа в группах.
Учитель: О важности правильного питания уже сто лет назад говорил мудрый врач Авицента (Ибн Синна). В настоящее время люди едят растительной пищи мало: овощей в три раза меньше нормы, фруктов в четыре раза. Вам предлагаются для анализа рецепты блюд из местных растений, которые можно приготовить ранней весной.
Организационный момент: Учащиеся объединяются в группы по 4 человека (две соседние парты). Группе дается один рецепт – карточка, все выполняют по одному заданию; задания в карточках 5 и 6 делают вместе; старший в группе проводит проверку (находит сумму всех ингредиентов и сверяет с числом из рецепта), проставляет в своей карточке ответы (против фамилии ученика, выполнявшего задание), свою оценку из группы за выполненную работу и сдает учителю.
Задание 5. Определить массу каждого компонента в рецепте (карточки 1-6)
Карточка 1 Карточка 2
Щи зеленые из осота огородного 400г. Салат из одуванчиков 200г.
Листья осота
Картофель
Репчатый лук
Сливочное масло
Сметана
50%
25%
12,5%
5%
7,5% Листья одуванчика
Зеленый лук
Петрушка
Растительное масло
(по желанию добавить яйцо) 50%
30%
12,5%
7,5%
Карточка 3 Карточка 4
Корневища рогоза, тушенный с картофелем 375г. Суп из листьев лопуха 640г.
Молодые корневища и побеги рогоза
Картофель
Укроп
Жир
Зеленый лук
56%
36%
2%
4%
2% Листья лопуха
Репчатый лук
Рис
Картофель 40%
15%
10%
30%
Карточка 5 Карточка 6
Запеканка из щавеля 2000г. Биточки из крапивы 340г.
Щавель
Сливочное масло
Пшеничная мука
Хлеб белый
Сыр твердый
80%
4,5%
1%
11,5%
3% Крапива
Пшеничная каша
Жир
Петрушка
34%
59%
5%
2%
Карточка 1 Карточка 2
Щи зеленые из осота огородного 400г. Салат из одуванчиков 200г.
Листья осота
Картофель
Репчатый лук
Сливочное масло
Сметана
200г.
100г.
50г.
20г.
30г.
Листья одуванчика
Зеленый лук
Петрушка
Растительное масло
(по желанию добавить яйцо) 100г.
60г.
25г.
15г.
Карточка 3 Карточка 4
Корневища рогоза, тушенный с картофелем 375г. Суп из листьев лопуха 640г.
Молодые корневища и побеги рогоза
Картофель
Укроп
Жир
Зеленый лук
210г.
135г.
7,5г.
15г.
7,5г. Листья лопуха
Репчатый лук
Рис
Картофель 256г.
96г.
64г.
192г.
Карточка 5 Карточка 6
Запеканка из щавеля 2000г. Биточки из крапивы 340г.
Щавель
Сливочное масло
Пшеничная мука
Хлеб белый
Сыр твердый
1600г.
90г.
20г.
230г.
60г. Крапива
Пшеничная каша
Жир
Петрушка
115,6г.
200,6г.
17г.
6,8г.
VI. Сообщения учащихся о растениях из рецептов.
Осот огородный (молочник, желтушник, зайчик, молочак, заячий салат).
Марийское название – шорперчан.
Однолетнее травяное растение с ветвистым стеблем высотой до одного метра. Молодые листья и стебли используют для приготовления салатов, супов и щей. Для удаления горечи их вымачивают в соленом растворе 20-30 минут. В некоторых районах нашей страны употребляют и корни осота. Вареными они напоминают топинамбур – зеленую грушу.
Щавель кислый.
Марийское название – шинчаланшудо, шапшуды.
Растение высотой 30-100 см. Листья сочные, кислые на вкус, содержат витамин С, щавелево-кислые соли, азотистые вещества. Используют щавель как сыром виде, так и для приготовления щей, супов, зеленых борщей, приправ к мясным блюдам, начинок для пирогов и пельменей.
Одуванчик лекарственный (зубник, пустодуй, молочай).
Марийское название – мамыкшудо, шоршудо.
Растет на лугах, полях и садах, около дорог. Цветет в апреле – мае. Листья одуванчика содержат витамины С и Е, каротин, соли фосфора, углеводы и др. полезные вещества. В пищу используют почти все растение. Из молодых листьев делают салаты и приправы к мясными рыбным блюдам, варят супы и щи, употребляют более старые как шпинат. Чтобы удалить горечь, их вымачивают в соленой воде 20-30 минут. Цветочные почки маринуют и заправляют солянки, винегреты, блюда из дичи. Из жареных корней готовят заменитель кофе.
Крапива двудомная (жалюга, струкучка).
Марийское название – нуж, почкалтыш.
Многолетнее растение с высотой до одного метра, с листьями, усаженными жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамин С, А, каротин, минеральные соли и органические кислоты, по питательности не уступают бобам и гороху. Используют для приготовления салатов, супов, щей, ботвиний, соусов и пюре. Молодые нежные соцветия заваривают в место чая.
Лопух паутинистый (дидовник, репейник).
Марийское название – лапшудо.
Многолетние растение высотой до 1,5 метра. Молодые листья и стебли содержат витамин С, эфирное масла и дубинные вещества. Используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, бульонов, ботвиньей. Корни лопуха употребляют в сыром, печеном и жареном виде как заменитель картофеля.
Рогоз широколистный (чакан, чернопалочник).
Марийское название – чаган, чаганшудо.
Многолетнее растение высотой до 2-х метров. Растет у водоемом и на заливных лугах. Народное название – «пухалки», его цветки собраны в черно-бурые бархатистые соцветия. Молодые побеги подают на стол, заправляя уксусом и другими специями, маринуют и сушат.
VII. Самостоятельная работа (эстафета по рядам).
Вы узнали много нового о пользе растений, которые растут на улице. А что вы знаете о домашних растениях и цветах? Есть ли от них какая-нибудь польза? Конечно, растения и цветы не только создают уют и украшают наши квартиры, но и очищают воздух.
Задание 6.
Выполните вычисления и вы узнаете, на сколько % снижается количество микробов в комнате от летучих фитонцидов комнатных растений.
Слайд 7.
№ Цветок Вопрос Ответ
1 Туя Какой процент составляет число 335 от 500? 67%
2 Хризантема Какой процент составляет число 33 от 50? 66%
3 Аспарагус Какой процент составляет число 1,9 от 5? 38%
4 Бегония или Герань Какой процент составляет число 0,86 от 2? 43%
VIII. Подведение итого урока.
IX. Домашнее задание.
Узнайте у бабушки или у родителей, какое блюдо они готовили или могут приготовить из растительного сырья нашего края. Составьте рецепт своего блюда.