Методическая разработка урока-путешествия для учащихся начальных классов


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Городская средняя общеобразовательная школа
г. Калязина
Методическая разработка
урока- путешествия для учащихся начальных классов по теме
«Откройте душу для добра»

(открытое занятие для родителей)
Порочкина Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов
МОУ ГСОШ г. Калязина
Тверской области
г. Калязин
2017 год
Открытое занятие  для родителей «Откройте душу для добра!»
Цели и задачи:
Развитие нравственного чувства сопереживания;
Развитие чувства ответственности за другого человека;
Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром в соответствии с нормами христианской морали;
Воспитание чувства благодарения;
Привитие любви к чтению, отработка навыков чтения.
Оборудование: плакаты «Родничок», «Речка», «Поляна любви и добра»; книги Б. Ганаго, музыкальная физминутка-презентация «Паровоз Букашка», песня «Песня о доброте». У детей: Сборник рассказов «Гнездышко ласточки», ножницы, клей, фломастеры, костюмы героев рассказов.
Ход занятия.
I Организационный момент.Мотивация.
Учитель читает: Откройте душу для добра!
Хотя б на миг приотворите…
Не ради звона серебра вы слово доброе скажите…
Победа в жизни так важна,
Но не над ближним, над собою.Душа воспрянет ото сна , и жизнь наполнится любовью.
Откройте душу для добра!
2.Игра «Нарисуй слова»
Дом, облако, баранка, руль, облако, топор, арбуз.
-Прочитай слово, которое сложится из первых букв ваших рисунков.
ДОБРОТА -А какую песню мы знаем про доброту? Песня о доброте (Исполнение песни)
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
ПРИПЕВ: Весной зашумит вода,
Зимой запоют ветра.
Давайте, Друзья, всегда
Друг другу желать Добра!
Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,
Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут Друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты ! II Определение темы занятия. –Так о чем пойдет разговор на нашем занятии?
Интервью.
Проводит ласточка. (Самое лучшее высказывание будет определено в «Ларчик мудрости»)
Вопрос ласточки: Что такое доброта в вашем понимании?
Передается микрофон . Дети отвечают. Выбирается лучшее определение.
Учитель. - А нужна ли нам доброта? На этот вопрос нам предстоит ответить.


III Основная часть занятия.
-Сегодня мы продолжим путешествие в поисках Поляны любви и добра. Превращаемся в пчелок и начинаем трудиться, как пчелки.
1. Встреча у родничка Путешествие пчелки началось у родничка. Только полетела, как неожиданно встретилась с бабочкой. - Что же мы видим? Инсценировка рассказа «Бабочка и пчела» Бабочка и пчела Нарядная бабочка встретила пчелу, нёсшую в улей мёд, и громко закричала: -Прочь с дороги, замарашка! Ты испачкаешь моё платье! Пчела смиренно уступила дорогу разодетой бабочке, хотя могла больно её ужалить. Так и человек: тот, кто истинно честен и трудолюбив, всегда скромен и уступчив.

-Найдите главные слова, которые нужно запомнить из этой истории? Дети отвечают: Так и человек: тот, кто истинно честен и трудолюбив, всегда скромен и уступчив. -Это высказывание определяем в «Ларчик мудрости» и всегда будем помнить об этом.
Вывод: Будь трудолюбивым, честным и уступчивым, тогда всегда найдутся люди, которые помогут тебе в трудную минуту.
Встреча с речкой.
А вот и речка! Только с ней недавно что-то случилось.
А что именно, узнаем, прочитав рассказ «Не надо выходить из себя»
Не надо выходить из себя
В лесу жила чистая, прозрачная речка. Весь свой лес поила прохладной водой. Но однажды проснулась она в плохом настроении. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол волну. Вскрикнула речка. «Что за глупые шутки?» — подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Это маленький лосенок пришел попить и упал в воду. Речка рассердилась, фыркнула и... вышла из себя. Сначала осторожно, на прибрежную траву. Потом закружилась во все стороны. Дальше растекается речка... И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок не нарочно упал в воду. Все понимает, а вернуться не может... Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет... Качается почти стоячая вода меж деревьев. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, вязкой трясиной стала чистая речная вода. Болото... Неверные кочки...Болото... А была речка. Добрая, веселая речка. Только вот из себя вышла... Не надо кричать... Тише, пожалуйста... Тише...

Работа детей со сборником рассказов «Гнездышко ласточки»
Вывод: Имей терпение! Не раздражайся по пустякам. Не надо выходить из себя! Танцевальная пауза «Паровоз Букашка»Путешествие на «Поляну Добра и Любви» -Паровозик доставит нас на лесную полянку, где трудятся пчелки с утра до вечера, собирая нектар. Людям добро несут. -А вот, что произошло с одной из пчелок на этой полянке. Инсценировка «Пчела и муха»

Пчела и муха
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму. Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась. Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
— Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии?
Муха насупилась:
— Не видела я здесь никаких лилий!
— Как? — воскликнула пчёлка.—Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
— Цветов я тут не видела,— пробурчала муха.— А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
— Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах! Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где — ирис, а где — гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие — на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.
- А ты на кого хочешь быть похожим?
-В жизни очень важно правильно выбрать себе друзей.
Правильно выбирай себе друзей
Спросил как-то комар муху:- Есть ли здесь в окрестности цветы?- Насчет цветов ничего не знаю, — ответила ему муха.
— А вот консервных банок, нечистот в канавах полным-полно. И муха начала перечислять комару все окрестные помойки, на которых ему непременно нужно побывать. Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу. -Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь помойки? — спросил он у нее. - Помойки? Нечистоты? Нет, нигде не видела, — удивилась пчела. - Зато здесь повсюду так много благоуханных цветов. И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились гиацинты. Вот почему так важно правильно выбирать себе друзей.
Вывод: правильно выбирай друзей. С кем поведешься, от того и наберешься. У каждого свой мир в этом мире.
Пожалеем муху и отправляемся гулять по «Поляне добра и любви»
-Слышите, ребята, кто-то вздохнул тяжело, горько.
Смотрите Незабудка! Что-то с ней случилось!
И поведал цветок свою историю.
Встреча с Незабудкой.

Незабудка (Притча о милосердии и любви)
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… Рос он, рос…И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Чтение детьми нового рассказа. Анализ его.
Вывод: надо бережно относиться к деревьям, цветам… Ведь они не могут защититься, убежать… Поэтому их особенно надо беречь. Господь создал их, чтобы мы учились ценить красоту вокруг себя, учились видеть, как прекрасен этот мир.
Новый рассказ вкладывается в сборник «Гнездышко ласточки»

5.Обобщение сказанного на занятии.
-Прочитайте, какими новыми мудрыми высказываниями пополнилась наша «Копилка эрудита» Дети зачитывают вслух: *Тот, кто истинно честен и трудолюбив, всегда скромен и уступчив. * Не надо выходить из себя. * Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие — на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное. У каждого свой мир. * Важно правильно выбирать друзей. * Познав, что такое боль, нельзя желать, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Учитель: Добрые сердца – это сады. Добрые мысли – это корни. Добрые слова – это цветы. Добрые дела – это плоды. Так заботьтесь о своем саде. Наполняйте его солнечным светом. И пусть всегда цветут в вашем саду цветы и созревают добрые плоды.»IV Включение новых знаний в систему знаний детей.Работа в группах.
-Придумайте ситуацию из жизни, где вы сможете применить полученные сегодня знания на практике.
А) Коллективное творческое дело.
Высказывания детей:
-Добросовестно учиться в школе и трудиться дома, как пчелка.
-Можно помочь товарищу и никому об этом не рассказывать.
-На переменке толкнули... Не злись, не выходи из себя.
- Весной зазеленеют деревья, зацветут цветы. Не ломать, не рвать без надобности. И т.д.
2. Практическая работа.
А) Вырезание бабочки. Раскрашивание.
Б)Запись на крылышках пожелания для себя «Мой план добрых дел.»
В) «Коллаж»

(Дети наклеили свои бабочки на «Поляну любви и добра»)

VI Рефлексия. «Бутон - Цветок»
-Что нового открыли для себя на занятии?
-Все ли понятно?
Сложите ладошки бутончиком. Кому все понравилось, кому понятен план своих дальнейших действий, покажите, что ваш бутончик раскрылся и превратился в цветок.
-А у кого еще есть сомнения, ваш бутончик покажите не раскрытым.
VII Домашнее задание.
-Найти дома рассказ о добром поведении детей. (Для нашего сборника рассказов)

На занятии вся работа велась по сборнику «Гнёздышко ласточки».
Данный сборник является пособием для детей по отработке техники чтения и привития любви к чтению православной литературы. Учитель подбирает рассказы, распечатывает и выдает листы детям . Каждый лист является карточкой для контроля домашнего чтения детей совместно с родителями. По рассказу, который имеется на листе, родители проверяют технику чтения у детей дома. В течении учебного года все листы с рассказами вкладываются в папку, образуя книгу для дополнительного чтения под названием «Гнёздышко ласточки». Инструкция по работе с данным сборником проводится на родительском собрании .