Формирование профессиональных компетенций как условие подготовки современных специалистов


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Возженникова Ф.Л.
ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»
Если сегодня приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования измеряется опытом решения таких задач. А значит, на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Это и становится одним из значимых ожидаемых результатов образования.
Примером демонстрации сформированных профессиональных компетенций будущих специалистов, стоящих на пороге выпуска в самостоятельную профессиональную деятельность, можно считать выполнение дипломной работы. Однако вряд ли в полной мере можно утверждать, что каждый выпускник на пути к дипломной работе проходит все этапы серьёзной научно-исследовательской работы.
В учебной практике обнаруживается факт, что исследовательская работа студентов является изолированным компонентом в общей системе подготовки специалиста - данный вид учебной деятельности зачастую носит нецеленаправленный и эпизодический характер и охвачена ею бывает не вся часть обучающихся. Кроме того, исследовательский компонент как обязательное условие познавательной деятельности по любой дисциплине зачастую отсутствует на занятиях.
Можно научить студента правильному оформлению библиографии, добиться соблюдения требований к структуре работы, но научить «за один присест» наблюдать и анализировать, упорядочивать и классифицировать полученную информацию, овладеть интегрированными знаниями для создания проектов; предлагать что-то созидательно-новое, проявлять инициативу и креативность, вряд ли возможно.
Вот почему ошибочно думать, что только на заключительном этапе обучения студентов должно произойти динамичное становление профессиональных компетенций: модель современного выпускника должна выстраиваться на всех этапах обучения. Для этого каждый преподаватель колледжа (независимо от того, преподавателем какой дисциплины он является) обязан помнить, что он обучает будущего специалиста, и поэтому во главу угла должен поставить задачу формирования необходимых компетенций в процессе освоения его дисциплины во всех видах урочной и внеурочной работы.
Уже с первых дней обучения (в процессе выполнении самых простых домашних заданий или подготовки конспекта, статьи) на занятиях по любой дисциплине у студентов должны формироваться компетенции:
-диагностическая и исследовательская: уметь ставить цели и задачи, видеть и уметь описать проблему, пути её разрешения, определять предмет, осуществлять анализ своей или чужой деятельности; уметь формулировать логический ход исследования, уметь наблюдать, экспериментировать, обрабатывать результаты, формулировать выводы, составлять библиографию;
-информационная: уметь воспринимать, собирать и отбирать информацию, систематизировать, структурировать, обобщать, оценивать и адаптировать;
-методическая: знать и применять основные методы работы в различных видах деятельности, программировать деятельность, моделировать ситуации, проектировать мероприятия, применять информационные технологии;
-креативная: обладать воображением, творческим мышлением в выборе методов и средств, способов самовыражения; уметь нестандартно мыслить, выбирать оригинальные методы и способы согласно идейной концепции; уметь вести самостоятельную творческую деятельность;
-организаторская и коммуникативная: уметь организовывать творческую деятельность; уметь устанавливать контакты, вести общение, строить взаимодействия, быть толерантным, владеть речевой культурой;-компетенция собственного самосовершенствования: владеть умениями самообразования, построения собственной стратегии профессионального роста, самостоятельной творческой деятельности; обладать устойчивым стремлением к профессиональным умениям самоконтроля и самореализации; владеть несколькими технологиями в рамках своей специальности, несколькими видами профессиональной деятельности в рамках профессии;
-социальная: иметь активную позицию в сфере профессиональной социальной деятельности, быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, уметь работать в творческой команде; быть готовым к конкурентоспособности через участие в конкурсах, фестивалях; овладевать нормами этического общения, правовыми нормами; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
управленческая: уметь проектировать, планировать и осуществлять профессиональную деятельность; пользоваться нормативными документами и знать их; уметь осуществлять контроль, анализировать и делать выводы.Логично, что каждая из этих компетенций проходит свой путь развития, на каждом последующем этапе она наполняется всё более глубоким содержанием, чем на предыдущем.
Подробное изучение требований к смысловому содержанию профессиональных компетенций дает основание считать, что на новом этапе модернизации образования формирование профессиональных компетенций должно стать не отдельным компонентом в обучении студентов, а быть составной частью всего процесса обучения по всем дисциплинам (модулям).
Сформированность профессиональных компетенций должна стать решающим элементом в качестве подготовки выпускника, так как овладение профессиональными компетенциями позволяет говорить о профессиональной состоятельности и компетентности специалиста.
Литература
1.Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999.
2.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н /Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
3.Программа развития ГАОУ СПО «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж» на 2012-2016 гг.
4.Среднее педагогическое образование в современных условиях. 3 выпуск. СПб. 2010 – 311 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (пр. №514 МО и Н РФ от 5.11. 2009 г.).