«САМОУПРАВЛЕНИЕ – МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»


«САМОУПРАВЛЕНИЕ – МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ
 СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
А. Макаренко: «Самоуправление нельзя «Взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами выращивать и отрабатывать».
Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.
“Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.
“Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.
Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба. Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования. Не так ли и мы, торопясь сделать что-то, не думаем, как можно заточить наши инструменты. Мастерство требует постоянного совершенствования.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности.
Л.Н. Толстой говорил:
«Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.
Самоуправление в школе способствует самовыражению и самораскрытию. Оно позволяет использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Участие детей в самоуправлении в немалой степени способствует развитию их личностных качеств, таких как ответственность, общительность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, креативность, нравственность и т.д.  Кроме того эти качества необходимы для будущей профессиональной деятельности, т.е. самоуправление способствует формированию опыта и умений, готовит к жизни в будущем трудовом коллективе.
Огромную роль в самоуправлении играют коллективные дела, в ходе которых происходит планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование.
Развитие ученического самоуправления является одним из основных направлений воспитательной системы школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению совершенствовать себя в интересах общества.
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые неизменно требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Безусловно, ключевая роль при решении задач воспитания в условиях школы принадлежит классному руководителю. Его деятельность крайне многообразна, круг обязанностей широк; однако, несмотря на неизбежные трудности, возникающие при взаимодействии с детьми, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу.
Основная цель деятельности классного руководителя – содействие развитию личности, реализации ее творческих способностей через коллективную деятельность. Воспитательная система развития классного коллектива представляет собой способ организации жизни и воспитания членов классного сообщества с целью создания благоприятных условий для их развития. Построение системы воспитательной работы в классе является объективной необходимостью. Однако проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Функции педагога – это непосредственные профессионально-должностные действия. Функции вытекают из осознанного назначения.
Функции должны четко и ясно определены.
I функция – обустройство жизни ребенка в школе (пребывания ребенка в школе).II функция – содействовать разностороннему развитию детей; организацию всех видов деятельности (познавательной, трудовой, спортивной, художественной, общение).III функция – осмысление ценностей жизни, которая зафиксирована в программе воспитания школьника.IV функция – характеризовать и оценивать социально-ценностное развитие и личностное развитие каждого ребенка. Педагогическое диагностирование.
В современной педагогике особое внимание уделяется развитию в ребенке качеств, необходимых во взрослой жизни. Одной из основных целей воспитания заключается в развитии самостоятельности.
Обучение самостоятельности – это процесс оказания помощи ребенку в создании его внутреннего мира.
Задача педагога – построить свою работу так, чтобы у подростка возникло естественное желание к развитию самостоятельности, внутренней свободы к развитию своих лучших личностных качеств.
Детское самоуправление – это возможность самим подросткам планировать, организовать, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересно. С помощью этой методики дети пробуют себя в роли взрослого.
С роспуском комсомольской и пионерской организаций роль детского самоуправления упростилась. Многие школы отказались от самоуправления. Дети стали реже выполнять организаторские, управленческие функции. Сейчас идет процесс возрождения старой методики, заменяя термин «самоуправления» на «соуправление».
Разница этих понятий состоит в том, что
Соуправление строится                                           самоуправление
на основе четырех «вместе»                                   
                                                                                  1. Сами планируем.
1.     Вместе со взрослыми планируем.                2. Сами придумываем.
2.     Вместе придумываем.                               3. Сами проводим.
3.     Вместе проводим.                                              4. Сами анализируем.
4.     Вместе анализируем.
Задача органов самоуправления состоит в том, чтобы научить ребенка самоуправляться, управлять Самим Собой.
Самоуправление строится на  основных принципах:
1.     Принцип педагогического руководства – это педагога-консультанта, то есть  руководителя у каждого органа самоуправления.
2.     Принцип предметной деятельности – это принцип существования органов самоуправления: есть деятельность – есть орган самоуправления и наоборот.
3.     Принцип единого планирования – создается единый план действий (работы) - план работы школы.
4.     Принцип выборности органов самоуправления.
5.     Принцип сменяемости функций руководства и сменяемости всех видов деятельности.
6.     Принцип построения самоуправления снизу вверх.
7.     Принцип участия всех детей в системе самоуправления.
8.     Принцип согласия – найти общие точки соприкосновения в принятии решения.
Какие существуют органы самоуправления
Это постоянные и временные, высшие и исполнительные.
1. Председатель  (глава, капитан, штурман…)
-         координирует работу  ДО-         организует текущую работу
-         проводит заседания актива
 
2. Командиры микрогруппы (руководитель лаборатории, звеньевой, капитан, боцман, экономист)
-         организует жизнь своей группы
-         распределяет и координирует действия
3. Помощник по образованию:
-         взаимодействует с классными руководителями
-         ответственный за журнал4. Физорг (помощник по спорту, советник, организатор спортивного времени)
-         во время спортивных мероприятий взаимодействует с учителями физкультуры
5. Помощник по здоровью (советник по здоровью, санпост, эколог)
-         вопросы питания
-         лекции по здоровому образу жизни
-         уборка в классе
6. Помощник по информации (советник по информации, политинформатор и т.д.)
-         сотрудничает с редколлегией школы
-         информирует  о всех событиях
 Задача педагога:
1)     Спланировать работу вместе с детьми.
2)     Распределить поручения , выбрать лидера.
3)     Сплотить  .4)     Запустить таким образом машину «самоуправления».
МИКРОГРУППА № 1.
Вы коллектив архитекторов
Задание:
Представим, что самоуправление – это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего дома – это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.
Самые основные кирпичи – те, на которых держится весь ДОМ, - закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые представляются вам необходимыми и важными – на 1-й этаж, оставшиеся на – 2-й этаж. У вас есть в запасе два незаполненных кирпича – вы можете написать на них то, что, по вашему усмотрению, не хватает для определения самоуправления. И поместить их там, где захотите.
А еще есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться «кошка хорошего настроения».
У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.
Представьте, что вы – коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи.
2. Прочтите Положение о детском самоуправлении детского дома; что Вы считаете необходимым дополнить или исключить как не выдержавшее проверку временем?
Выберите:
1)Ведущего, который будет вести обсуждение;
2)Конструктора, который будет клеить, писать, рисовать;
3)Референта, который должен написать обоснованные закладки каждого кирпича, и затем защитить свой проект.
Время на строительство 15 мин., защита 2-5 мин.
Вариант проекта: «Добровольность», «самостоятельность», «равноправие», «инициативность», «взаимодействие коллективов и их органов самоуправления», «совместная деятельность взрослых и детей», «ответственность», «самоанализ», «организаторские знания, умения, навыки», «коллективное дело», «творчество», «самокритичность»Взаимопонимания Вам, и успех сам Вас отыщет!