Общение опыта о применении инновационных приемах и методах комбинированного урока























Инновационные приёмы и методы комбинированного урока

















Тимонина О.В
учитель биологии-химии










В настоящее время важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие учителя с учеником. Особая роль отводится и воспитанию личности, становлению нравственного облика человека, поэтому целью обучения и воспитания сегодня является целостность личности ученика, т.е. наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей, её интеллектуально-нравственной свободы. Но главная стратегическая линия развития состоит в адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям образования, дать всем выпускникам нашей школы знания и базовые навыки, обеспечивающие активную социальную адаптацию.
Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социально-экономические и политические процессы общественной жизни вводящих подрастающее поколение в систему гуманистических ценностей и таких приоритетов как самостоятельность, критичность, мышление, толерантность, достоинство и др.
Существуют интерактивные, альтернативные, креактивные (нестандартные) и традиционные формы уроков, которые являются составной частью концепции современного обучения. Они стимулируют познавательный интерес, разнообразят процесс обучения, раскрепощают личность ребёнка, позволяют проявиться его творческим способностям, помогают установить тесный психологический контакт между учителем и учеником.
В последнее время всё чаще различают понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения. Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между обучающимися, так и между учениками и учителем.
Суть метода заключается в изменении субъектно-объектных отношений: - ученик из ведомого превращается в управляющего процессом познания, при этом активно задействуется природная любознательность ученика , т.е. использование активных методов становится элементом положительной мотивации ученика.
Интерактивные методы обучения предполагают такое взаимодействие учителя и обучающих, которое ориентирует личность на развитие её творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».
Все эти методы обучения можно разделить на 3 группы: индивидуальные, групповые и фронтальные.
1. Индивидуальные методы обучения являются активными по характеру действий, выполняемых учеником:
а) Он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний;
в) Извлекает из имеющихся источников нужную информацию.
2. Групповые методы обучения – работа обучающихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов, мини-проектов и в наибольшей степени соответствуют понятию «интерактивности», т.к. состоят из обмена сообщениями, в результате которых продуцируется новая учебная информация. Эта информация может быть как объективно новой, т.е. неизвестной ранее учениками, но известной учителю.
3. Фронтальные активные методы обучения
· т.е. такие, которые направлены на работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика и учителя для достижения конкретной учебной цели. Это учебная дискуссия, игровое моделирование, учебный диалог, мозговая атака дебаты и т.д.

В последнее время достаточно широко вошёл в употребление термин «инновационные педагогические технологии». Прежде, чем рассмотреть сущность и признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология». Слово «инновация» имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введение нового. В педагогической интерпретации «инновация» означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесс
Новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях ещё не выдвигались или ещё не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое даёт возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задачи воспитания и образования.
Итак, различают понятия «новация» или новый способ и «инновация», т.е. нововведение.
Новация – это само средство т.е.новый метод, методика, технология, программа и т.п., а инновация – процесс его освоения, педагогическая технология – совокупность приёмов, которые применяются в каком-либо деле, в частности, в деле обучения и воспитания, коррекции результатов деятельности ученика и обеспечения комфортных условий для ученика и учителя.
Таким образом, применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели урока, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и учителя.
Индивидуальные, фронтальные формы обучения на уроке являются традиционными, а коллективные (групповые, парные) формы работы требуют активных, самостоятельных учащихся, способных решать поставленные перед ними задачи.
В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных (креативных) уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков наиболее распространённые: уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки типа: « КВН», «Счастливый случай», «Своя игра», уроки-ассорти, кругосветки и др.
С позиций целостности педагогического процесса урок в любом случае необходимо рассматривать как основную форму его организации, именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других коррекционно-развивающих видов деятельности детей и подростков с нарушениями развития. В зависимости от дидактических целей и звеньев в процессе обучения реализуемых на уроке в настоящее время можно выделить 9 типов уроков, но самым распространённым (традиционным) считается комбинированный урок.
При рассмотрении структуры комбинированного урока можно выделить следующие его элементы (этапы):

Организация начала урока (оргмомент);
Проверка выполнения домашнего задания
Подготовка к основному этапу урока, усвоение новых знаний (изучение нового материала);
Первичная проверка понимания;
Закрепление знаний и способов действий;
Обобщение и систематизация знаний;
Подведение итогов урока;
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
Оценка знаний.
Структура комбинированного урока должна быть чёткой и гибкой в зависимости от характера класса и индивидуальных особенностей аномальных детей. Однако переход от одного этапа урока к другому предусматривает не только традиционный подход (опрос, изучение нового материала, закрепление), а шаги, обусловливающие движение к поставленным целям урока, т.е. усвоения его содержания.
С этих позиций важно проанализировать:

Какие методы и приёмы я буду использовать на уроке для актуализации речевой и интеллектуальной деятельности школьника;
Какие коррекционно-развивающие задания буду использовать для компенсации недостатков восприятия памяти, внимания, мышления, речи, моторики;
Как буду использовать дидактический материал;
Как организую коммуникативную направленность урока (соотношение объёма речи педагога и учащихся, вербальных и невербальных методов обучения).
Главным критерием качества комбинированного урока является не только его особая организация труда, но личные достижения обучающихся, их опыт, степень их самостоятельности и осознанности процессом обучения.
Немаловажное значение имеет культура учителя, его внешний вид, интеллектуальный и нравственный облик. Всё это вместе и будет являться важным условием эффективности комбинированного урока.
Для достижения поставленных целей и задач я в своей работе использую как традиционные, так и инновационные методы и технологии, которые позволяют мне наиболее успешно организовать учебно-познавательную деятельность школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Какие же методы и приёмы, используемые на уроке, обеспечивают развитие активной деятельности обучающихся ?
Ведущими или традиционными методами преподавания, например, химии и биологии являются:
рассказ с элементами беседы;
беседа, сопровождающая демонстрацией наглядных пособий;
работа со схемами, рисунками, таблицами;
поисковая беседа с целью разрешения проблемной задачи;
самостоятельные наблюдения, опыты;
самостоятельные работы с учебником, рабочими тетрадями, картами;
лабораторные работы и практические работы с контурными картами;
кинофильмы, видеофильмы, DVD фрагментарно через использование ТСО (телевизор, компьютер, ноутбук).
Основными приёмами обучения являются сравнение, рассуждение, приведение доказательств, установление взаимосвязей и взаимозависимостей. Обучающиеся, на уроке сравнивая и группируя факты, устанавливают причинно-следственные связи между ними, проводят обобщения, отрабатывают навыки, например, на уроках биологии по систематизации основных групп растений и животных, учатся давать биологическую характеристику отдельным видам изучаемых объектов.
Таким образом, на основе этих технологий формируются представления и понятия, развиваются мышление, память, речь у аномальных школьников.
Приведу пример комбинированного урока при изучении темы «Черви» в 8 классе на примере дождевого червя. Такой урок имеет небольшие части с разными видами работ. На уроке использовала как традиционные, так и инновационные методы работы. Это работа учеников в парах и опережающие задания (заранее дети готовят сообщения на предложенные темы о червях). Использовала поисковую беседу, сопровождающуюся демонстрацией живого дождевого червя, а также наглядность в виде таблицы с изображением внешнего вида червя. Создав в классе проблемную ситуацию, нацеливаю учеников на разрешение этой ситуации. Школьники самостоятельно изучают объект по инструкции в парах и ищут ответы на поставленные вопросы «Почему», изучают на живом материале особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Делают выводы.
Таким образом, на уроке были использованы различные методы и приёмы, особый интерес школьники проявили к изучению живого организма. Такой эффект новизны и неожиданности дал свои результаты. Дети с удовольствием работают на таком уроке, рассуждают, спорят, ищут ответы на вопросы, учатся таким образом устанавливать связи между живой и неживой природой, говорить о значении дождевых червей в почвообразовании и охране этого необычного животного.
Такие инновационные технологии и приёмы развивают внимание, наблюдательность, пытливость, исследовательские навыки и значительно активизируют познавательную деятельность учащихся с нарушениями развития. Такие уроки школьники лучше запоминают т.к. для них он был интересным, коррекционно-развивающим, воспитывающим и активизирующим мыслительную деятельность.
В преподавании биологии большое значение имеет применение словесных методов в обучении аномальных школьников.
Это рассказ. Он всегда сопровождается различными наглядными пособиями, самостоятельными и практическими работами.
Другой метод – беседа в форме диалога, полилога, при котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся. Например, вводная беседа на этапе организации учащихся на урок и объявления целей урока с эффектом занимательности. Это отгадывание загадок, ребусов, решение кроссвордов, шарад. У школьников сразу появляется интерес к изучаемой теме, и они быстро включаются в учебный процесс.
На этапе изучения новой темы включаю влияние фактора неожиданности, удивления. Так, например, при изучении нового материала по биологии в 5 классе по теме: «Жизнь на разных материках я» в качестве демонстрационного пособия я использовала настоящие плоды растений, произрастающих на этих островах. Это орех кокосовой пальмы, плоды киви (китайский крыжовник), бананы, ананас. Дети по-настоящему были удивлены и с интересом слушали рассказ об этих экзотических растениях. Создание на уроке положительного эмоционального тонуса и ориентировка на ситуацию успеха способствуют формированию мотивации к учёбе и преодолению трудностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Разнообразные традиционные и инновационные приёмы и методы не только поддерживают и усиливают интерес к изучаемому материалу, но и помогают развивать мыслительную деятельность учеников, корректировать недостатки психофизического развития аномальных детей.
Успешность проведения комбинированного урока зависит, конечно, от подготовки учителя к нему и от того насколько в уроке соблюдены:
- ясность плана, его цель (образовательная, коррекционно-развивающая и воспитывающая);
- логическая последовательность в сообщении нового материала с учётом развития учащихся;
- оснащенность урока наглядными пособиями;
- подбор дидактических и развивающих игр;
- самостоятельных, практических и других видов работ;
- включены обязательно проверка, повторение и закрепление полученных знаний в процессе обучения.




15