Дополнительная общеобразовательная программа в области искусств Чтение нот с листа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ГОРШЕЧЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»




Чтение нот с листа
(пятилетний срок обучения)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств



пос. Горшечное - 2012 г


«Рассмотрено» «Утверждаю»
педагогическим советом Директор Стадник З.Д.
МКОУДОД «Горшеченская ДШИ» _________________________
«_____» ____________ 2012 г «______» ____________2012 г








Разработала
Калинина Ирина Ивановна
преподаватель народного отделения
I квалификационной категории.





СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.

Пояснительная записка 4
Содержание программы .. 9
Требования к уровню подготовки обучающихся 11
Формы и методы контроля 13
Методическое обеспечение учебного процесса 16
Список литературы .21














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Детская школа искусств накопила богатый опыт по воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Главным этапом в системе образования являются младшие классы, на занятиях которых происходит формирование личности музыканта, его эстетического вкуса, музыкального кругозора, развитие музыкальных данных и художественных представлений, формируются общие навыки игры на музыкальном инструменте.
Педагог должен кропотливо работать над развитием музыкальных способностей у детей, постоянно стремясь вызвать у них любовь к музыке, живой интерес к занятиям.
Подбор музыкального репертуара по чтению нот с листа для каждого обучающегося должен быть разнообразным по содержанию, форме и структуре. Разнообразие музыкального материала поможет не только сформировать художественный вкус у ребенка, но и вызвать у него живой интерес к занятиям.
Занятия «Чтения нот с листа» направлены на формирование навыков грамотного и беглого чтения, на благоприятное и всестороннее развитие, знакомство с разнообразием музыкального мира.
Образовательная программа актуальна, так как она ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности учебно-воспитательной работы, направленной на развитие музыкальных способностей обучающегося, его музыкального кругозора и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.
Программа педагогически целесообразна, составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, творческой деятельности по освоению народной культуры.
Минимум содержания по чтению нот с листа должен быть сформирован в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Цель программы – воспитание активного и беглого чтения нот с листа музыкальных произведений и метроритмических упражнений.
Задачи:
Обучающие:
- научить свободно играть по нотам несложные произведения;
- научить анализировать пьесы и их технические возможности;
- сформировать беглое чтение с листа и транспонирование;
- сформировать навыков самостоятельной игры и приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте.
Развивающие:
- расширение музыкального кругозора;
- обогащение музыкальной памяти;
- формирование художественных представлений;
- развитие моторики;
- развитие зрительной памяти.

Воспитательные:
- воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);
- воспитание самостоятельности суждений, личностной активности, умения планировать свою работу, давать оценку своего труда.
Программа по чтению нот с листа рассчитана на работу с детьми младших классов (1 – 2-х) домры, балалайки, гитары в объеме ДШИ. Урок проводится раз в неделю по одному академическому часу и основной формой обучения является индивидуальная форма.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 9-12 лет.
Срок реализации – два года. Первый - второй год обучения – по 33часа.
Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом на реализацию учебного предмета, составляет 66 часа. Максимальная учебная нагрузка – 78,5 часов; объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) - 12,5 часов.
На уроках чтения нот с листа должна прослеживаться межпредметная связь с дисциплинами обучаемого цикла. Практические навыки неотрывно должны быть связаны с теоретическими знаниями, которые ребенок получает в процессе обучения.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
Урок объяснения нового материала:
На этом уроке дети получают различные сведения по теме. Педагог, излагая теоретические материал, иллюстрирует свой рассказ, используя как наглядные пособия, так и аудио- и видеозаписи, презентации. Обучающиеся совместно с преподавателем анализируют материал, отвечают на поставленные вопросы.
Урок общения и систематизации знаний:
Закрепление умений, знаний, навыков.
Контрольно-проверочные занятия:
Подведение итогов знаний, умений, навыков по теме.
Занятие – игра
В игровой форме обучающиеся закрепляют приобретенные навыки.
Самостоятельная деятельность детей:
На уроке обучающиеся самостоятельно выполняют творческие задания.
Занятие – зачет:
Подведение итогов, выявление осознанности знаний, умений и навыков чтения с листа.
Методы, применяемые в работе:
Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
Словесный метод: беседа; рассказ; обсуждение; сообщение задач.
Метод разучивания: по элементам; по частям; в целом виде.
Метод анализа: при работе можно использовать звукозапись отдельных моментов игры ребенка, после чего необходимо дать прослушать материал и проанализировать его.
Обучающие методики (рассказ, беседа, непосредственное подражание взрослому, выступающему как образец, и другие) дополняют игровой метод там, где необходимы полезные знания и навыки, расширяющие возможности детей в окружающем мире.
Ожидаемые результаты: После окончания курса чтения нот с листа ученик должен уметь исполнить небольшое по объему музыкальное произведение расширенного диапазона с ритмическими и аппликатурными трудностями.
Критерии оценки качества знаний и умений подводятся на контрольных уроках, технических зачетах.











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
На каждом уроке должно прочитываться 4-7 пьес. Игре пьесы должен предшествовать обязательный устный анализ (тональность, особенность движение мелодии, ритмического рисунка, скачки, интервалы, ступени, выбор аппликатурной позиции, смена ее, ритмо-слоговая подтекстовка, форма музыкального построения, функциональное развитие и др.).
На уроках чтения нот с листа обучение ведется по нарастающей шкале от простых мелодий к более сложным, усложняется не только мелодическая и ритмическая линия рисунка пьесы, но и технические приемы исполнения, смена позиций, штрихов и аппликатуры.
Анализ музыкального текста и навыки чтения нот на 1 струне.
Анализ небольших по объему музыкальных пьес. Музыкально-технические навыки игры на 1 струне.
Анализ музыкального текста и навыки чтения нот на 2 струне.
Анализ небольших по объему музыкальных пьес. Музыкально-технические навыки игры на 2 струне.
Анализ музыкального текста и навыки чтения нот на 3 струне.
Анализ небольших по объему музыкальных пьес. Музыкально-технические навыки игры на 3 струне.
Роль метроритма в музыкальных произведениях.
Синтез мелодики и метроритма. Взаимосвязь. Навыки воспроизведения в едином целом.
Динамический рисунок музыкальных произведений (штрихи, аппликатура, динамические оттенки).
Анализ нотных записей, условных обозначений, музыкальных фраз. Динамическое развитие музыкального произведения.
Позиции и штрихи при чтении нот с листа.
Формирование навыков позиций и их смены, приемов игры на инструменте.
Группировка нот разных длительностей в простых размерах.
Усвоение и осмысление каждой длительности в отдельности, а затем постепенное их перемешивание. Элементарная группировка нот при читке пьес с листа в простых размерах.
Знаки альтерации в нотном тексте.
Ориентация в тональном плане пьесы, т. е. определение тональности. Навыки прочтения нот с листа со знаками альтерации.
Репертуар и его разнообразие.
Знакомство с разнообразными по содержанию и форме, стилю, фактуре пьесами русской и зарубежной классической музыки, творчеством советских композиторов и произведениями современных зарубежных композиторов. Формирование художественного и эстетического вкуса.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
1 класс
Нотация половинных, четвертных, восьмых длительностей, их ритмослоговая поддекстовка. Размер 2/4. Направление движения. Графические контуры секунды, терции. Тональности До, Соль, Фа мажор.
Нотная запись целой, половинной с точкой, четвертной с точкой, ритмо-слоговая подтекстовка. Графическое изображение целых, половинных, четвертных, восьмых пауз. Размер 4/4. Графический контур интервала кварта. Тональность Ре, Ля мажор.
Запись интервалов квинты и сексты в гармоническом изложении. Размер 3/4. Затакт. Тональности Ми, Си мажор.
Нотация септимы, октавы. Тональности Ля, Ре минор. Параллельный минор. Строение мелодии: интонация, мотив, фраза, предложение, период. Элементы мелодической фигурации (по гамме, по аккорду, опевание аккордовых звуков)
2 класс
Нотация шестнадцатых длительностей и пауз, ритмо-слоговая подтекстовка. Запись пунктирного и синкопированного ритмов, их ритмо- слоговая подтекстовка.
Тональности ми минор. Три вида минора. Размер 3/8.
Чтение с листа в транспорте. Ансамблевое чтение нот с листа. Тональности Си бемоль мажор.
Форма музыкального произведения: простая 2-х частная форма. Проходящие и вспомогательные звуки. Виды мелодических фигураций: Диатоническое заполнение аккордовых интервалов, верхние и нижние диатонические вспомогательные звуки.



















ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
Оценка качества реализации учебной программы «Чтение с листа» включает в себя основные виды контроля успеваемости:
текущий контроль успеваемости обучающегося,
промежуточная аттестация
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность,
- качество выполнения предложенных заданий,
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы,
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки и проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях:
Каждая форма проверки может быть как с оценкой, так и без оценки.
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Система оценки качества программы обучающихся:
В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, средний, низкий.
Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» соответствуют уровням освоения программы.
Оценка 5 («отлично») ставится обучающемуся в том случае, если в процессе обучения и на зачетном занятии он продемонстрировал исполнение музыкальных произведений без ошибок с учетом всех пожеланий и рекомендаций педагога; ритмичное исполнение; осмысленное, и эмоциональное исполнение с уверенным использованием разнообразных исполнительских средств (динамических, артикуляционных, штриховых) и технических возможностей инструмента, соответствующих характеру, содержанию и стилю произведения, темповых обозначений.
Оценку 4 («хорошо») обучающийся получает, если на зачетном занятии он продемонстрировал недостаточно свободное звукоизвлечение, некоторые неточности в исполнении отдельных ритмических фигур; воспроизведение музыкального материала с небольшими текстовыми погрешностями; эмоциональное исполнение произведения, не совсем точное и уверенное использование различных исполнительских выразительных приемов и технических возможностей инструмента.
Оценка 3 («удовлетворительно») ставится обучающемуся, если он исполнил программу неуверенно, неритмично, допуская в тексте произведений большое количество ошибок и неточностей.
Оценка «2»(неудовлетворительно): Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала.
Оценка «1»(неудовлетворительно):
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.












МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
С психологической точки зрения развитый навык чтения с листа представляет собой сложную высокооргамированную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики.
Есть две предварительные методики условия свободной игры по нотам. Это уверенные знания «языка нот» системы нотных обозначений и ускоренное чтение. Ускоренному восприятию нотной картины способствует высокоразвитое, доведенное до автоматизма умение мгновенно распознавать наиболее распределенные ритмо-интонационные комплексы, типичные мелодические и гармонические обороты: гаммы, арпеджио, аккорды, проследования аккордов и т.п.
На следующем более высоком уровне находится умение быстро анализировать и синтезировать музыкальный текст, определяя его структурно-смысловую логику.
Основная методическая проблема заключается в постепенном укрупнении единицы восприятия нотного текста. Структурное чтение ставит перед обучающимся.
В педагогической практике есть упражнение «фотографирование» (ученик в момент исполнения одной фразы читает и запоминает следующую. Фразы исполняются как бы наизусть).
В процессе этого упражнения постепенно увеличивается скорость и объем фрагментов.
Быстрота и точность двигательной реакции на нотную картину определяется 2 факторами: уверенная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на инструменте.
Приемы:
1)разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз исполнителя при помощи специальной планки или ткани,
2) исполнение выученной наизусть пьесы с закрытыми глазами или в темноте.
«Чтобы овладеть техникой чтения с листа, необходимо в начале разграничить функции глаза, и рук они должны быть, возможно, более независимыми друг от друга, взгляд следует направлять только на нотный текст, пальцы должны управлять струнами и ладами вслепую. Тогда глазам не придется нести двойную нагрузку – читать ноты и отыскивать струны лады» - писал Кайльман.
В нашей практике:
Гамму (с преградами) удобнее в аппликатурном отношении играть разными штрихами, внимание на звучание, артикуляцию.
Исполнять короткие попевки, гармонические интервалы в виде переклички в разных октавах.
Необходимо создать условия для аккомодизации зрения, постепенно увеличивать его объем. Сначала читать текст в нижней части нотной страницы (видны смутные очертания рук, затем более четкие). Описанный метод дает отличные результаты при обучении чтению детей, которые несвободно читают из-за плохой ориентации рук.
Второе условие – аппликатурная техника, то есть, доведены до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации. Как отмечает Баринбойле: «плохое чтение с листа зачастую бывает вызвано тем, что учащиеся не представляют себе, как расставить пальцы в нотном тексте и играть первыми «повернувшимися пальцами». Поэтому «типичная аппликатура» основных технических приемов форм – гамм, арпеджио, аккордов должна войти в плоть и кровь учащегося. Аппликатура основных технических форм должна быть усвоена настолько прочно и глубоко, чтобы встретить в музыкальном произведении ту или иную техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой занимали нужную позицию.
Аппликатурные упражнения дают наибольший результат, если они сочетаются с работой по освоению «слепым» методом.
На 3-х соседних нотах исполнять определенные ритмы различных методов на основе заданных педагогом аппликатурных последовательностей на пюпитре – специальные карточки с аппликатурными заданием и записью избранной ритмической фигуры. Мотивы исполняются от разных звуков 1,2,3 пальцами во всех комбинациях.
Количество звуков то же, но объем до квинты, принимают участи 3,4 пальцы.
Мотивы из 4,5 звуков пентахорда, усложнение ритма.
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы. Здесь важно воспитать навыки быстрого зрительно-слухового опознания интервала с помощью карточек.
Значительную роль в чтении с листа играет способность предвосхищать развертывание музыкального материала. А это зависит от «начитанности» музыканта и от сложности нотного текста.
По мере расширения исполнительского опыта в сознании музыканта происходит обобщение типичных связей и отношений элементов музыкальной речи.
Различные ладовые структуры,
Типы мелодического движения,
Наиболее часто встречающиеся ритмические обороты,
Формы организации музыкальной ткани
Схемы построения произведений
Жанр, стиль.
Развитие слуховых произведений представлений постоянно опережает обучение чтению нот: новые для ученика элементы ритма, лада, мелодики и т.п. осваиваются сперва слухом и только потом – в нотной записи. Причем знаки ритма и высоты изучаются раздельно.
Первым осознается ритм. Для закрепления первых зрительно-слуховых связей вводятся звуковые символы, ритмослоги. Применение ритмослогов снимает необходимость в арифметическом исчислении. Двигательная реакция на ритмический рисунок развивается с помощью упражнений, состоящих в воспроизведении ритмических фигур по нотной записи.
Звуковысотный элемент записи вводится сразу же в форме предстоящих интонационных оборотов, состоящих из 2-х, 3-х звуков.
Параллельно с развитием слуховых представлений воспитывается свободная двигательная ориентировка руки на грифе (слепым методом) и аппликатурная техника.
Ученик осваивает нотную графику, как правило, в процессе активного музицирования: пения, подбора по слуху, транспонирования, импровизации, сочинения и записи осмысленных ритмоинтонационных фигур.
Очень полезно на всех этапах обучения широко использовать ансамблевые формы музицирования. Такая игра приобщает ученика к сравнительно сложным звучаниям, которые еще не доступны ему в сложном исполнении, дисциплинируют его волю, помогает острее ощутить метроритмические развертывания музыки.
Серьезное внимание надо уделять артикуляционным, динамическим, алогическим и другим характеристикам текста, имеющим непосредственное отношение к выразительности и осмысленности исполнения. Уже первые аппликатурные упражнения выполняются с различной артикуляцией. Выполнение артикуляционных заданий развивает «чувство штриха» характера произнесения и тем самым способствует отработке разнообразных приемов звуковлечения.
Эффективность занятий во многом зависит от того, удается ли педагогу вызвать у учащегося живой интерес к игре по нотам. Результатом этих занятий должна являться воспитанная потребность познать новое, постоянно музицировать, знакомиться с музыкальной литературой.
Подбор и расположение нотного материала должны подчиняться двухсторонней задаче: обеспечить достаточную начитанность музыканта в разных стилях музыки и с другой стороны – развить, воспитать внимание к всевозможным неожиданностям в музыкальном тексте. Эти два фактора, в конечном счете, и определяю искусство чтения нот с листа.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
1. Методическое обеспечение:
дидактический материал;
пособия, таблицы;
комплект методической и теоретической литературы в соответствии с направлениями деятельности.
Нотный материал, подборка репертуара

2. Материально- техническое обеспечение:
специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;
музыкальные инструменты: фортепиано, балалайка, домра, гитара и.т.д.
технические средства обучения: магнитофон, музыкальный центр, компьютер видео- и аудиоаппаратура, записи аудио, видео, формат CD, MP3.
подставка, губка, медиаторы;
пульт.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бурдыкина Н. Юный домрист .М.:Музыка, 1987 г
2. Петрашов С. Альбом малыша домриста М.:Музыка, 1987 г
3. Нечепоренко П. Мельников В. «Школа игры на балалайке» М.:Музыка, 1977 г
4. Хрестоматия домриста М.:Музыка, 1981 г
5. Сазонова Г.Альбом для юношества. Новые произведения для трехструнной домры М.:Музыка, 1986 г
6. Липс Н.Произведения русских композиторов. «Переложения для трехструнной домры и фортепиано» М.:Музыка, 1999 г
7. Нечепоренко П. Произведения для балалайки вып.№2. М.:Музыка, 1981 г
8. Иншаков И. Горбачев А. Техника игры на балалайке М.:Музыка, 1985 г .
9. Мироманов В. Пьесы для трехструнной домры в сопровождении фортепиано М.:Музыка, 1989 г
10. «Репертуар балалаечника» выпуск №10, М.: Советский композитор 1971 г.
11. Камалдинов Г. Пьесы, обработки и этюды для балалайки в сопровождении фортепиано, М.: Музыка, 1980 г.
12. Илюхин А.С. Самоучитель игры на балалайки, М.: Росткультпросветиздат, 1955 г
13. Аксентьев Б. Альбом начинающего балалаечника выпуск №3 составитель, М.:Музыка ,1973 г
14. Аксентьев Б. Альбом начинающего балалаечника» выпуск №5 М.: Советский композитор, 1981 г
15. Дорожкин А.В. Самоучитель игры на балалайке М.: Советский композитор, 1981 г

16. Глейхман В Хрестоматия балалаечника ДМШ 1-3 классы, М.: Советский композитор, 1985 г
17. Манич П. Балалайка 1 класс ДМШ М.: Советский композитор, 1980 г
18. Манич П. Альбом начинающего балалаечника выпуск №4, М.: Советский композитор, 1980 г
19. Сечкин В.В. Колыбельная и скерцино, Киев 1971 год.
20. Бекназарова Н. Первые шаги балалаечника выпуск №17 М.: Советский композитор, 1973 г.
21. Бубнов В. Репертуар начинающего балалаечника выпуск №2 М.: Советский композитор, 1980 г
22. Зверев А. Детский альбом, М.: Советский композитор, 1980 г
23. Шалова А. Пьесы русских композиторов и русские народные песни Ленинград 1981 года.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 142215




15