Статья О методах преодоления проблем при обучении детей с ограниченными физическими возможностями


О методах преодоления проблем при обучении детей с ограниченными физическими возможностями
Гончарова И.Н.
МБОУ «Гимназия №6»
ingoncharova@mail.ruОсновным механизмом реализации проекта по обучению лиц с ограниченными возможностями является разработка и внедрение модульно-уровневого образовательного процесса для учеников и студентов-инвалидов, когда освоение образовательной траектории осуществляется поэтапно, от начального уровня знакомства с компьютером к индивидуальной образовательной траектории. Причем, каждый следующий уровень построен с учетом возможных интересов обучающихся, исходя из идеи получения инвалидом знаний, умений и навыков в востребованных им образовательных областях.
Образовательная среда должна быть нацелена на то, чтобы каждый человек с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. И дистанционные технологии - это именно то направление, в котором следует двигаться для достижения данной цели.
Одной из форм дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями может служить автоматизированная система обучения или электронное учебное пособие, в процессе применения которых обучающиеся получают возможность работать в индивидуальном темпе, ликвидируя индивидуальные пробелы в знаниях, что соответствует идеям личностно - ориентированного обучения.
Исходя из вышесказанного, представляется актуальной задача разработки универсальной программной оболочки, позволяющей реализовать принципы адаптивной системы обучения: гибкость, личностную ориентированность, направленность на развитие ментального опыта обучаемых.
Разработанная программная оболочка функционально состоит из двух взаимосвязанных частей: пользовательской и административной. Интерфейс этих составляющих отражает возможности функционирования.
Пользовательская часть.
Что бы запустить программу необходимо запустить виртуальную машину и в веб-браузере (firefox, chrome, opera, safari) набрать адрес http://localhost:8082/.
Перед нами появится форма авторизации. Ученик заполняет поля формы (логин и пароль например ivanov, ivanov) и отправляет её нажав на кнопку “Вход” (Рис. 1).

Рис. 1.
После прохождения регистрации, ученик попадает на страницу выбора тем для изучения (Рис. 2).

Рис. 2.
Кликнув по названию темы в списке, ученик попадает в раздел изучения темы, который включает: название темы, содержимое (текст, изображения, видео, ссылки) и блок контрольных вопросов. Выбрав варианты ответов на контрольные вопросы, нажимают на кнопку “Отправить на проверку”. В программе предусмотрена возможность самоконтроля, когда правильные результаты отражаются на экране.
Административная часть.
Для запуска административной части программы необходимо перейти по адресу http://localhost:8082/admin/. Перед нами откроется форма авторизации администратора. Заполняются поля логин и пароль (для примера admin, test) и форма отправляется нажатием кнопки “Вход”. В результате успешной авторизации мы оказываемся в разделе “Пользователи”. В верхней части окна программы расположено меню навигации по разделам административной части программы.
Права администратора дают возможность добавления пользователя, переназначения логина и пароля для входа в систему, просмотра и редактирования поля “Рекомендованные темы” (Рис.3).

Рис. 3
Кликнув по любому из пунктов списка пользователей, мы открываем форму редактирования пользователя. Эта форма отображает информацию об усвоенных темах (Рис. 4).

Рис. 4
Администратор имеет возможность редактировать список тем, выбирая в меню навигации по разделам пункт “Темы” Блок «Контрольные вопросы» способен динамически строить форму на основе структуры данных.
Данная программа была зарегистрирована в Воронежском Государственном Техническом Университете Воронежского областного центра новых информационных технологий Свидетельство о регистрации: «Универсальный программный модуль тестирования знаний обучаемых», разработанный в АНОО ВПО ВИВТ (авторы – Чернякова Н.В., Гончарова И.Н., Новикова Н.Г.), зарегистрирован в государственном фонде неопубликованных документов ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (№50201351234 от 26.12.13г.)
Литература.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы [электронный ресурс] - режим доступа – http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0.
Новикова Н.Г., Чернякова Н.В. Инженерная физика: Научный журнал. ― М.: Научтехлитиздат, 2010. ─ №3 ─ С. 42-46.
Сербулов Ю.С., Десятирикова Е.Н., Лавлинская О.Ю., Рудакова М.Н. Оценка компетентности участников инновационного проекта на основе правил нечеткого вывода Вестник ВГТУ. Серия: Системный анализ и информационные технологии. -№1, 2013. – с. 106-111.