Урок по математике на тему Сложение и вычитание в пределах 28 с переходом через десяток (2 класс)

Тема: Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.

Цель: закрепление математических умений и навыков по решению примеров и задач в пределах 20.
Задачи: совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров и задач;
закрепление знаний по нумерации чисел второго десятка;
коррекция мыслительных процессов, культуры математической речи;
воспитание интереса к математике, соединяя игровую и обучающую формы деятельности.
Оборудование: персонажи из мультфильма «Трое из Простоквашино»; конверты с дидактическим материалом; паровоз с вагонами; светофор; математические дорожки; фото животных; геометрические фигуры.
Ход урока:

I Орг. момент.
II Постановка целей и задач урока.
-Сегодня необычный урок. А урок - путешествия. Вовремя путешествия будем решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20, будем решать задачи, вспомним геометрические фигуры. Весь урок будем тренировать вашу память, ваше внимание.
На уроке математики
будьте очень вы внимательны.
Что учили - повторим,
всё что знаем - обобщим.
Будем с вами мы считать,
вычитать и прибавлять.
-Прошу вас быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь- это ваше участие в уроке.

III Актуализация знаний.
-Для чего нужно изучать математику?
-Математика - интересная, занимательная и полезная наука. Когда вы вырастите и выберете профессию, вы поймёте, что нет на земле такой специальности , где бы не пригодились знания по математике.
-Нужны знания по математике и человеку, профессию которого вы должны угадать.
Почту, письма и журналы
По домам разносит он.
Ходит он во все квартиры
И заходит в каждый дом.

-О человеке, какой профессии говорится в загадке?
-А где почтальону нужны знания по математике?

IV Проверка дом. задания.
-Почтальон Печкин принёс письма. Адрес есть, но кому это письмо и от кого –неизвестно. Надежда на вас, ребята.

- Сар. обл. Марксовский район с. Александровка ул. Колхозная д.7
-Калининский р - он с. Степное ул.Советская 5,2
-г. Маркс ул. Ленина д.91 кв. 47
-г. Маркс ул. Лаврова д. 1 кв.2
-Сар. обл. с. Золотовка ул. Волжская 91
-Кому письма определили. А от кого? Это предстоит узнать.
- Возьмите карточки с числами из конверта и разложите их в порядке возрастания.

8 11 12 13 14 15 16 18 20
-Подумайте, какое число лишнее? Уберите его.
-Как называются оставшиеся числа?
-Покажите число- 1дес.6ед. Прочитайте пример из дом. работы с таким же ответом.
-Покажите круглое число. А теперь пример с таким ответом.
-Число, в котором число десятков и единиц - одинаковое. Пример.
-Покажите число, которое стоит после 12. Пример.
-Какое число стоит перед 16. Пример.
-В коком числе 1дес. 8ед.?. Пример.
-Найдите место числу 10. Что о нём знаем?
-Каких чисел ещё не хватает в числовом ряду?
-Переверните карточки и прочитайте, кто прислал письмо? (дядя Фёдор)
-Кто это?
«Дорогие ребята! Приезжайте в Простоквашино.
Здесь хорошо: река, воздух и животные рядом- кот Матроскин и пёс Шарик. Но без друзей мне всё равно скучно . Приезжайте к нам, будем рады.»

- Я думаю, вы не откажитесь побывать в гостях у наших друзей. Простоквашино - красивое место, но оно далеко от нашего города. А на чём же мы туда поедем?

V Устный счёт.
- А это мы узнаем, когда превратим записи в верные равенства, вставив вместо звёздочки плюс или минус.

15*5=20 2*10=12 16*6=10
7*11=18 18*14=4 10*10=20

(перевернув карточки, появляется изображение- паровоз)
-Прицепим к паровозу вагоны со своими именами.
Данил Саша Лёша Влад Ринат
9+2 20-2 14-3 10+9 11-1

- Поезд готов к отправлению. До отправления осталось 20 секунд.
-Считаем 20,19,18.1. (хором)
- Можно отправляться в путь.

VI Физминутка
А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз, и так стоять.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Наклонились вправо. Влево.
И беретесь вновь за дело.

-Запишем дату отправления поезда в тетрадь.

VII Математический диктант.
-Кто перебегает дорогу перед поездом? Узнаем, когда напишем математический диктант и к ответам припишем букву из алфавита.
Уменьшить 12 на10
Увеличить 5 на1
Увеличить 12 на 1
Уменьшить 14 на 2
Уменьшить 15 на 14
2 6 13 12 1
-Допишите к ответам буквы из алфавита.
-Какое слово получилось? (белка)
-Напомним белочке, как надо переходить через дорогу.
-Семафор- средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах.
Нам чаще встречается светофор. Что он регулирует? (движение транспорта, движение людей) Как?

VIII.Повторение
-Наш светофор распался на кружочки- огонёчки.
-Решите примеры на кружочках одного цвета. Предупреждаю: самые трудные примеры -на красных кружочках, самые лёгкие –на зелёных.
20-12 6+5 12-2
14-13 9+2 16+1
15-9 7+5 11-11
-Мы успешно добрались до станции на поезде. Дальше пойдём пешком по дороге. Какой? -Давайте выберем самую короткую. Какого она цвета?

15м+5м-10м=

18м-8м+1м=

6м+6м-3м=
-Мы добрались до деревни Простоквашино. Кто нас встречает?
-Дядя Фёдор знакомит нас со своими друзьями.
-Собака Шарик. Он любит охотиться, но животных не обижает, а фотографирует. Вместе с ним будем фотографировать. Игра -«Попади в цель». Составить пример с данным ответом.(с другой стороны чисел- фото животных)

8 18 6 20 14
-А вот ещё друг д.Фёдора-кот Матроскин. Он очень заботливый и хозяйственный. В своём хозяйстве завёл корову Мурку.
У коровы Мурки-
Разные фигурки.
Опечалилась она:
Всем названья дать должна.
Да ещё все сосчитать.
Кто ей будет помогать?

-Из каких геометрических фигур состоит корова?
-Туловище? Шея? Голова? Уши? Хвост? Ноги?
-Сколько всего фигур?(11)
-А теперь возьмите набор геометрических фигур из конверта и составьте силуэт коровы самостоятельно.
-За что любит кот корову? (даёт много молока)
МОЛОКО- содержит большое количество питательных веществ, важных для человека. Содержит важнейшие витамины А,С,Д,Е,К,В. Это хороший источник кальция. Поэтому – пейте молоко!
-Решим задачу про молоко.
1бидон-15л
2бидон-? на 10л меньше
Всего -?л

БИДОН- металлическая ёмкость с крышкой и ручкой для перевоза жидкостей, как правило – молока.
-Сколько молока в 1 бидоне?
-Сколько молока во 2 бидоне? Можем узнать? Каким действием?
- Знаем сколько молока в 1бидоне, знаем сколько молока во 2 бидоне, можем узнать сколько всего молока?
-Каким действием?
-Решаем самостоятельно. Ответ у галчонка Каркуши в клюве. (Дети подсматривают- правильно ли они решили задачу.)

IX Итог
-Очень хорошо работали. Жители Простоквашино рады, что у них есть такие друзья, умные, находчивые, старательные.
-Чему учились на уроке? Что повторили?