Методические рекомендации «Работа над ошибками на уроках русского языка в 5-6 классах»






























Ершов орта мектебі
Ершовская средняя школа


«Орыс тілі сабаCында Kатемен жaмыс
5-6 сынып»

«Работа над ошибками на уроках русского языка в 5-6 классах»
Методические рекомендации




Орыс тілі мен ‰дебиет мaCалімі:
Учитель русского языка и литературы: Есимбекова Назгуль Каирбековна




















Тетрадь "Работа над ошибками на уроках русского языка в 5–6-х классах"

“Советы для учащихся»
1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило
(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!”).
Заполни табл. №1.
2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь
Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в таблице №1.
3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти не можешь:
а) обратись к Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал);
б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить допущенную ошибку – обратись к учителю!
1
Таблица № 1
Слово, в котором была допущена ошибка
Правило, на которое была допущена ошибка
Примеры







_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
“Словарик: Я пишу правильно”
________________________________________________________

Дата
ПИШУ ПРАВИЛЬНО

_________________________________________________________











2


































Таблица № 3
Фамилия ученика_________________ __ класс
№п/п
Правило, на которое допущена ошибка



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1
Знаки препинания в конце предложения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2
Запятая в предложении с однородными членами
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3
Обращение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4
Обобщающие слова при однородных членах пред.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5
Прямая речь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6
Сложное предложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Оценка за работу
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ. МОРФОЛОГИЯ”
ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА ______________    ___ КЛАСС
№П.П
Правило, на которое допущена ошибка



 
 
 
 
 
 
 

1
Безударные гласные в корне слова, пров. ударением
 
 
 
 
 
 
 

2
Безударные гласные в корне слова, непров. удар.
 
 
 
 
 
 
 

3
Согласные буквы в корне слова и на конце (гл. и зв., непроизносимые согласные)
 
 
 
 
 
 
 

4
Буквы И, У, А после шипящих
 
 
 
 
 
 
 

5
Разделительный Ъ и Ь знак
 
 
 
 
 
 
 

6
Правописание приставок (кроме на з/с)
 
 
 
 
 
 
 

7
Приставки на З/С
 
 
 
 
 
 
 

8
Предлоги
 
 
 
 
 
 
 

9
И, Ы после Ц в корне слова
 
 
 
 
 
 
 












































10
Е.,О после шипящих в корне слова
 
 
 
 
 
 
 

11
Правописание корней с чередующимися гласными
 
 
 
 
 
 
 

12
Ь после шипящих на конце у существительных муж. и ж.р.
 
 
 
 
 
 
 

13
Падежные окончания имён существительных
 
 
 
 
 
 
 

14
Падежные окончания имён прилагательных
 
 
 
 
 
 
 

15
Правописание кратких прилагательных
 
 
 
 
 
 
 

16
1 и 2 спряжение глаголов
 
 
 
 
 
 
 

17
Гласная перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени
 
 
 
 
 
 
 

18
Не с глаголами
 
 
 
 
 
 
 

19
ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
 
 
 
 
 
 
 

20
Словарные слова
 
 
 
 
 
 
 



5
Примерное послание одного ученика другому после работы над ошибками
« Письмо учёному соседу».
Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу, поделится с тобой ________________, потому что плучил _______. А ошибок всего _____. Ты знаш, оказывается, слово _________________ пиштся с буквой, так как _________________.Жаль, конечно, но я не знал, что слово ______________пиштся через _________, потому что ______________________________. А ещё я допустил ошибку в слове__________________, но теперь я запомнил, что ____________________.Предствляеш, такое простое слово, как _____________я написал с ошибкой из - за собственной невнимательности. Интересно, что, когда писал, сомневался в написании слова ________________, зато теперь я твёрдо знаю правило и никогда не буду делать ошибки на него, так как теперь я умею его примнять.
Несколько ошибок я допустил на правило _________________________________. А слова _____________________мне следует запомнить. Думаю, что в следующм диктанте я учту все замчания и напишу её
6











































на ___________. А теперь, мой друг, я прщаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будет полезно и тебе. Если вдруг в этом письме я дпустил ошибку, то я обзательно её пронлизирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибатся: не стыдно не знать, но стыдно не учится.
Орфограммы в письме определяет сам ученик. Адресат проверяет полученное послание, исправляет ошибки, если они есть, вставляет пропущенные орфограммы, выставляет оценку.
Примерный план к сочинению « Почему я написал плохо (хорошо) диктант»
1. Количество ошибок. Правила, на которые были допущены ошибки. Степень трудности диктанта.
2 Причины, послужившие плохому (хорошему ) результату:
А. Не усвоил новый материал.
Б. Забыл пройденное (приведи примеры на забытое правило).
В. Допустил ошибку в словарном слове,

7
Г. Обстановка в классе во время диктанта.
Д. Твоё собственное самочувствие на уроке и поведение (не мог сосредоточиться, мешал соседу или он тебе, волновался и т.д.).
Оценка собственных знаний, выводы.
Советы к сочинению по теме « Как я воевал с ошибками»
Напиши историю в форме сказки, фантастического приключения, в которой главные злодеи – ошибки. Только победив их, герои смогут попасть в « страну знаний».











8






























Таким образом, данная тетрадь включает три вида работ:
саму работу над ошибками;
анализ ошибок;
словарную работу.
Одновременно учитель также проводит анализ ошибок, заполняя сводную таблицу.
Работа над ошибками находит продолжение и на последующих уроках. Периодически урок русского языка начинается со словарного диктанта, материалом для которого служат слова из таблицы № 2.Один из видов словарной работы с установкой “Я пишу правильно” - это взаимопроверки. Тетради “Работа над ошибками” учитель раздаёт произвольно, ученики проверяют чужой словарик, ставят оценку и записывают на карточку (листочек) слова, в которых и у проверяющего тоже были ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает карточки-листочки. Таким образом, проверяя карточки, учитель выявляет проблемные места в усвоении нового материала и знает, на что нужно обратить внимание при повторении пройденного. В конце четверти (года) учитель проводит контрольную работу, состоящую из двух частей: 1 часть – словарный диктант, в него входят слова, попавшие в карточки взаимопроверок и слова из самого большого словарика. 2часть – учащиеся анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить правила, на которые были допущены ошибки в течение четверти (года), привести примеры на названные правила.

7
Для более глубокого и вдумчивого анализа ошибок учащимся предлагаются творческие работы в качестве домашнего задания. Планы к этим сочинениям они составляют на уроках развития речи вместе с учителем.
Письмо к учёному соседу.
Как я воевал с ошибками.
Почему я плохо (хорошо) написал диктант.






















8

Заголовок 115