Доклад на педсовет РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ на уроках и во внеурочное время .


Доклад по теме:
Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы
Проблема межпредметных связей была одной из ведущих в 60-70-е гг. Она является актуальной и сейчас в связи с введением ФГОС.
Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.
Русский язык связан со многими учебными дисциплинами, прежде всего гуманитарного направления.
Наиболее естественно осуществляются связи литературы и русского языка. У этих предметов есть немало общего. Объектом изучения обеих учебных дисциплин является словесность. Одно из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка - развитие устной и письменной речи школьников .В программе по литературе при проведении работы по развитию речи рекомендуется опираться на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы непосредственно связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее.
Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.
 Связь русского языка с литературой осуществляется через различные виды устных и письменных работ. Так основными видами устных работ в 5-9 классах являются пересказ, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная), отзыв . Письменные работы: развернутый   ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением, сочинение – миниатюра. На уроках литературы учащиеся вспоминают изученные стили речи, языковые особенности характерные для итого или иного стиля, учатся понимать их роль в изучаемом художественном тексте (эпизоде), находят средства выразительности в тексте, пытаются объяснить, с какой целью автор использовал их. К 8 классу учащиеся уже знают смысл таких понятий, как гипербола, сравнение, эпитет, аллегория, олицетворение и др. В 8 классе на примере рассказа Л.Н. Толстого более подробно знакомятся с понятием «антитеза», развитие понятия о стиле писателя предполагается при изучении произведений в 9 классе
Часто на уроках литературы   работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но нет необходимости сводить урок литературы к грамматическому разбору текста, потому что  тогда исчезнет эмоциональный настрой школьников, чувство сопричастности.
Какие приемы я использую? Прежде всего, на уроках русского языка проводится лингвистический анализ текста. Каждая группа получает карточку с текстом. К каждому тексту предлагается  10 заданий для лингвистического  анализа. Использую тексты изученных произведений.
Например, из романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова :1.Уж солнце начало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. 2.Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей , чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору , и во все горло распевал песни . 3.Славное место эта долина! 4. Со всех сторон горы непреступные , красноватые скалы , обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар , желтые обрывы , исчерченные промоинами , а там высоко-высоко золотая бахрома снегов , а внизу Арагва , обнявшись с другой безымянной речкой , шумно вырывающейся из черного , полного мглою ущелья , тянется серебряной нитью и сверкает , как змея своею чешуею.
                                          Задание.
       1.  Определите стиль и тип речи.
2.Найдите СПП , определите их вид.
3.Найдите средства выразительности.
4.Выпишите грамматические основы предложения 1.
5.Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
6.Выпишите словосочетания ( по одному) со связью управление , согласование и примыкание.
7.Укажите обособленные определения.
8.Укажите обособленное обстоятельство.
9.Найдите приложение.
10.Объясните написание НЕ с наречием.

Также использую тексты притч на уроках русского языка. Например: Спишите, определите в сильных или в слабых позициях находятся звуки, обозначенные на письме выделенными буквами. Обозначьте, какие звуки произносятся на месте подчёркнутых букв. Выпишите слова, в которых буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука.
Не губи здоровье своё ради достижения богатства. 2. Если ты мудр, ты будешь терпелив. 3.Огонь остывает, когда нет дров, так и ссоры прекращаются, когда нет сплетен.
№2. Смысловая сторона слова.
Спишите. А) в каком значении( прямом или переносном) употреблено слово хлебв предложениях 1 и 2? Вспомните и запишите несколько фразеологизмов со словом хлеб, объясните устно их значение. Составьте и запишите 2 – 3 предложения, употребив в них фразеологизмы со словом хлеб. Б) найдите фразеологизм в предложении3 и объясните его значение.
Лучше иметь корку хлеба, но с миром в душе, чем богатый дом, в котором все ссорятся. 2. Ленивый слишком ленив, чтобы сеять. Вот почему когда во время жатвы он ищет хлеб, то не находит ничего. 3. Глупый сердится очень легко, а мудрый терпелив и держит себя в руках.
Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 8 класса предполагает тесную связь истории с литературой, обращает внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни. На уроках литературы, где предполагается тесная связь с историей, проводится следующая работа:   работа со справочниками, с историческими документами (отрывки из них), выступления учащихся, портреты великих исторических деятелей.
К примеру, изучая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , необходимо провести не только работу над текстом, но также изучить историческое прошлое страны (быт, нравы, социальную и политическую ситуацию в стране) . Анализируется образ Пугачева с исторической точки зрения, как предводителя восстания, а также ученики рассматривают образ Пугачева – главного героя в повести А.С.Пушкина. Считаю уместным напомнить учащимся о том, каково отношение народа к Пугачеву в исторических песнях.
Иногда получается, что учитель литературы дает ученикам совершенно новый исторический материал. Так, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» изучается на уроках литературы в 8 классе, а знакомство с историческими событиями того времени (Емельян Пугачев, Пугачевский бунт, правление Екатерины II) изучается в курсе истории значительно позже.
Кстати, одним из вопросов , который ставит автор в данном произведении, является вопрос: чем опасен русский бунт. Почему для характеристики народных волнений под предводительством Пугачёва Пушкин употребляет именно это слово? Как автор выражает своё отношение к русскому бунту? Связь литературы , истории, обществознания очевидна. Тем более учащиеся приобретают опыт написания эссе.
Урок по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображён в маске, а после бала – в истинном свете. Так ли это? Выскажите свою точку зрения.
Искренен ли полковник на балу? А после бала, на плацу, когда по его приказу жестоко избивают солдата?
Дайте оценку закону, который позволял за побег избивать до смерти солдата. Правильно ли это? А как нужно поступать с дезертирами?
Вспоминаем реакционное правление Николая 1, вступившего на престол после восстания декабристов. В армии царили произвол и жестокость, распространены телесные наказания шпицрутенами.
Почему Иван Васильевич не вмешивается в происходящее?
Почему главный герой после изображённых событий « так нигде и не служил…»?
Изменится ли общество, если каждый человек будет стремиться к самосовершенствованию?
Размышляя над прочитанным и выполняя задание, ребята учатся позиционировать себя в окружающем мире, отстаивать свою жизненную позицию, что является непременным условием для формирования ключевых компетенций.
На уроках литературы я часто знакомлю ребят с портретами писателей и поэтов, выполненными мастерами кисти. Живопись нельзя рассматривать просто как вид наглядности. Она является действенным источником познавательной информации, источником формирования общественного и художественного мировоззрения учащихся. А.С.Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники и скульпторы. Пушкин в живописи представлен в разных формах и жанрах. В ходе изучения творчества А.С.Пушкина на уроках литературы я имеет возможность познакомить учащихся с портретами поэта, написанными О.А..Кипренским и В.А.Тропининым с натуры.
Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова мы не можем изучать без сопоставления с биографическими сведениями о поэтах. В частности, изучая лирику А.С.Пушкина, мы не можем не изучить вопрос о восстании декабристов, являвшихся друзьями А.С.Пушкина и оказавшими влияние на молодого поэта.
В курсе литературы 9 класса ученики знакомятся с основными направлениями и стилями искусства 18-19 века. При изучении творчества М.В.Ломоносова мы обязательно посвятим урок характеристике классицизма не только в литературе, но и в архитектуре, музыке, живописи.
Картина Никола Пуссена «Танец под музыку времени» (1636).Также можно построить урок, посвященный романтизму. Связь литературы и МХК .Доклад на МО учителей русского языка и литературы
Межпредметные и внутрипредметные связи на уроках русского языка и литературы. Особенности интегрированного урока
Выполнила –Алиева З.М.
2015г.
Преобразование современной школы из знаниецентрической в культурологическую знаменуется интегративными процессами. Уже невозможна, как прежде, ориентация на освоение суммы знаний, которые увеличиваются с геометрической прогрессией. Задача школы—научить ребёнка получать эти знания посредством информационных технологий, систематизировать и структурировать их. При этом её главной функцией является воспитание гармоничной личности, живущей в культуре и созидающей себя по законам культуры, осваивающей её ценности, её язык, её знаки. В связи с этим особенно актуальной становится проблема межпредметных и внутрипредметных связей, в которых многие учёные, методисты, учителя видят одно из наиболее важных дидактических условий повышения научного уровня преподавания и эффективности всего учебного процесса.
Совершенствование содержания образования невозможно без учета межпредметных связей - одного из важнейших критериев отбора и координации учебного материала в программах родственных дисциплин. Формирование у учащихся общей системы знаний о мире, отражающей взаимосвязь различных форм движения материи,- одна из основных образовательных функций межпредметных связей.
Задачи современного воспитания нацеливают на усиление моральных акцентов в изучении гуманитарных предметов. Ведется поиск путей сочетания литературоведческих, исторических, лингвистических, обществоведческих понятий с формированием ценностных ориентаций личности школьника. В центре этих поисков стоят межпредметные связи. Особое внимание уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное), которые способствуют формированию нравственно-эстетических идеалов, эмоционально-волевой сферы личности.
Помимо образовательного и воспитательного значения, связи между предметами выполняют развивающую функцию, столь важную для всестороннего гармоничного развития личности ученика.
Внутрипредметная связь –связь между составными предмета научной дисциплины (например, в русском языке связь синтаксиса, морфологии, лексики и т.д.).
Межпредметная связь- связь данного предмета с другими (н-р, литературы с историей, русским языком, музыкой, живописью).
На уроках русского языка учащимся предлагается отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь… Вечером вся степь совершенно переменялась: всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще; каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием».Предлагаются задания:
-определите стиль речи, тип текста, тему;
-озаглавьте, укажите ключевые слова, сформулируйте главную мысль;
-объясните постановку знаков препинания;
-составьте схему 2-ого предложения;
-укажите роль сравнений, эпитетов, метафор.
При изучении темы «Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего» перед уч-ся ставится вопрос: Можно ли передать красоту нашего мира, не указывая на действия, а лишь называя предметы или явления?
Подготовленным учеником читается стихотворение А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…»
Предлагаются задания:
-записать стихотворение, выделить в предложениях грамматическую основу;
-указать словосочетания, определить их вид;
-есть ли в стихотворении глагольные словосочетания?
Делается вывод: есть предложения, грамматическая основа которых состоит только из подлежащего.
На этом же уроке уч-ся рассматривают репродукцию картины Левитана «Над вечным покоем», сообщаются краткие сведения о художнике. Проводится графический диктант (или используются сигнальные карточки).Задание: указать назывные предложения (читает учитель).
-На полотне Левитан изобразил мыс с ветхой деревянной церквушкой, кладбищем с покосившимися крестами.
-Мыс- часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро.
-Пустынная даль озера.
-Замечательно написано художником грозовое небо.
-Холодный ветер.
-Окно. Церковь. Огонёк.
-Огонь-свидетель человеческой жизни.
При изучении числительных использую знания, полученные на уроках географии. Вы знаете, что на карте 1см соответствует 1км на местности. Даётся практическое задание: на карте измерить расстояние между указанными пунктами и определить расстояние на местности (работа может быть индивидуальной или в парах).
При работе над сложным предложением в 9классе решаем математическую задачу: всякие ли две величины являются прямо пропорциональными или обратно пропорциональными. Ответить на вопрос, используя сложное предложение.(Не всякие две величины являются прямо пропорциональными или обратно пропорциональными. Рост ребёнка с возрастом увеличивается, но эти величины не являются пропорциональными, так как при удвоении возраста рост не удваивается.
На уроках литературы при изучении романа М.Шолохова «Тихий Дон» работаем не только с текстом романа, но и с историческими документами по казачеству, просматриваем видеофрагменты из художественного фильма, работаем с диалектными словами)Литература тесно связана с такими видами искусства, как живопись, музыка, кино, поэтому на уроках я часто обращаюсь к этим видам искусства, так как они позволяют образнее раскрыть тему урока.
Интересно проследить связь с историей при изучении рассказа Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов, вырвавшись из фашистского плена, прихватил с собой немецкого майора. За это получает отпуск, а потом продолжает воевать. Вопрос: типична ли история возвращения из плена советского солдата? (Нет). Демонстрируется приказ№270 от 16 августа 1941года, согласно которому все пленные считались дезертирами и предателями.
Тема «Любовная лирика А.С.Пушкина» позволяет обратиться к произведениям Рафаэля («Мадонна Конестабиле», «Мадонна Темпи», «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Джоконда, Мона Лиза»), «Вальсу-фантазии» П.И.Чайковского, романсам на стихи поэта.
Говоря о мифах Древней Греции, на карте указываем её географическое положение (связь с геграфией), рассказываем о жизни в Древней Греции (связь с историей), используем произведения живописи и музыки.
При изучении новеллы Ф.Кафки «Превращение» предлагаю уч-ся сравнить Грегора Замзу с Акакием Акакиевичем, героем повести Гоголя «Шинель» по следующим параметрам:
-образ жизни героев;
-роль начальника в жизни каждого из них;
-имена героев;
-смерть;
-послесловие;
-тема маленького человека.
Предлагаю для анализа стихотворение Ф.И.Тютчева, в котором прослеживается символический портрет Кафки и его героя:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушён,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознаёт свою погибель он,
И жаждет веры…но о ней не просит.
Таким образом, «сквозной мотив» превращения, сливаясь с темой «маленького человека», показывает жизнь человеческую как непрерывную цепь каждодневных превращений. Зачастую эти превращения служат для наказания живущих, но в то же время и являются их спасением. Спасение через страдания-так, перекликаясь с произведениями Достоевского, звучит основной мотив новеллы Кафки «Превращение».
К подготовке и проведению урока с опорой на межпредметные связи предъявляются все общие требования. Он должен иметь идейную направленность в сочетании с научностью и доступностью, обеспечивать связь обучения с жизнью, теории с практикой, активизировать познавательную деятельность учащихся. Методика урока с опорой на МПС предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь урока с лекционно-семинарскими занятиями, с внеклассной работой. В основе требований к содержанию и методике урока, материал которого раскрывается на основе МПС, лежит принцип комплексности, который обязывает учителя обеспечить:
комплексную постановку задач урока (образовательных, развивающих, воспитательных);
изучение объектов, вопросов, понятий в их взаимосвязях с программами смежных предметов;
использование учебно-методического комплекса урока, включая учебники и оборудование по другим предметам;
формирование с помощью комплексных заданий совокупности учебных и познавательных умений, в том числе умений учащихся использовать знания из других предметов;
комплексную реализацию МПС, многообразия их видов;
комплексность результатов урока, приращение знаний и умений, развитие мотивов и качеств личности ученика.
МПС призваны обеспечивать взаимосвязь содержания изучаемого предмета с соответствующим содержанием других предметов, как родственных циклов, так и всех других циклов учебного плана с тем, чтобы для учащихся каждый учебный предмет представлялся одной из существенных граней единой картины материального мира.
МПС предполагают "экспорт" знаний одного предмета в содержание других школьных предметов. Необходимо хорошо знать то, что надо дать учащимся в курсе данного учебного предмета для использования при изучении других предметов и, особенно, то, без чего другие предметы обойтись не могут. Ясно, что такие связи работают на лучшее усвоение других предметов, но вместе с этим, бесспорно, повышается роль и значение изучаемого предмета, появляется повышенный интерес учащихся к изучению системы всех предметов, опирающихся на данный и, следовательно, формируется более целостное представление учащихся об окружающей нас реальной действительности.Межпредметные связи привносят в учебное познание методологический аппарат современной науки. Их осуществление способствует приобщению школьников к системному методу мышления. Ориентация на усвоение межпредметных связей сталкивает учащихся с методологическими проблемами правомерности переноса и синтеза знаний из разных научных систем. Это усиливает взаимодействие дедукции и индукции, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации при общем росте поисковых путей познания. Межпредметные связи выступают как метод деятельности ученика, развивающий у него способность к синтезу знаний из разных предметов. Межпредметные связи требуют выдвижения новых, более обобщенных познавательных задач. Они вызывают потребность в развитии умений учащихся обобщать знания из разных предметов, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особенное.Межпредметные связи формируют научное мировоззрение учащихся, которое выступает в качестве методологического ориентира в познании и оценке явлений действительности. Межпредметные связи обеспечивают систему в организации предметного обучения. Межпредметные связи побуждают учителя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими учителями-предметниками. Это способствует повышению педагогического мастерства и сплочению педагогического коллектива в решении единых задач обучения.
Интеграция- это высшая ступень реализации межпредметных связей в обучении. Они учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения. Такая перестройка сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихся.
Интеграцию мы понимаем как процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности.