Разработка внеклассного мероприятия Экологический капустник


Экологический капустник.
Внеклассное мероприятие
в рамках недели предметов естественно-научного цикла
для учащихся 7 классов.
Разработка учителя биологии
МСОШ № 8 г. Красновишерска
Белобородовой С.В.
2016 год
Цель: 1. Привлечение детей к изучению и охране природы.
2. Воспитание любви к родной природе, её красоте и богатству.
Оборудование: картинки животных, предметов
Ход мероприятия:
Приветствие.
Слово ведущему: «Капустник – это .» Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и средой обитания.
Земля. Какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам быстроногих зверей.
Земля качает на себе города. Выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет. Здесь на земле за каждым селом – дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников земли нашей.
Если бы можно было на машине времени перенестись на несколько тысячелетий назад и подняться над территорией нашей Европы, то мы бы заметили мало признаков обитания человека: кое-где группы примитивных шалашей, дымки костров, узкие тропинки. И леса, леса, леса….
С развитием скотоводства и земледелия начинается новый этап в развитии человечества. Выжигаются и вырубаются леса, прокладываются дороги, под натиском человечества всё глубже в лес отступают животные, а некоторые исчезают совсем.
С появлением железных орудий этот процесс убыстряется. Копья и стрелы с металлическими наконечниками всё чаще находят свою жертву.
И вот уже качаются на волнах ладьи и каравеллы и чудом вернувшиеся моряки из плавания утверждают: океан безбрежен, земля необъятна, в неведомых краях огромные стада дичи. И вот уже идёт колонизация Африки и Америки, истребление коренного населения, а заодно животных и растений.
Человек научился прокладывать каналы и осушать болота. Родился лозунг «Покоряй природу».
«Покоряй природу».
Создано новое водохранилище!
«Человек покоряет природу».
Создан новый химический препарат, который избавит вас от насекомых, летающих и кусающих.
«Человек покоряет природу».
Послушайте мнение Земли:
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет…
Я так устала…
Плоть моя покрыта рубцами ран –
Живого места нет.
Терзает сталь моё стальное тело
И яды травят воды чистых рек
Всё то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды
А ведь на них идёт моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,
Его подземных взрывов череда
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем
На все обиды свой отчёт даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
Учитель представляет команды и членов жюри.
Конкурсы.
Конкурс 1. «Утилизация».
Командам выдаются картинки с изображением предметов быта (резиновые сапоги, стул, железное ведро, стеклянная банка, кипа газет). Из каких материалов сделаны вещи, и как правильно произвести утилизацию данных отходов.
(Способы утилизации: вторичное сырье для металлов и стеклотары; сжигание для тканей, древесины и бумаги; захоронение для резины и пластмасс.)
За каждый правильный ответ – 1 балл
Конкурс 2. «Животное – загадка».
Командам предлагают рисунки фантастических животных. Команды должны разгадать, части каких животных были использованы при создании рисунков. Максимальная оценка конкурса – 3 балла.
Ответы к зоошуткам:
№1. Голова щуки, тело леща, спинной плавник ерша, грудные плавники рыбы – ласточки, хвост вуалехвоста.
№2. Голова рыбы – молота, фонарик удильщика, тело рыбы – ежа, плавники трёхиглой колюшки, хвост осетра.
№3. Голова жабы, тело лягушки, хвост тритона, передние лапы квакши, задние – лягушки.
№4. Голова черепахи, тело ящерицы, хвост гремучей змеи, передние конечности крокодила, задние – варана, окраска гадюки.
№5. Голова орла, шея и крыло лебедя, тело пингвина, ноги страуса.
№6. Голова венценосного журавля, клюв пеликана, шея грифа, тело буревестника, крыло пингвина, лапы утки, хвост птицы – лиры.
№7. Голова и уши зайца, клыки моржа, тело овцы, хвост косули, передние ноги собаки, задние ноги слона.
№8. Голова муравьеда, рог носорога, шея зебры, тело мыши, хвост лошади, передние конечности касатки, задние конечности бобра.
                          Конкурс 3. «Рассыпанные» пословицы.
- Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей.
- Охранять природу – значит охранять Родину.
- Хлеб батюшка, вода – матушка.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Сама земля и в горсти мила.
- Не плюй в колодец, придется из него водицы напиться.
Конкурс 4. «Поэтический».
Команды в течение 3-5 минут должны придумать стихотворение о природе, имея заданную рифму:
Природы – народы; задачи – удачи; цветы – мечты; года – всегда.
Конкурс 5. «Найди пару».
От каждой команды в конкурсе участвует один человек (этот конкурс проводится, пока команды придумывают стихотворение). Ведущий называет растение, а участник конкурса должен найти животное, чем-то похожее на названное растение, и объяснить причину выбора.
Кактус – дикобраз (имеются иголки).
Крапива – пчела (жалят).
Мать-и-мачеха – крот (мягкие покровы).
Росянка – паук (едят насекомых).
Репейник – пиявка (цепляются).
Осина – заяц («трусишки»).
Лиана – удав (длинное тело).
Повилика – аскарида (паразиты).
Мимоза – ёж (сворачиваются).
За правильный ответ конкурсант может получить 1 балл.
Конкурс 6. «Кто же это».
От каждой команды в конкурсе участвуют два человека.
Одному из них на спину прикрепляют картинку с изображением животного или растения. Этот участник может задавать вопросы второму участнику, на которые тот может отвечать только «да» или «нет».
Задача – быстро и правильно «разгадать» изображение на картинке.
Максимальная оценка конкурса – 2 балла.
Конкурс 7. «Хищник-жертва»
Изобразить в виде пантомимы взаимоотношения, записанные на бумаге, не называя вслух ни одного действующего лица. На подготовку – 1-2 минуты. Остальные – угадывают. За представление – 2 б (+1 балл, если угадали и + 1 команде, которая угадала)
Паук – муха
Волк – заяц
Дятел – короед
Конкурс 8. «Если бы да кабы…» (решение экологических задач)
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Вьющиеся растения украшают здания. Сегодня это имеет не только декоративное, но и экологическое значение. Какое?
(растения на стенах позволяют смягчить колебания температуры в зданиях. В домах с озелененными стенами летом всегда прохладно, зимой дом не так быстро остывает.)Если исследовать здоровье детей, проживающих вблизи аэропорта и детей, живущих в аналогичных условиях, но в тихом поселке, то какие результаты можно ожидать?
(такие исследования были проведены. Дети, живущие вблизи аэропорта болеют в 2 раза чаще и дольше, чем дети, не подвергающиеся воздействию сильного шума. Наиболее распространенные болезни – нервные, инфекционные, органов дыхания)Один из «врагов» человека – комар – переносчик возбудителей малярии и других видов лихорадок. Что будет, если удастся каким-то способом избавиться от всех комаров?
(Нарушится природное равновесие. Личинки комаров – корм для многих видов рыб. Разорвав пищевую цепочку, можно вызвать гибель нескольких других видов).Конкурс 9. Экологический плакат.
Команды рисуют плакат на экологическую тему и комментируют его.
. В одном из зарубежных зоопарков повесили зеркало с простой, но многозначительной надписью: «Вы смотрите на самого опасного зверя на земле, из всех живших когда-либо зверей, только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды».
До теперешней нашей Земли,
до её снегов, метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.
Только это не их беда,
за неё никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда,
Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо, ветвь – налево.
«Человек разумный сидит»
на вершине этого древа.
А над ним проносится век.
Повороты, круговороты.
Да неужто и человек –
тупиковая ветвь природы?
Раздаточный материал.
Конкурс 1.




Конкурс 3. (для жюри)
Ответы к зоошуткам:
№1. Голова щуки, тело леща, спинной плавник ерша, грудные плавники рыбы – ласточки, хвост вуалехвоста.
№2. Голова рыбы – молота, фонарик удильщика, тело рыбы – ежа, плавники трёхиглой колюшки, хвост осетра.
№3. Голова жабы, тело лягушки, хвост тритона, передние лапы квакши, задние – лягушки.
№4. Голова черепахи, тело ящерицы, хвост гремучей змеи, передние конечности крокодила, задние – варана, окраска гадюки.
№5. Голова орла, шея и крыло лебедя, тело пингвина, ноги страуса.
№6. Голова венценосного журавля, клюв пеликана, шея грифа, тело буревестника, крыло пингвина, лапы утки, хвост птицы – лиры.
№7. Голова и уши зайца, клыки моржа, тело овцы, хвост косули, передние ноги собаки, задние ноги слона.
№8. Голова муравьеда, рог носорога, шея зебры, тело мыши, хвост лошади, передние конечности касатки, задние конечности бобра.
Конкурс 4. «Поэтический» (для команд)
Природы – народы; задачи – удачи; цветы – мечты; года – всегда.
Природы – народы; задачи – удачи; цветы – мечты; года – всегда.
Природы – народы; задачи – удачи; цветы – мечты; года – всегда.
Природы – народы; задачи – удачи; цветы – мечты; года – всегда.
Конкурс 5.
Кактус Крапива Мать-и-мачеха
Росянка Репейник Осина
Лиана Повилика Мимоза
Конкурс 6

Конкурс 7
Паук – муха
Волк – заяц
Дятел – короед

Конкурс 8.
Вьющиеся растения украшают здания. Сегодня это имеет не только декоративное, но и экологическое значение. Какое?
Если исследовать здоровье детей, проживающих вблизи аэропорта и детей, живущих в аналогичных условиях, но в тихом поселке, то какие результаты можно ожидать?
Один из «врагов» человека – комар – переносчик возбудителей малярии и других видов лихорадок. Что будет, если удастся каким-то способом избавиться от всех комаров?