Экологическая игра на тему: Эрудит


Методическая разработка
«Экологический эрудит»
Цель:
Проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.
Задачи:
способствовать углублению знаний обучающихся по экологии, показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;
научить школьников правильно вести себя на природе, вызвать интерес к родному краю;
развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном материале природоведческого содержания;
расширить кругозор детей о взаимосвязях и причинно-следственных отношений в природе;
воспитывать бережное отношение к природе.
Формы организации деятельности:
Игра.
Оборудование и вспомогательные материалы:
Два стола для команд
2 набора карточек с цифрами «1», «2», «3»
Листы с недописанными загадками
Обручи
Музыкальное оформление
Ход игры
I. Организационный момент.
Ведущий-1:- Здравствуйте, друзья!Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок,Если все: и я, и ты,Если мы сорвем цветы,Опустеют все поляны,И не будет красоты.
Ведущий- 2 Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь, скипидар и многое другое. Более десяти тысяч различных изделий производится из древесины промышленностью нашей страны. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако, с каждым годом лес все более нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось. Лес – это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Один гектар зеленных насаждений за час может поглотить 2 килограмма углекислого газа. Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.Ведущий -1.
Ребята, наше сегодняшнее мероприятие посвящено экологическим проблемам мира. Все человечество тревожат данные ученых-исследователей об ухудшении экологической обстановки на земном шаре. Мы должны постараться сберечь наши леса - лёгкие нашей планеты. Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса – все, что окружает нас. Этой цели посвящен наш сегодняшний экологический кружок.
В нем принимают участие 2 команды по 7 участников в каждой, а также зрители-болельщики.

I. I. Основной этап. Вниманию команд предлагается 1 конкурс – визитка. На визитку отводиться по 5-7 минут. Команды представляют свое название, экологический призыв и т.п. За лучшее название команда получает дополнительный балл.
2 конкурс: Разминка команд. Каждая команда должна ответить на вопросы:1. Кого называют пернатой кошкой? (сову, пернатого охотника за мышами)2. Почему нельзя уничтожать лягушек?(поедают вредных насекомых.)3. Какая нить самая тонкая в природе?(паутина паука тоньше человеческого волоса в 1000 раз)4. Почему воробьи и другие мелкие птицы зимой взъерошивают перья?(Между взъерошенными перьями находиться много воздуха и таким образом, птицы теряют меньше тепла)5. Чем особенно полезна кукушка?(Поедает вредных, мохнатых, гусениц , которых не едят другие птицы )6. Что птицам страшнее: холод или голод?( Голод)7. Назовите самую крупную птицу нашего края.( Глухарь)8. Пользу или вред приносит барсук зимой?( Он спит)9. Какой зверёк спит всю зиму вниз головой?( Летучая мышь)10. Какое дерево цветет первым, а какое последним? (Ольха и липа) 11. У каких деревьев листья осенью краснеют? (Клен, рябина)12. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)13. Какой зверь становится на зиму весь белый, кроме кончика ушей?( Заяц беляк)14. Детёныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание. У кого это? (Кукушка)3. конкурс – « Что ни шаг, то зверь или птица». На каждый шаг участник команды называет зверя или птицу.
4. конкурс - «Звездный час». Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей правильный ответ. За каждый правильный ответ выдается звезда, у кого больше звезд, тот и победитель.
Вопросы
- Кто из этих животных не живет в тайге? (1 — волк, 2 — жираф, 3 — лиса.)
- Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (1 — утка-мандаринка, 2 — сокол, 3 — воробей.)
- Какой из грибов ядовитый? (1— белый гриб, 2 — дождевик, 3— мухомор.)
- Какие из перечисленных растений являются лекарственными? (1 — крапива, 2 — колокольчик, 3 — синий василек.)
- Кого называют королем грызунов? (1 — суслик, 2 — бобр, 3 — хомяк.)
- Кого называют глазастым охотником? (1— варан, 2 — стрекоза, 3—лягушка.)
- Какого жука называют опасным преступником? (1 — майский жук, 2 — колорадский жук, 3 — жук-олень.)
- Какие из перечисленных змей ядовитые? (1— гадюка, 2 — уж, 3 — кобра.)
- Какое из этих животных живет в пустыне? (1 — верблюд, 2 — тигр, 3 — волк.)
- Назовите перелетных птиц. (7 — кукушка, 2 — ласточка, 3 — стриж.)
5. конкурс – Изобразить пантомимой различных зверей и птиц (По 3 каждой команде). Болельщики, отгадывают какое животное или птицу изображают участники команд. Оценивается артистичность, фантазия и узнаваемость. За верно угаданную зрителями пантомиму команда получает 3 балла.
6.-конкурс – «Туристы».- Что может заменить мясо среди растительного мира?(Грибы, они содержат до 40% белков);
- Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая?(Листья земляники, малины, черники, кипрея, брусники);- Как с помощью мхов и лишайников в лесу определить стороны горизонта?( Мхи и лишайники растут на коре деревьев с северной стороны, где больше тени)- Какое растение называется другом пешехода?(Подорожник, так как его листья утоляют боль при укусах насекомых, при потертостях, при мозолях)- Листья каких растений можно использовать как кровоостанавливающее средство?(Тысячелистник, подорожник)
7.конкурс - «Юные художники». Коллективно по частям (один рисует голову, второй туловище, третий лапы, чётвёртый хвост и пятый уши и тд.) нужно нарисовать на листе бумаги волка – одной команде, зайца - другой команде.
8. конкурс «Отгадай загадку» Командам даются листы с загадками, какая команда дала больше ответов и быстрее получает 5 баллов, проигравшая 3 балла (10 мин).
1.Он в лесу стоял,Никто его не брал,В красной шапке модной,Никуда не годный. (Мухомор)
2. Никто не пугает, а они дрожат (Листья осины)
3. В этот гладкий коробокБронзового цветаСпрятан маленький дубокБудущего лета (Желудь)
4. Белотелая девица,солнца вовсе не боится, ужеконец лета, а загара нет. (Береза)
5. Белым шариком пушистымЯ красуюсь в чистом поле.Дунул легкий ветерок –И остался стебелек. (Одуванчик)
6. Я была зеленой, маленькой,Потом я стала аленькой,На солнце почернела я,И вот теперь я спелая. (Ягода)
7. Стояли четыре березы,На каждой березе -По четыре больших ветки,На каждой большой ветке -По четыре маленьких ветки,На каждой маленькой ветке,По четыре яблока -Сколько всего яблок?
9 конкурс «Займи домик» (Обручи - это гнезда, пока играет музыка, дети ходят вокруг обруча, как музыка прекращается, дети занимают свои места, при этом девочки отдельно от мальчиков).
I. I. I. Заключительный этап. Ведущий-1.: Ребята! Сегодня на экологическом кружке мы узнали, как важно беречь природу для нас и наших потомков. Мы должны быть патриотами своего Отечества!Мы хотим, чтоб птицы пели,Чтоб вокруг леса шумели,Чтобы были голубыми небеса,Чтобы речка серебрилась,Чтобы бабочка резвилась,И была на ягодах роса!Мы хотим, чтоб солнце грело,И берёзка зеленела,И под ёлкой жил смешной колючий ёж,Чтобы белочка скакала,Чтобы радуга сверкала,Чтобы летом лил весёлый дождь.
IV. Определение победителей по сумме баллов
V. Рефлексия