Методическое объединение Патриотическое воспитание дошкольников


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Чановский детский сад №1 Чановского района Новосибирской области
Методическое объединение по теме
«Патриотическое
воспитание дошкольников»
Выполнила:
старший воспитатель
МБДОУ Чановский детский сад №1
р.п.Чаны Чановского района
Новосибирской области
Бехтенова Гульжан Савельевна
Чаны – 2016
Методическое объединение по теме
«Патриотическое
воспитание дошкольников»
Цель: систематизация знаний педагогов о родном крае, ознакомление воспитателей других учреждений со своим опытом работы.
План проведения:
1.Теоретическая часть: «Воспитание любви к своей малой родине» - выступление старшего воспитателя.
2.Практическая часть: открытые просмотры занятия и развлечения (старшая и подготовительная к школе группа).
3.Из опыта работы ДОУ – воспитатель старшей группы. Тема самообразования «Система работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
4.Викторина для присутствующих педагогов: «Знаешь ли ты свой край».
Методическое обеспечение:
Выставка методической литературы по родному краю, папок с опытом работы, результатов диагностики работы по данной теме с детьми дошкольного возраста.
Методическое объединение проводится в оформленном музыкальном зале.
По мере прихода гостей в дошкольное учреждение, каждому из них раздается анкета.
Анкета.
1.Знаете ли вы место рождения своих родителей?
2.Кто были ваши дедушка и бабушка?
3.Где родились ваши дедушка и бабушка?
4.Социальное происхождение ваших дедушки и бабушки.
5.Что вы знаете о ваших прадедушках и прабабушках?
6.Знаете ли вы интересные случаи из жизни ваших предков?
7.Есть ли у вас семейные реликвии, передающиеся по наследству?
8.Рассказываете ли вы свои детям о ваших прародителях?
9.Как часто вы посещаете родину предков?
Ход семинара:
«Воспитание любви к своей малой родине»
Планируя учебно-воспитательную работу с детьми, мы пишем в планах: «Воспитывать любовь к своей Родине», как это можно выразить это другими словами?
(Ответы из аудитории).
Правильно, воспитание патриотизма.
Давайте вспомним, что же обозначает слово «патриотизм»?
(Ответы педагогов)
«Патриотизм» - слово греческого происхождения. В «Словаре кратких иностранных терминов» написано: «Патриотизм – любовь к родине, отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями».
У каждого класса в обществе есть свои ценности. Эти ценности меняются, например, понятие о красоте у дворян и у крестьян, понятие о здоровье. Но есть ценности, которые остаются всегда постоянно: добро, истина, любовь.
Итак, любовь…
Существует несколько видов любви:
- любовь к родственникам (кровная любовь);
- любовь к человеку противоположного пола, когда потом они становятся супругами;
- любовь к Родине.
А это и есть патриотизм. Хочется вспомнить слова Е.И.Рериха: «Патриотизм есть высокое благороднейшее и священное чувство. Полюбим родину такой, какая она есть, прислушаемся к биению ее сердца». А что такое Родина?
(Варианты ответов)
- Понятие «родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию, к взаимодействию, к духовности. Что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. А культура включает знания. Давайте обогащать знания детей историей своей Родины. Чтобы полюбить свою Родину, ее надо хорошо знать. Как дать детям дошкольного возраста знания о Родине? Есть ли различия в понятии слова «родина» у ребенка 4 и 7 лет? В чем оно заключается?
(Варианты ответов участников методического объединения.)
- Ребенок-дошкольник живет в окружении взрослых, которые впитали в себя опыт и традиции своей территории (маленькой родины). И этот опыт они начали впитывать в себя с детства, с колыбельной песни. Недаром говорят, что фольклор является мостом из прошлого в настоящее. Поведение взрослых служит наглядным примером для детей. Они начинают подражать старшим, у них появляется желание быть похожим на маму и папу, на тех, кто затронул их чувства. Дети перенимают у взрослых оценку происходящих событий – отношение к жизни. На основе социального опыта семьи ребенок получает информацию о культуре человеческих ценностей, которые представлены познавательными ценностями, ценностями преобразования и переживания. Эти ценности формируют начало нравственного сознания. Одновременно у ребенка происходит открытие своего «Я», пробуждаются первые представления о Родине, о будущем.
Родители – первые воспитатели ребенка. Они закладывают представления о малой родине, которая является семьей для ребенка. Родина – это двор, где он играет с друзьями. Это детский сад, а потом это будет его школа. Это его город или деревня, в зависимости от того, где проходит его детство. Диагностика детей старшего возраста и беседы с родителями показали, что дети и родители плохо знают историю своей семьи и малой родины. Еще К.Д.Ушинский говорил о необходимости познания своей малой родины для подрастающего поколения: « Мы знаем, что Париж находится на Сене, знаем, когда было сражение под Аустерлицем, а что было в нашей губернии – не всегда». Эта проблема актуальна и сейчас.
Как мы решаем эту задачу, вы посмотрите на открытых занятиях.
Сейчас мы пройдем в групповую комнату старшей группы. Воспитатель Гредюшко Наталья Анатольевна работает над этой темой 3 года и представит вам познавательное занятие по теме «Моя малая родина – поселок Чаны».
(Открытый просмотр занятия в старшей группе. Конспект см. в приложении №1.)(Открытый просмотр занятия в подготовительной к школе группе. Конспект см. в приложении №2.)Велика наша страна, и каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. У каждого человека есть своя судьба, а у семьи – история. А из всего этого складывается история нашего государства. И чем лучше мы будем знать ее тем лучше и быстрее поймем значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представим будущее. Человек, любящий свою Родину, не способен на предательство, так как любимых не предают. Поэтому учить любить свою Родину надо как можно раньше. А история нашей с вами малой родины очень интересна.
Викторина «Знаешь ли ты свой край?» (см. приложение №3).
Методические рекомендации:
Совершенствовать систему работы по изучению родного края (дальнейшее накопление материала, работа по созданию развивающей среды).
Рекламировать знания о традициях района родителям и привлекать их к сотрудничеству в воспитательно-образовательном процессе.
Приложение№1
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – поселок Чаны.
Цель: пробудить интерес к истории родного поселка, используя различные средства (музыка, чтение, беседа, рассказ); закрепить знания о названии улиц, природе, предприятиях; развивать воображение, речь, память в процессе составления рассказа по схеме, используя элементы ТРИЗа; воспитывать чувство гордости, любви к своему поселку, стране.Материал: альбом «Наш поселок», продукты (наших предприятий).
Ход занятия:
1.Игра «Давайте поздороваемся»
Правило: 1 хлопок – здороваемся за руку
2 хлопка – за две руки
3 хлопка – спинами
2. - Дети, вы откуда? (Мы из Чанов)
- А наш поселок древний? (наш город старый, ему 139 лет).
- А в какой области он находится?
Звучит музыка (песня «Любимый город – Новосибирск» А.Бахтин)
1 ребенок: поселок Чаны расположен в Новосибирской области.
2 ребенок: В 1875 году появилась НовоПокровская заимка, которая потом превратилась в большое село. 
3 ребенок: В Чановском районе находится озеро Чаны – самое большое в Новосибирской области.
4 ребенок: В Чановском районе находится еще одно знаменитое озеро Карачи, которое знаменито своим лечебным свойством.
5 ребенок: улицы нашего города: Победы, Советская, Ленина, Пионерская, Бр.Желтиковых, М.Горького и другие.
6 ребенок: в Чанах расположены ряд промышленных предприятий: маслозавод, мясокомбинат, элеватор, хлебопекарня.
7 ребенок: библиотеки, больницы, школы, детские сады, железнодорожная станция, бассейн.
8 ребенок: исторические места: музей, памятник погибшим воинам.
9 ребенок: наши достопримечательности: фонтан, Доска Почета, парк красивый.
3. Игра «Угадай промысел по описанию»
Дети определяют на вкус – что это, и на каком предприятии это сделано.
Масло, сметана – маслозавод;
Колбаса – мясокомбинат;
Мука – элеватор;
Хлеб, батон, сушки – хлебопекарня.
4.Составь рассказ по схеме (мой дом, моя улица).
Какой мой дом?
Что украшает мою улицу?
Какой вид транспорта ходит по вашей улице?
Какое движение по вашей улице?
-114300278765
5.Игра «Отгадай-ка»
Самое крупное животное нашего района (лось)
Самое маленькое (мышь)
Из чего делают хлеб (пшеница)
Лекарственные растения нашего поселка (крапива, ромашка, подорожник. лопух)
Какая рыба водится в наших озерах (карась, сазан, пелядь, толстолобик)
Кто управляет нашим поселком? (глава) А страной (президент), столица нашей Родины (Москва). А кто из вас хотел бы стать главой нашего поселка? Что бы вы сделали для нашего поселка?
6.Игра «Поставь буквы по порядку»
Поставь буквы по порядку номеров шариков и прочитай название улицы, на которой находится наш детский сад (улица Победы)
Детский сад наш находится на улице Победы.
«Наше Чаны поселок» стоит как Москва и это Родина моя.
Я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет нам выразить свои дружеские чувства.
7.Пальчиковая гимнастика
Люблю по поселку гулять,
Люблю смотреть, люблю читать.
Победа - раз; Советский – два,
Три красавец наш Чаны,
А четыре - длинный мост,
Пять – гуляю я по парку,
Шесть – к музею я хожу
И на картинки погляжу,
Семь – конечно наш фонтан -
Как красиво там,
Восемь – это магазин,
Девять – повстречался мне наш бассейн -
Каждый будет чемпион,
Десять из-за поворота
Вижу я Доску Почета.
8.Игра «Спасибо»
Один из нас становится в центре круга, все по очереди подходят к нему и говорят «Спасибо за приятное занятие». И так все по очереди.
Приложение №2
Конспект НОД в подготовительной группе.
«Часть России малая, наш город Новосибирск...».
Воспитатель МБДОУ Чановский детский сад №1 Гофман О.Г. 
Задачи:
Продолжать расширять знания о родном крае. Называть и показывать на карте свою страну, область, город. Познакомить с историей возникновения города (познание).
Учить рисовать модель «Малая Родина на планете Земля» (познание).
Развивать творческое воображение, речь (коммуникация).
Формировать признание своей причастности к судьбе Родины, уважение к истории своего Отечества (социализация).
Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой город, любовь к месту, где живешь, её природе, обычаям (социализация).
Предварительная работа:
Оформление уголка Геральдики в ДОУ.
Рассматривание карты России, Новосибирской области.
Оформление альбомов «Растительный и животный мир нашего края».
Экскурсии по поселку, микрорайону.
Рисование на тему: «Мой поселок», «Мой дом».
Ход занятия.
1. Приветствие в кругу:
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
Всех я Вас приветствую!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
2. Беседа:
- Почему мы любим свою Родину Россию?
- Потому что нет нигде Родины красивей!   
В: Ребята, посмотрите на эту карту. Эта карта нашей страны. Как она называется?
Д: Россия.
В: Карта может многое рассказать о нашей стране. Россия – это большое и сильное государство, в котором много городов, озер, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой страной. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок земли, где мы выросли, где находится наш родной дом.
Ребенок читает стихотворение:
Малая Родина-
Островок Земли
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
И березка белая,
А под ней скамья,
Ласковая малая
Родина моя!
В: Наша малая Родина – поселок, в котором мы живем. Как он называется? (Чаны). Вам нравится наш поселок? Чем он нравится? (ответы детей)
В: Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы и цветные карандаши.
В: На какой планете мы живем?
- Земля.
В.: Возьмите голубой карандаш и нарисуйте большой круг. Эта планета Земля.
- Как называется наша страна? - Россия.
Возьмите карандаш красного цвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия.
- А как называется область, в которой мы живем?  - Новосибирская область.
Возьмите карандаш синего цвета и внутри кругов рисуем еще один круг - это наша область.
А наш поселок находится в Новосибирской области. Возьмите, зеленый карандаш и нарисуйте маленький круг - это наша малая Родина – Чаны. Посмотрите, какая она маленькая на такой большой Земле. Часть России малая, наш любимый поселок Чаны.
3.Звучит аудиозапись шумы леса, появляется Сибирячок.
С: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я, как и Вы, живу в Сибири и поэтому меня зовут, Сибирячок. Я очень много путешествую, и вот дошел до вас. А что вы рисовали? (ответы детей). А почему вы малую Родину нарисовали зеленым цветом?
Д: зеленым цветом на карте обозначают леса, а их в нашей области много.
С: А я для вас приготовил загадки про птиц, зверей, насекомых  и растениях  сибирского края, хотите отгадать? Тогда слушайте:
1. Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан (береза).
2. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса).
3. Верещунья, белобока, а зовут её….(сорока).
4. Много мастеров срубили избу без углов (муравьи).
5.Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем (ель).
6.Не мышь, не птица в лесу резвится.
На деревьях живёт и орешки грызёт (белка)
С: Молодцы ребята, все загадки разгадали.
В: Сибирячок,  наши дети знают много стихов и одно они тебе сейчас расскажут.
4. Дети рассказывают стихотворение  «Гимн Чановского района» (Музыка – Н.Кудрин, слова – И.Ромашко)
1.Блещут зори на просторе,Плещут брызги от воды.Как Байкал, как сине море,Наше озеро Чаны.Стал ты мне навеки близким,Стал родным в моей судьбе,Хлебородный край сибирский,Эта песня о тебе.
2.Синь озер небесная,Степь со всех сторон,Родина чудесная-Чановский район.
3.Здесь живут с душой открытой,Люди сердцем горячи,На весь мир стал знаменитымСанаторий «Карачи».Здесь живет моя рыбачка-Та, что в сердце берегу,Несмеяна-сибирячкаЖдет меня на берегу.
4.Синь озер небесная,Степь со всех сторон,Родина чудесная-Чановский район.
5.А кругом все золотится,Как награда за труды,На полях шумит пшеницаВ ожидании страды.Вечер тихий и чудесныйПо-над озером плывет,Где-то тихо льется песня,И душа моя поет.
6.Синь озер небесная,Степь со всех сторон,Родина чудесная-Чановский район.
Музыка – Н.КудринСлова – И.РомашкоС: Ребята вы рассказали просто замечательное стихотворение.
В: Если любишь свой поселок и гордишься им, надо знать не только стихи о нем и природу, но знать его историю. Сибирячок, ты много знаешь, много видел. Расскажи нам историю возникновения поселка.
С: Хорошо, но сначала, я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру. (Проводится двигательная пауза)
5. Игра с Солнцем.
В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.
6. Рассказ Сибирячка (слайды)
25 мая 1925 года Президиум ВЦИК СССР утвердил образование Сибирского края с разделением его на 16 округов, 256 районов, 586 сельских Советов. Территорию Новониколаевской губернии расчленении на три округа, пятьдесят районов. Чановский район относился к Барабинскому округу.Сформировался он на базе шести волостей – Чановской, Тармакульской, Карачинской, Старо-Карачинской, Тебисской и Покровской.В 1962 году была проведена перепись населения.
«Синь озер небесная, степь со всех сторон, Родина чудесная – Чановский район!» – Это слова из песни-гимна о Чановском районе. Музыка сибирского композитора Николая Кудрина, слова солиста Новосибирского Государственного театра музыкальной комедии, народного артиста России Ивана Ромашко.
Как и любой другой район, Чановский, имеет свой флаг и герб. Золотой (желтый) цвет – символ справедливости, радушия, гостеприимства. Также развитого сельского хозяйства – «золотых» полей, являющегося основным источником богатства и благополучия жителей района. Золотые караваи с солонками символизируют гостеприимство и хлебосольство многонационального населения нашего района. Зеленый цвет – символ надежды, изобилия, возрождения, жизненных сил. Лазоревый (синий, голубой) цвет – символ благополучия, мира, верности, движения вперед, а также крупнейшего в Западной Сибири озера Большие Чаны наибольшего количества других озер, расположенных, либо граничащих с территорией района. Овал с каймой, напоминает форму чана, если смотреть на него сверху и таким образом указывает на название района. Белые лебеди символизируют чистоту помыслов, красоту и разнообразие природного мира.
На территории района осуществляется добыча и розлив всемирно известной минеральной воды « HYPERLINK "http://chany.info/history/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F" Карачинская», обладающей высокими целебными свойствами. Площадь района 5,5 тыс. кв. км. По северу протекает река Омь с правым притоком Ича. Территория представляет собой равнину, на которой довольно много блюдцеобразных впадин, занятых болотами и озерами. (Отсюда название «чан-чаша» – от тюркского – сосуд больших размеров) На территории нашего района расположено около 280 озер, из них 32 соленые. Озеро Чаны богато рыбой и водоплавающей птицей. Растянулось озеро в длину более чем на 90 км и в ширину почти на 60. Два острова Медвежий и Узкоредкий на озере Чаны стали памятниками природы областного значения. Леса представлены березовыми колками, перелесками, встречаются осинники. В лесах можно встретить тетерева, дятла, глухаря, куропатку. Обитают колонок, ласка, норка, ондатра, корсак, заяц-беляк, суслик. В водоемах водятся язь, сазан, карась, щука, окунь. Из земноводных можно встретить лягушек и жаб, ящериц. В небольших количествах водятся лось, косуля. На территории района создан Государственный природный заказник федерального подчинения «Кирзинский».
В 2014 году Чановскому району исполнилось 85 лет, поселок Чаны отметил свое 139-летие. История поселка началась с того, что 139 лет назад на богатой сибирской земле, среди болот возникла Новопокровская заимка. Сюда приезжали крестьяне в поисках свободных земель. Люди строили землянки, в которых жили, возделывали землю, занимались охотой и рыбалкой. Новоселы занимались сельским хозяйством, кто-то из членов семей работал на строительстве железной дороги. Население стало расти за счет крестьян, которые прибывали на строительство железной дороги. Возникла станция Карачи (ныне Чаны). Был построен небольшой деревянный вокзал с залом ожидания. Со строительством станции, деревня Новая Покровка превратилась в крупное торгово-перевалочное село с населением около двухсот дворов. В 1904 году станция Карачи и деревня Новая Покровка объединились в единый населенный пункт Чаны. Со строительством железной дороги стала развиваться торговля, появились заезжие купцы. Они строили магазины, склады, скупали у местного населения за бесценок сельскохозяйственные продукты, а затем везли в дальние и ближние города. Прошли годы, и на помощь людям пришла техника. Для работы на поле был выпущен первый трактор марки «Фордзон», появились они на полях колхозов в 1927 году.
Долгое время большая часть населения оставалась неграмотной. Обучение детей из богатых семей началось в церковно-приходской школе. Два класса были открыты при церкви, которую построил купец Волков.
Восьмилетняя и начальная школы были построены в 1934 году. Просуществовала она до 1963 года, так как выстроили новую светлую, большую среднюю школу №1. В 1981 году открыла свои двери школа №2.
В годы Великой Отечественной войны всего с нашего района ушло на фронт 8210 человек. Погибли на полях сражений 3906 человек. А из тех, кто вернулся домой, на сегодняшний день осталось 57 ветеранов. Наш район дал 5 героев Советского союза. Такой вот чудный край лесов и озер, природы и человека – Чановский район.
7. В: Спасибо тебе Сибирячок за рассказ. У каждого человека до конца дней сохранится благодарная любовь к тому месту. Откуда берет начало его жизнь, к отчему дому.
 С: Вот спасибо порадовали Вы меня, и у меня для Вас есть сюрприз. Вот Вам вода карачинская, минеральная, прямо с источника. А еще раскраски с гербом и флагом Чановского района. До свидания, до следующей встречи!
8.После ухода Сибирячка дети раскрашивают раскраски. После окончания работы рассматривают рисунки, рассказывают о них.
9.Подводится итог занятия.
В: Вам понравилась встреча с Сибирячком?
- На радость нам наш край цветет,
Хороший здесь народ живет
Природу малой Родины беречь мы должны,
И помнить преданья седой старины.
Приложение №3
Викторина ''Знаешь ли ты историю своего города?''
Первоначальное название станции Новосибирск - главный.
Первоначальное название станции Новосибирск - Западный.
Перечислите названия, которые носил наш поселок в 1893-1903гг.
Назовите дату, когда Новониколаевский поселок был преобразован в город.
Сколько районов было в дореволюционном Новониколаевске?
Сколько районов в нашем городе сейчас?
Назовите дату начала работы метрополитена в Новосибирске.
Назвать улицы, которые носят имена Героев Советского Союза.
Сколько станций имеет сейчас наше метро?
Дата торжественной закладки железнодорожного моста через р.Обь.
Назовите автора проекта железнодорожного моста через р.Обь
Н.Г. Гарин-Михайловский был не только известным инженером-путейцем, но и не менее известным ............
Самое большое озеро в Новосибирской области.
Когда была образована Новосибирская область?
Когда был основан город Бердск?
Первоначальное название города Куйбышева Новосибирской области.
Когда Новониколаевск был переименован в Новосибирск?
Перечислите отделения академий наук, которые расположены в Новосибирске?
В каком году было завершено строительство железнодорожного моста через р. 0бь?
Назовите дату открытия театра оперы и балета.
Когда Новосибирск стал городом – миллионером?
На первом краевом съезде Советов Сибири встал вопрос о переименовании Новониколаевска . Какие названия предлагали делегаты?
Как называется шоссе, которое идет из Новосибирска в Бердск.
Какое из зданий Новосибирска имеет форму паровоза.
Когда по улицам Новосибирска прошел первый автобус.
Когда начала свою работу картинная галерея?
Где в Новосибирске жил А. И. Покрышкин?
Кто первым из новосибирцев стал Героем Социалистического Труда?
Кто первым из новосибирцев стал Героем Советского Союза?
Как до революции назывался Красный проспект?
Назвать фамилию новосибирца - чемпиона олимпийских игр по легкой атлетике.
Когда в городе прошел первый трамвай?
Назовите марку телевизора, который изготавливается в Новосибирске.
Когда в Новониколаевске власть перешла в руки Советов?
Когда начало свои передачи Новосибирское телевидение?
Когда вышел первый номер газеты "Вечерний Новосибирск"?
Как называлась первая городская газета нашего города?
Когда был сдан в эксплуатацию первый коммунальный мост через р. Обь?
 
Ключ к викторине № 1
Станция "Обь"
Станция "Кривощеково"
Кривощековский выселок, Новая деревня, Александровский (1894-1895); Новониколаевский, 1895г.
28 декабря 1903г.
Три: Закаменская часть, Центральная часть, Вокзальная часть.
Заельцовский, Калининский, Дзержинский, Октябрьский, Центральный, Железнодорожный, Ленинский, Кировский, Первомайский, Советский.
1986 январь
М.Г.Селезнева, И.Д. Черняховского, А.М.Аксенов.
10 - Заельцовская, Красный проспект, Сибирская, Гагаринская, Вокзал, площадь Ленина, Речной вокзал, Студенческая, площадь Маркса.
20 июля 1894г.
Н.А.БелелюбскийН.Г.Гарин-Михайловский был и известным русским писателем.
Озеро Чаны.
28 сентября 1937г.
1716 год.
Каинск.
ВЦИК СССР утвердил решение о переименовании Новониколаевска в Новосибирск 12 февраля 1926 года.
СО АН СССР, СО АМН СССР, СО ВАСХНИЛ.
31 марта 1897 года.
12 мая 1945 года
1962 г.
Красносибирск, Ульянов.
Бердское шоссе.
Железнодорожный вокзал станции Новосибирск-Главный.
Май І927г.
1958г.
Улица Лескова 43-а, улица Державина , 20.
Н.А.Лунин в 1943г. получил звание Героя Социалистического Труда.
Летчик Романов. Погиб в Испании в 1937г.
Николаевский проспект.
В.Маркин
Ноябрь 1934
"Изумруд"
14 декабря 1917г.
Август 1957г.
Март 1959г.
"Народная летопись"
Ноябрь 1955г.