Нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках Истории и культуры Башкортостана и башкирского языка


Нравственное и патриотическое воспитание на уроках
ИКБ и башкирского языка.
Тема нравственности и патриотизма –  актуальнейшая тема сегодня для нашей страны. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Разве можно  заставить любить окружающую природу, людей, Родину?  Любовь  - надо воспитывать.
         Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим, ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное. Нужно создать условия для развития патриотически  и нравственно направленной личности учащихся.
Для достижения поставленной цели были определены воспитательные  задачи:
1. На уроках ИКБ, башкирского языка воспитывать гражданско-патриотические и нравственные качества учащихся.
2. Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям,  ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию, развивать творческое мышление.
3. Формировать чувство гордости за свой родной край, преданность родному городу.
Поставленную цель воспитания и вытекающие из нее задачи реализую в первую очередь через  содержание основного учебного материала, изучаемого школьниками по ИКБ, башкирскому языку. В фольклоре и литературе собран весь социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления. При условии овладения теоретическими основами дисциплины можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры и др.
 Наряду с урочной  системой занятий  использую  и другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированные на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности школьников, развитие самостоятельного мышления,  гражданственности, нравственных качеств личности, эстетической культуры.  При освоении учащимися курса ИКБ, башкирского языка применяю   различные виды деятельности.
осознанное творческое чтение художественных произведений различных жанров
выразительное чтение,  заучивание наизусть стихотворных текстов,
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
приведение примера, рассказ,
использование сравнения, сопоставления, противопоставления
анализ фактов, явлений…
При их использовании требуется личностное отношение обучаемых к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения учащихся.
С методической стороны использую разнообразные способы изложения материала нравственной или патриотической направленности. Привожу его по памяти или зачитываю отрывок из книги, документа с их одновременным показом; демонстрирую в форме декламации стихов, прослушивания аудиокассеты, просмотра видеозаписи.
В учебно-воспитательной работе со школьниками использую различные  формы работы: массовые, групповые, учебные,  внеурочные.
Сегодня, когда так много неблагополучных семей, когда растет детская преступность, а интерес к образованию снижается, особенно важно, чтобы обучение воспринималось ребенком не только как необходимость, но вызывало позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта.
Мне кажется, проблема нравственности становится сегодня ведущей. Ведь даже если наше общество станет богатым, богатство не сможет заменить доброты, порядочности, честности.
Общаясь со школьниками разного возраста, остро чувствуешь, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И многие беды их возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации.
Как же достучаться до души каждого ребенка, избежав бесконечных нравоучений, подавления личности? Ведь основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя.
Чтение и обсуждение произведений не только вызывает интерес к творчеству писателя,  проблемам, поставленным в его произведении, а учит связывать размышления о художественном произведении с собственным жизненным опытом. Это ведет пониманию своей роли в жизни людей. Так  рождается способность к самоанализу, критическому отношению к себе. 
По-прежнему самым сложным в работе словесника остается выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего. В  качестве примеров подбираю пословицы и поговорки, сгруппированные по тематике (добро/зло, учение, дружба, смелость/трусость, вежливость, бережливость, долг и т.д.)  и определяющие совокупность норм ценностей, установок, регулирующих человеческое поведение.  Таким образом приобщаю к сокровищам духовной культуры своего народа через знакомство с древнейшими традиционными жанрами  фольклора.
Задаваемые вопросы помогают учащимся осмыслить нравственные ценности с учетом личностной позиции. Например:
- Какие нравственные качества человека ценились во все времена и считаются общечеловеческими ценностями?
- Какой поучительный смысл содержат народные изречения?
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения невозможно без пробуждения любви к родной земле. Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. Ныне уже очевидно, что не красота спасет Родину, но и учитель, способный пробудить в воспитанниках «мечту своей родины». Поэтому чувство патриотизма необходимо воспитывать в детях не только со школьной скамьи, а детского сада, и еще лучше в семье с рождения. Ведь работать с полной отдачей для процветания своей Родины будет только тот, кто горячо ее любит.
Развитие патриотических чувств начинается с кабинета башкирского языка и литературы, где на видном месте расположена государственная символика. Таким образом, при каждом занятии в кабинете ребята обращают внимание на символику, а, значит, в них уже развивается уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны.
В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – классическое искусство, литература М.Карима, Р. Гарипова, З.Биишевой...  Их произведения формируют у учащихся чувства справедливости, долга, ответственности, любви к родному краю, интерес к историческим ценностям. Начиная с фольклора, мы говорим на уроках о богатстве устного народного творчества, о былинных героях как выражении национального представления о героях. Ребята знакомятся не только с историческими фактами, но и с народными идеалами…
Башкирские просветители XIX - XX веков Мифтахетдин Акмулла и Мухаметсалим Уметбаев уделяли большое внимание нравственному воспитанию подрастающего поколения. М. Акмулла призывает свой народ к прогрессу, зовет людей воспитать в себе чистые, благородные качества. Он искренне верит, что таким путем можно избавиться от бедности, нищеты, социальной несправедливости и достичь всеобщего равенства людей. На любом этапе жизни народа литература играет свою огромную роль – как произведениями, составляющими ее золотой фонд, формирующими сознание многих поколений, так и отвечающими сегодняшним, текущим интересам общества, откликающимися на злобу дня. Творчество Мустая Карима – это школа верности, преданности, школа нравственности. Эта школа воспитала не одно поколение учащихся. Творчество Мустая Карима сопровождает учащихся на протяжении всего курса предмета «Культура Башкортостана». Таким образом, талант Мустая Карима продолжает служить людям, помогая им в осознании неповторимости жизни.
Родной язык обладает большим потенциалом воспитательного воздействия на обучающихся, и он должен содействовать формированию патриотов, людей с активной жизненной позицией, строителей будущего. К.Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к родному языку».
                Использование краеведческого материала на уроках башкирского языка имеет большое значение в воспитании обучающихся в духе патриотизма. Воспитанию патриотических чувств способствует ознакомление с родным краем, городом, своей республикой. На своих уроках часто обращаюсь к подвигам земляков – героев Великой Отечественной войны, к известным личностям Башкортостана. Эти темы воспитывают чувство национальной гордости.
Часто на уроках башкирского языка  обращаемся к описанию родной природы, которая привлекала и привлекает поэтов и писателей своей скромной простотой. Во вступительном слове сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для  поэта означает веру в народ и его возможности. Природа родного края кажется человеку самой красивой.
Немаловажной основой в воспитании патриотизма и духовно-нравственного общества в среде башкир играл и родной язык, который от отца к сыну передавал заветы старины, песни и кубаиры о батырах башкирской земли, формировался особый национальный менталитет. Менталитет же есть языковое сознание, то есть это те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры, понимать универсальные формы реальности, образов, архаики и символизма. И как писал Мустай Карим: «Быть человеком - значит быть патриотом», и это главное качество личности, корни которого питаются «родниками народности, традицией. Поэтому в современном мире, необходимо возрождать подобные высокие понятия духовно-нравственного бытия, брать в пример опыт народной педагогики и традиции башкирского народа, изучать их героический дух проявленный в Отечественной войны 1812 года, а также ВОВ 1941-1945 гг., учиться всем, кто проживает в нашей Республике, у башкирского этноса умению видеть себя через призму любви и уважения к истории своих предков, являющихся неоценимыми методами в воспитании подрастающего поколения. Невнимательное и небрежное отношение к обычаям и традициям своего этноса, к его прошлому, настоящему и будущему означает гибель и разрушение единой нити между поколениями и наносит необратимый урон гражданскому и духовно-нравственному формированию личности. И хочется, чтобы каждое подрастающее поколение через себя пропускало феноменальную заповедь Н.М Карамзина: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».
Как увлекательно повторить и закрепить знания об Отечественной войне 1812 г. в курсе ИКБ? Выбирая формы и методы обучения, педагог не должен забывать о таком виде деятельности как игра. Урок с элементами игры не будет монотонным. В ходе игры ученики, незаметно для себя увлекаются поисками ответов, выполнением разнообразных заданий. Например, в игровой форме можно повторить и обобщить знания учеников по теме Отечественная война 1812 г.
Вопросы по теме «История и культура Башкортостана»
1. О чем поется в башкирской народной песне «Любизар»? (выражается радость победы над Наполеоном).
2. Какое прозвище получили башкирские воины, принявшие участие в Отечественной войне 1812 г.? («северные амуры»)
3. Чем были вооружены башкирские воины в Отечественной войне 1812 г.? (колчан, стрелы, ружья, сабли, др.)
4. Какие народы нашего края приняли участие в Отечественной войне 1812 г.? (башкиры, тептяре, мишаре, калмыки, др.)
5. Принимали ли участие башкирские полки в Бородинском сражении? (Да, в составе кавалерии атамана М.И. Платова, 1-й башкирский полк)
Я считаю, что изучение прошлого своей семьи, города, села, школы, республики дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семье, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию - к стране, в которой ты живешь, а это помогает становлению гражданина, патриота великой России. Сегодня задача всех образовательных учреждений – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества.
Воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность, выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. Поэтому сегодня остро стоит задача формирования нового типа воспитательной системы, отвечающей реалиям нового времени и особенностям социальной, культурной, экономической и политической среды. Это содействие гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений, формирование здорового этико-эстетического представления школьников, привитие любви к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойным продолжателем славных традиций, способствование возрождению и развитию национальных культур.
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт.
Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? Научность и идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд методов и приемов работы учителя, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу и др. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети дома готовят сообщения на заданную тему, читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
Нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, несправедливости. Она должна воспитывать в подрастающем поколении подлинно общественную, активную нравственность, которая требует обязательной наступательной борьбы за совершенствование всей окружающей жизни.
Воспитание школьников предусматривает формирование гармонически развитой личности. Нравственное воспитание благодаря широте влияния на личность является стержнем воспитания.
Работа над темами патриотического, нравственного и гражданского воспитания на уроках ИКБ, башкирского языка мною продолжается. Много дел еще ждет впереди… Да, по башкирскому языку не сдают ОГЭ, ЕГЭ, даже  если выпускник великолепно не владеют языком… это может и не страшно. Главное в том, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию нравственных и духовных ценностей, способной любить свое Отечество. Без этого невозможно ни культурное, ни экономическое выздоровление Башкортостана, России.