Программа Развитие творческой самостоятельности обучающихся на уроках истории


«Развитие творческой самостоятельности обучающихся на уроках истории». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда сам проявит самостоятельность в их приобретении. Но учитель должен руководить этим самостоятельным трудом, давая для него материал. Это единственное требование в настоящее время для развития у учащихся самостоятельной познавательной деятельности, творческих способностей. Но здесь нужно соблюдать определенные психологические условия.
Развитие творческих способностей детей – процесс сложный и многогранный, который осуществляется, прежде всего, посредством развития творческого потенциала самого учителя, через совершенствование опыта его творческой деятельности, а также через становление у него личностного смысла по развитию творческих способностей воспитанников. Дети воспринимают педагога с позиции реализации им творческого подхода к обучению и воспитанию.
Цели Развивать у учащихся творческое мышление, готовить их к самостоятельному решению нестандартных теоретических и практических проблем, с которыми они часто будут встречаться в жизни.
Подготовка выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, создание условий для самореализации способностей обучающихся.
Задачи: Понимание важности изучения истории в современном мире
Формирование мотивации приобретения знаний по истории.
Создание условий для развития творческих способностей.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, мышления учащихся;
1. Проблемное обучение я использую на различных этапах урока. Перед изучением нового материала я ставлю интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового материала. Учитель может проводить целые уроки изучения нового материала в форме проблемного изложения. Начиная изучение нового материала, учитель выдвигает проблему, предлагает учебный материал и дает ориентиры для решения проблемы, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее "переоткрыть" (например, определить, в чем заключалась прогрессивность экономической политики правительства Петра I).
Проблемно-поисковый метод обучения нецелесообразно применять при изучении изобилующего фактами или нового сложного для учеников материала, а также при недостатке времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте учителя с учениками.
Использование творческих заданий на уроках истории
Для того чтобы работать с тестами, учителю необходимо знать, какие знания и умения по истории могут контролироваться такими заданиями.
1. Хронологические знания и умения.
а) Называть даты важнейших событий.
б) Соотносить год с веком, устанавливать последовательность событий.
2. Знание фактов.
а) Называть место, обстоятельства, участников, результаты.
б) Означать границы государств.
в) Знать достижения культуры и науки.
3. Умение анализировать.
а) Сопоставлять единичные исторические факты и общие явления
б) называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений
в) классифицировать исторические явления по указанному признаку
г) сравнивать исторические события и явления
4. Знания понятий и терминов.
5. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
6. Знание и умение работать с историческими источниками.
а) Определять автора, время, время создания
б) находить необходимую информацию
в) сравнивать несколько источников
г) умение работать с исторической картой.
Учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной теме.
2.Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории.Форма организации учебной деятельности для разных групп обучающихся. Индивидуальный подход - учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка. Все учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся - изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
Для этого использую метод наблюдения, анкетирование, беседы с родителями.
Выделение «способных» детей в каждом классном коллективе.
Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.
Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с детьми на уроках истории можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые игры. Для детей, более способных к творческой деятельности, специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, задания творческие.
3.Внеклассная работа (предметные мероприятия, предметным олимпиадам)
Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам. 4.Информационно-коммуникационные технологии:Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфо-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса.
Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки.
Педагогические методики:
Метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.ЯкиманскаяПоказатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность.Диагностики:
Методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения истории и обществознания.
Методика диагностики коммуникативных навыков Дж. Морено
Диагностика творческих способностей (гибкость мышления; навык решения проблем; продуктивность – способность к творчеству) по методике Гилфорда«Методики выделения существенных признаков» Д. Векслера
Список литературы
1.Система творческих заданий как средство развития творческих способностей школьников. Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. 2001.
2.Лернер И. Познавательные задачи в обучении истории.- М.: Просвещение, 1968
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве, Москва «Просвещение»,2010г.