«Дифференцированные задания для использования в обучении приемам быстрого чтения на уроках английского языка»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»



«Дифференцированные задания для использования в обучении приемам быстрого чтения на уроках английского языка»





Учитель английского языка
Маркова Н.В.













Пермь, 2015

Чтобы приобщить учащихся к чтению на иностранном языке, необходимо обеспечить успешность его протекания при помощи соответствующих заданий к упражнениям.

Упражнения для обучения чтению можно разделить на две группы.

Первая группа упражнений

Направлена на овладение средствами осуществления деятельности, т.е. языковым материалом. Читающий должен узнавать языковые единицы мгновенно, а для этого в памяти учащегося должен быть отчётливо и прочно запечатлён набор их дифференциальных признаков. Для создания зрительного образа слова могут быть использованы следующие упражнения:

запись слов (с учебника, доски);
написание полностью слов, данных с пропущенными буквами;
нахождение в ряду данных слов одинаково написанных или же различающихся одной буквой.

Особую подгруппу составляют упражнения, направленные на восстановление звукового образа слова по зрительному образу (озвучивание):

выбор слова по какому-либо признаку из ряда данных (например, содержащих одинаковый звук, но имеющих одинаковое написание - nodive, dye, by; произносимых одинаково, но имеющих различное написание - two, to , too; рифмующихся слов - cat-fat, line-dine);
группировка заданных слов по какому-либо признаку (выделить слова, содержащие краткий звук, долгий звук;
чтение слов, содержащих одну и ту же букву, но читающихся по-разному- die- kill, blood- mood.

В основе работы над словосочетанием должно лежать точное его понимание. Помимо перевода этой цели служат задания, аналогичные тем, которые подходят для изолированных единиц, а также задания на замену отдельных компонентов в словосочетании.

На материале предложений можно использовать следующие упражнения:

частичный перевод на родной язык;
заполнение пропусков в предложении одним из данных слов;
грамматический анализ предложения (для установления смысловых отношений между словами);
найти пары предложений, выражающих одну и ту же мысль;
соединить два предложения подходящим по смыслу союзом;
сокращение и расширение предложений;
выделение ключевых слов.

Вторая группа упражнений для обучения чтению на английском языке

Направлена на овладение учащимися способами смысловой переработки информации. Как правило, при чтении текста читающий пользуется одновременно несколькими приёмами (в зависимости от цели чтения тот или иной из них может становиться преобладающим), что требует комплексного применения ряда соответствующих умений. Можно выделить шесть основных умений, которые считаются необходимыми для всех видов чтения:

умение что-то выделить в тексте (основную мысль, требуемую информацию);
умение обобщить изложенные факты;
умение соотнести отдельные части текста (организовать изложенные факты в логическом, хронологическом порядке);
умение сделать вывод (вывести суждение) на основе фактов текста;
умение оценить изложенные факты в целом;
умение интерпретировать (понять подтекст).

Перечисленные выше умения развиваются путём постановки определённых задач перед чтением абзаца. Это задания типа определить основную мысль абзаца, дать оценку изложенному.эти задания могут принимать форму вопросов к конкретному содержанию абзацев. В качестве вспомогательных упражнений выступают такие, как выделение ключевого предложения, сокращение, расширение абзаца. Не менее важными являются задания, направляющие учащихся на целостное восприятие абзаца: придумать заголовок; найти предложение, суммирующее содержание абзаца; разбить сплошной текст на абзацы; составить абзац из предложений, данных в произвольном порядке.

Наряду с упражнениями, направленными на овладение языковым материалом и развитие приёмов смысловой обработки материала, воспринимаемого при чтении, необходимы и упражнения, развивающие у учащихся механизмы вероятностного прогнозирования. Для этого подойдут все те упражнения, о которых речь шла выше.
В дополнение к ним могут быть предложены и специальные упражнения:

подстановочные таблицы с выбором;
придумывание предложений, которые могли бы закончить данный абзац;
беглое чтение вслух предложений (абзацев) в которых а) в словах пропущены буквы; б) пропущены слова.

Проверяя, насколько учащиеся поняли текст, учитель спрашивает их индивидуально. Для этой цели могут быть предложены следующие упражнения:

на начальном этапе:
Read and draw;
Here are the questions. Find the answers in the text;
Find the following sentences in the text (даются русские эквиваленты);
Correct the following statements which are not true to fact;
Read the sentences you find most important in the text.
на среднем и старших этапах:
Answer the questions;
Tell your classmates what/ who/ when/ where/ why;
Read the words (the sentences) to prove what you say;
Translate the text (как письменно, так и устно);
Write a short annotation of the text.

Если текст для чтения лёгкий, т.е. не содержит незнакомых слов, неизвестного грамматического материала, то учитель использует задания, связанные с говорением, с активным использованием вокабуляра, например, вопросы по тексту. Вопросы задаются также и с целью проверить понимание прочитанного. Работа должна проходить в быстром темпе, т.к. скорость играет значительную роль в достижении желаемых результатов. Если ученик не готов отвечать, учитель не ждёт. Но все до единого учащиеся должны иметь шанс ответить на вопрос. После этого- пересказ текста. Один из учеников начинает, другой продолжает.

Если же текст трудный и ученики вынуждены пользоваться словарями, то тогда тактика работы изменяется. Задача учеников не просто получить какую-то информацию, но и улучшить знание изучаемого языка.
Поэтому следует проделывать следующие виды работ:

лексическая работа- помогает ученикам обогатить их вокабуляр;
грамматическая- помогает повторить и систематизировать знания учащихся по грамматике;
стилистическая- помогает ознакомиться со стилистическим использованием слов и грамматических форм.

Задания, главным образом, имеют следующие формы:
findand read;
findand translate;
findand analyse;
answer the questions.

Выбор упражнений зависит от успехов учащихся, а также от используемого материала.
15